Культура
РЫНОЧНОЕ ИСКУССТВО
19 ноября
Между этими двумя событиями намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Если вы посетили обе выставки, потом решительно невозможно вспомнить, что вы видели на одной, а что - на другой. Поскольку и тут и там представлено искусство, что называется, салонного формата. Добротные пейзажи, серьезные портреты, правильно выстроенные натюрморты, эротические ню, жанровые сцены и прочее - разнообразных размеров и стилей исполнения (от легкого импрессионизма до замаха на абстракцию, правда, робкого).
Отличались только условия участия в выставках. Союз художников, естественно, представлял только своих членов (из почти 4 тысяч выставиться пожелали около 700). Art index - выставка, по сути, коммерческая: чтобы быть напечатанным в одноименном справочнике, художники и галереи должны заплатить. Коммерция здесь оказала добрую услугу: благодаря цензуре оплаты в зале Этнографического музея раз в пять меньше экспонатов, чем в зале Союза художников. Там пять залов увешаны картинами, графикой, фотографиями, заставлены скульптурами так густо, что вычленить хоть что-нибудь из этого потока очень сложно. Поэтому слова Андрея Блиока, заслуженного художника России, председателя секции живописи СПб. СХ: "Мне кажется, что каждый зритель, посетивший ее, сможет найти своего автора и свою картину", - кажутся несбыточной мечтой.
Выставка Art index из разряда новейших явлений: художники объединяются в структуры, чтобы заработать себе на хлеб с маслом, найти своего покупателя. Отчетная выставка Союза художников - реликт, оставшийся нам со времен Советского Союза. Когда художники должны были представить государству определенный объем сделанной за год работы в квадратных метрах, в залитованных заранее темах, в заготовленных загодя позах. Тем удивительнее, что два явления из разных эпох столь идеально совпали в собственно художественном, эстетическом плане.
Сам собой напрашивается вывод: все дело в покупателе! Это он, покупатель, хочет видеть у себя на стене привычное с детства искусство и диктует художнику такие правила рынка. Ведь только незначительному количеству покупателей-москвичей тамошние кураторы успели объяснить, что это уже немодно, что пора покупать современное искусство. А у нас и кураторы-то в городе не в чести, так что крупнейший Союз художников может себе позволить устроить такую неряшливую, никак не оформленную выставку. Вот и приходится художникам страдать из-за социального заказа. Правда, не всем, а тем, кто еще участвует в подобных выставках.
Надежда ДЕМКИНА
Отличались только условия участия в выставках. Союз художников, естественно, представлял только своих членов (из почти 4 тысяч выставиться пожелали около 700). Art index - выставка, по сути, коммерческая: чтобы быть напечатанным в одноименном справочнике, художники и галереи должны заплатить. Коммерция здесь оказала добрую услугу: благодаря цензуре оплаты в зале Этнографического музея раз в пять меньше экспонатов, чем в зале Союза художников. Там пять залов увешаны картинами, графикой, фотографиями, заставлены скульптурами так густо, что вычленить хоть что-нибудь из этого потока очень сложно. Поэтому слова Андрея Блиока, заслуженного художника России, председателя секции живописи СПб. СХ: "Мне кажется, что каждый зритель, посетивший ее, сможет найти своего автора и свою картину", - кажутся несбыточной мечтой.
Выставка Art index из разряда новейших явлений: художники объединяются в структуры, чтобы заработать себе на хлеб с маслом, найти своего покупателя. Отчетная выставка Союза художников - реликт, оставшийся нам со времен Советского Союза. Когда художники должны были представить государству определенный объем сделанной за год работы в квадратных метрах, в залитованных заранее темах, в заготовленных загодя позах. Тем удивительнее, что два явления из разных эпох столь идеально совпали в собственно художественном, эстетическом плане.
Сам собой напрашивается вывод: все дело в покупателе! Это он, покупатель, хочет видеть у себя на стене привычное с детства искусство и диктует художнику такие правила рынка. Ведь только незначительному количеству покупателей-москвичей тамошние кураторы успели объяснить, что это уже немодно, что пора покупать современное искусство. А у нас и кураторы-то в городе не в чести, так что крупнейший Союз художников может себе позволить устроить такую неряшливую, никак не оформленную выставку. Вот и приходится художникам страдать из-за социального заказа. Правда, не всем, а тем, кто еще участвует в подобных выставках.
Надежда ДЕМКИНА