Культура
ВЕЧНАЯ РОСКОШЬ СЕРЕБРА
05 ноября
До февраля будущего года в Синей спальне Зимнего дворца, куда обычно приходят любоваться ювелирным искусством, будет работать выставка польского серебра из собрания Эрмитажа. В музейной коллекции свыше ста предметов мастеров серебряных дел, из них более половины можно увидеть в витринах.
В ту эпоху, к которой принадлежат эти сокровища, центрами ювелирного искусства в Польше были Гданьск и Вроцлав. Самые ранние произведения гданьских серебряников в эрмитажной коллекции датируются 1620-1640 годами.
Украшать свои дома роскошью из золота и серебра могли только богатые бюргеры и городские патриции, которым нравились огромные кубки, гигантские блюда, тяжелые канделябры. На кубках и блюдах изображались библейские или исторические сюжеты, несущие высокоморальный смысл бытия, а также светские сценки с изображением дам и кавалеров, получившие название "общество в парке". Так помимо дорогих подарочных вещей серебряники изготовляли и массовую продукцию, к которым относятся бюргерские кружки. Порой мастера вмонтировывали в кружки монеты или медали с портретами королей, чеканя между ними орнаменты из акантов и крупных связок плодов. Такой декор крупновыразителен в каждой детали.
Из столового серебра у коллекционеров ценились ложки польских мастеров. Их интерес понятен, ведь на черенках ложечек, как правило, вырезалась нравоучительная тирада - "Мысль беспечная роскошь вечная" или "Жизнь почтенная это богатство настоящее". Можно представить, как в далеком польском доме какой-нибудь светлокудрый малыш, разглядывая кружку с драматическим сюжетом "Жертвоприношение Авраама", учится жить в смирении и по совести, или читает изречение на черенке ложки.
Основу музейной коллекции польского серебра заложил сам Петр Первый и его сподвижник генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Также серебряные ценности оказались в Эрмитаже после Октябрьской революции из национализированных дворцов и частных музеев Юсуповых, Строгановых, Шуваловых, других князей и графов. В наше время собрание растет из новых приобретений у частных лиц, недавно оно пополнилось ценными изделиями знаменитых гданьских мастеров из семьи Роде.
Людмила ВОЛКОВА
В ту эпоху, к которой принадлежат эти сокровища, центрами ювелирного искусства в Польше были Гданьск и Вроцлав. Самые ранние произведения гданьских серебряников в эрмитажной коллекции датируются 1620-1640 годами.
Украшать свои дома роскошью из золота и серебра могли только богатые бюргеры и городские патриции, которым нравились огромные кубки, гигантские блюда, тяжелые канделябры. На кубках и блюдах изображались библейские или исторические сюжеты, несущие высокоморальный смысл бытия, а также светские сценки с изображением дам и кавалеров, получившие название "общество в парке". Так помимо дорогих подарочных вещей серебряники изготовляли и массовую продукцию, к которым относятся бюргерские кружки. Порой мастера вмонтировывали в кружки монеты или медали с портретами королей, чеканя между ними орнаменты из акантов и крупных связок плодов. Такой декор крупновыразителен в каждой детали.
Из столового серебра у коллекционеров ценились ложки польских мастеров. Их интерес понятен, ведь на черенках ложечек, как правило, вырезалась нравоучительная тирада - "Мысль беспечная роскошь вечная" или "Жизнь почтенная это богатство настоящее". Можно представить, как в далеком польском доме какой-нибудь светлокудрый малыш, разглядывая кружку с драматическим сюжетом "Жертвоприношение Авраама", учится жить в смирении и по совести, или читает изречение на черенке ложки.
Основу музейной коллекции польского серебра заложил сам Петр Первый и его сподвижник генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Также серебряные ценности оказались в Эрмитаже после Октябрьской революции из национализированных дворцов и частных музеев Юсуповых, Строгановых, Шуваловых, других князей и графов. В наше время собрание растет из новых приобретений у частных лиц, недавно оно пополнилось ценными изделиями знаменитых гданьских мастеров из семьи Роде.
Людмила ВОЛКОВА