Культура
НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ В ТЕАТРЕ ЛЕНСОВЕТА
04 ноября
Исаак Зингер - писатель, лауреат Нобелевской премии, чье имя сравнительно недавно стало известно в России. У нас он стал популярен благодаря своей пьесе "Тойбеле и ее демон", которая несколько лет назад была поставлена и в Петербурге в театре "На Литейном" (режиссер В. Пази). А на этой неделе в Театре им. Ленсовета состоится премьера спектакля "Фокусник из Люблина" по одноименному роману этого автора. По этому поводу мы решили побеседовать с режиссером спектакля Александром Нордштремом (на снимке слева) и исполнителями главных ролей Семеном Стругачевым (на снимке справа) и Анной Алексахиной.
- Первый вопрос к режиссеру. Скажите, пожалуйста, почему вдруг именно Зингер и почему "Фокусник из Люблина"?
Александр Нордштрем:
- Когда я впервые прочитал "Фокусника из Люблина", то почувствовал, что этот материал попал в десятку, в мою собственную десятку. Так бывает: читаешь - и как будто бы это про тебя, ты уже об этом думал, многое пережил, а автор сформулировал твои мысли, но на совершенно другом художественном уровне.
- А что конкретно зацепило вас в этом романе, в чем, по-вашему, его актуальность?
А. Н.: - Это такой вариант "Осеннего марафона", когда мужчина разрывается между женой, любовницей, подругой и другими женщинами. Но у Зингера этот человек - фокусник, и за пределами отношений с любимыми женщинами он может все. Он всемогущ в своем искусстве и в творчестве, а в жизни начинает спотыкаться, и чем дальше, тем больше запутывается в этих сложных взаимоотношениях. И в результате разрубает этот узел, уйдя в уединение, которое позволяет ему осмыслить себя самого, свою жизнь и остаться наедине с богом.
- Что вы вкладываете в слова "остаться наедине с богом"?
А. Н.: - Прийти к богу - значит начать понимать про жизнь больше, чем остальные, выйти на новый уровень. Но когда я говорю о боге, то говорю не о конкретной религии, а о боге как о некоем нравственном законе.
- Семен Михайлович, а что для вас роль фокусника Яши, сложна ли она и в чем вам близок ваш персонаж?
Семен Стругачев: - Это сложная роль, мой герой Яша из фокусника превращается в человека. Он приходит к богу, к пониманию смысла жизни. Мне это близко, потому что я человек уже не молодой и пора что-то подытоживать, собрать все свои штампы, все, что ты наработал за многие годы и чем пользовался в театре и в жизни, и отказаться от этого. В этой роли пересекаются какие-то грани ролей, которые я играл раньше, и можно было бы сыграть ее смешно и легкомысленно, но я надеюсь, что этого не произойдет. Потому что там есть не только комедийное, фарсовое, но и трагедийное.
- Вопрос к Анне Алексахиной. Вы играете женщину, из-за которой в Яше произошел перелом. Это ведь не первое ваше партнерство с Семеном Стругачевым?
Анна Алексахина: - Семен у нас характерный, комедийный актер, но я с ним все время встречаюсь в драматическом материале. Десять лет назад в спектакле "Западня" я играла жену Сениного героя. Это был один из лучших наших спектаклей и одна из лучших его работ. Для нас это стало своеобразной планкой, мерой, мы все время соотносимся с той своей работой, ищем качества, которые открыли тогда, и говорим друг другу: "Помнишь, как ты в "Западне?" Это наш гамбургский счет друг к другу.
- А чем для вас важна работа над "Фокусником из Люблина"?
А. А.: - Это прекрасная литература. Для меня наслаждение произносить и слушать текст Зингера. Артистам вообще редко приходится разговаривать через деепричастные обороты, обычно в спектаклях по современным пьесам я задыхаюсь от обмена короткими, бессодержательными репликами. Мне необходимы эти глубина и стиль.
- По вашему мнению, о чем "Фокусник из Люблина"?
А. А.: - На мой взгляд, это про нравственный поиск. Люди часто неосознанно совершают нравственные преступления, они становятся бытом, заповеди нарушаются между делом, человек этого просто не замечает. Но рано или поздно за каждый неверный шаг приходится расплачиваться и выбирать, как тебе жить - по горизонтали или по вертикали. По-моему, это еще и об осознании, к которому должен прийти каждый человек, если у него есть душа и разум.
Виктория АМИНОВА
- Первый вопрос к режиссеру. Скажите, пожалуйста, почему вдруг именно Зингер и почему "Фокусник из Люблина"?
Александр Нордштрем:
- Когда я впервые прочитал "Фокусника из Люблина", то почувствовал, что этот материал попал в десятку, в мою собственную десятку. Так бывает: читаешь - и как будто бы это про тебя, ты уже об этом думал, многое пережил, а автор сформулировал твои мысли, но на совершенно другом художественном уровне.
- А что конкретно зацепило вас в этом романе, в чем, по-вашему, его актуальность?
А. Н.: - Это такой вариант "Осеннего марафона", когда мужчина разрывается между женой, любовницей, подругой и другими женщинами. Но у Зингера этот человек - фокусник, и за пределами отношений с любимыми женщинами он может все. Он всемогущ в своем искусстве и в творчестве, а в жизни начинает спотыкаться, и чем дальше, тем больше запутывается в этих сложных взаимоотношениях. И в результате разрубает этот узел, уйдя в уединение, которое позволяет ему осмыслить себя самого, свою жизнь и остаться наедине с богом.
- Что вы вкладываете в слова "остаться наедине с богом"?
А. Н.: - Прийти к богу - значит начать понимать про жизнь больше, чем остальные, выйти на новый уровень. Но когда я говорю о боге, то говорю не о конкретной религии, а о боге как о некоем нравственном законе.
- Семен Михайлович, а что для вас роль фокусника Яши, сложна ли она и в чем вам близок ваш персонаж?
Семен Стругачев: - Это сложная роль, мой герой Яша из фокусника превращается в человека. Он приходит к богу, к пониманию смысла жизни. Мне это близко, потому что я человек уже не молодой и пора что-то подытоживать, собрать все свои штампы, все, что ты наработал за многие годы и чем пользовался в театре и в жизни, и отказаться от этого. В этой роли пересекаются какие-то грани ролей, которые я играл раньше, и можно было бы сыграть ее смешно и легкомысленно, но я надеюсь, что этого не произойдет. Потому что там есть не только комедийное, фарсовое, но и трагедийное.
- Вопрос к Анне Алексахиной. Вы играете женщину, из-за которой в Яше произошел перелом. Это ведь не первое ваше партнерство с Семеном Стругачевым?
Анна Алексахина: - Семен у нас характерный, комедийный актер, но я с ним все время встречаюсь в драматическом материале. Десять лет назад в спектакле "Западня" я играла жену Сениного героя. Это был один из лучших наших спектаклей и одна из лучших его работ. Для нас это стало своеобразной планкой, мерой, мы все время соотносимся с той своей работой, ищем качества, которые открыли тогда, и говорим друг другу: "Помнишь, как ты в "Западне?" Это наш гамбургский счет друг к другу.
- А чем для вас важна работа над "Фокусником из Люблина"?
А. А.: - Это прекрасная литература. Для меня наслаждение произносить и слушать текст Зингера. Артистам вообще редко приходится разговаривать через деепричастные обороты, обычно в спектаклях по современным пьесам я задыхаюсь от обмена короткими, бессодержательными репликами. Мне необходимы эти глубина и стиль.
- По вашему мнению, о чем "Фокусник из Люблина"?
А. А.: - На мой взгляд, это про нравственный поиск. Люди часто неосознанно совершают нравственные преступления, они становятся бытом, заповеди нарушаются между делом, человек этого просто не замечает. Но рано или поздно за каждый неверный шаг приходится расплачиваться и выбирать, как тебе жить - по горизонтали или по вертикали. По-моему, это еще и об осознании, к которому должен прийти каждый человек, если у него есть душа и разум.
Виктория АМИНОВА