Культура
УДАРНАЯ ДОЗА КОНЦЕПТУАЛИЗМА
05 ноября
Что такое концептуализм "по-московски", можно было посмотреть этим летом, когда в Эрмитаже показывали Илью Кабакова, а в Русском музее - Виктора Пивоварова. Теперь Немецкий культурный центр им. Гете и Институт связей с зарубежными странами ifa представляют петербуржцам немецкий вариант.
Ханне Дарбовен оказалась в Нью-Йорке в 1966-1968 гг. - как раз тогда, когда в художественной среде поднялась волна концептуализма. Устав от поп-арта с его растиражированными банками томатного супа, художники провозгласили, что важнее не изображаемый предмет искусства и даже не техника его изображения, а то, что художник обозначает этим предметом, его рефлексия по этому поводу - то есть концепт. И горы документов, протоколирующих процесс, происходящий в умах художников, завалили галереи Европы и Америки не хуже уорхоловских принтов. С тех пор концептуализм, пережив свой пик популярности, продолжает существовать наравне с другими движениями.
Ханне Дарбовен делает (именно этот глагол она и сама употребляет по отношению к своему искусству) классический вариант честного концептуализма. Каждый день она исписывает нотами, числами или каракулями лист бумаги, иногда приклеит картинку или фотографию, иногда что-то нарисует, вставит цитату. Когда листов скапливается побольше, они оформляются в рамочки и вешаются на стену в галерее. Музыкальное произведение еще и записывается на пленку (для зрителя есть наушники, чтобы прослушать его). Критики воспринимают работу Ханне Дарбовен очень серьезно. Они говорят о "проблемах времени-пространства", о "соотношении политических событий и личного опыта художницы", о "числовых закономерностях" и о многом другом.
Эта выставка представляет собой настолько яркий образец "жанра", что каждый посетитель получает возможность раз и навсегда понять для себя: он за или против концептуализма. Если вы не ждете от искусства ничего, кроме рассудочности, идейности и упорства, вам с европейским концептуализмом по пути. Если вам нужны впечатления, эмоции, художественная форма, наконец, здесь вы очень быстро заскучаете и на второй этаж подниматься уже будет незачем.
Для всех, не определившихся в своем выборе, 13 ноября в 15.00 экскурсию по выставке проведет искусствовед Иван Чечот. Выставка открыта до 23 ноября, кроме четверга и пятницы, с 11 до 17 часов.
Надежда ДЕМКИНА
Ханне Дарбовен оказалась в Нью-Йорке в 1966-1968 гг. - как раз тогда, когда в художественной среде поднялась волна концептуализма. Устав от поп-арта с его растиражированными банками томатного супа, художники провозгласили, что важнее не изображаемый предмет искусства и даже не техника его изображения, а то, что художник обозначает этим предметом, его рефлексия по этому поводу - то есть концепт. И горы документов, протоколирующих процесс, происходящий в умах художников, завалили галереи Европы и Америки не хуже уорхоловских принтов. С тех пор концептуализм, пережив свой пик популярности, продолжает существовать наравне с другими движениями.
Ханне Дарбовен делает (именно этот глагол она и сама употребляет по отношению к своему искусству) классический вариант честного концептуализма. Каждый день она исписывает нотами, числами или каракулями лист бумаги, иногда приклеит картинку или фотографию, иногда что-то нарисует, вставит цитату. Когда листов скапливается побольше, они оформляются в рамочки и вешаются на стену в галерее. Музыкальное произведение еще и записывается на пленку (для зрителя есть наушники, чтобы прослушать его). Критики воспринимают работу Ханне Дарбовен очень серьезно. Они говорят о "проблемах времени-пространства", о "соотношении политических событий и личного опыта художницы", о "числовых закономерностях" и о многом другом.
Эта выставка представляет собой настолько яркий образец "жанра", что каждый посетитель получает возможность раз и навсегда понять для себя: он за или против концептуализма. Если вы не ждете от искусства ничего, кроме рассудочности, идейности и упорства, вам с европейским концептуализмом по пути. Если вам нужны впечатления, эмоции, художественная форма, наконец, здесь вы очень быстро заскучаете и на второй этаж подниматься уже будет незачем.
Для всех, не определившихся в своем выборе, 13 ноября в 15.00 экскурсию по выставке проведет искусствовед Иван Чечот. Выставка открыта до 23 ноября, кроме четверга и пятницы, с 11 до 17 часов.
Надежда ДЕМКИНА