Северо-Запад
ТЕАТРАЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ
19 ноября
Впрочем, недавно чиновники хотели на один театр "сократить". Но у них ничего не вышло: актеры объявили голодовку, да и общественность взбунтовалась. Не помог даже "звездный" авторитет землячки Нины Раутио, которая была специально приглашена из Лондона и по замыслу, рожденному в кабинетах республиканского министерства культуры, должна была ликвидировать театр драмы, а труппу музыкального театра преобразовать в оперный театр. Никто, собственно, не понимал, почему в задачу оперной певицы входило непременное расформирование одной из трупп, поскольку обе - и драма, и оперетта - испокон веков мирно уживались в одном здании. Хотя действительно период расцвета коллективов остался в прошлом, и сейчас они значительно уступают в рейтинге популярности молодежным труппам Национального театра и театра "Творческая мастерская".
Наверное, не хватает "второго дыхания". Ну так дайте срок, оно появится. Появятся художественные лидеры, которые смогут, опираясь на традиции, органично вписать и тот и другой театр в палитру современного стремительно развивающегося искусства.
Тонкий мир, обязательно присутствующий там, где гуляют энергии творчества, время от времени тоже проявляет свою паранормальную реакцию на происходящее. Например, в прошлом сезоне в самый ответственный момент сдачи мюзикла внезапно вспыхнул занавес... Поговаривают также, что само здание "не в том месте построено". Ведь раньше на этой площади стоял Кафедральный собор - пока его не взорвали.
Актриса театра драмы Светлана Медведева, как и вся творческая братия, болезненно переживает кризисный момент, охвативший храм Мельпомены: "То, на что сейчас ориентирован театр, - увеселение. Я понимаю, это тоже надо. В театре хочется расслабиться, отдохнуть. Только мы не самыми лучшими интерпретациями пытаемся создать настроение. Да и не знаю, создаем ли? Я не обижена работой, но не хочу играть в каких-то глупых комедиях, в мафиозных историях".
Когда в город приезжает работать москвич Андрей Андреев, Светлана не только погружается в сотворческий процесс на родной сцене, но также неоднократно просматривает его спектакли в других театрах. Потом удивляется: "Чтобы мне смотреть чей-то спектакль шесть раз! Я понимаю, когда девочка 17-летняя, влюбленная в какого-то артиста... Но я действительно так заворожена. Люблю открытия, потрясения..." Андреевскими спектаклями потрясены и зрители. Например, недавней фантазией по первым двум песням "Калевалы", выполненной в стиле шаманских мистификаций.
К сожалению, у тружеников провинциальных театров по сравнению со столичными имеются значительные ограничения в свободе самовыражения. Они ведут в основном оседлый образ жизни, так как нет здесь ни антрепризы, ни теле- или киносъемок, дающих возможность и творческих экспериментов, и дополнительных материальных стимулов. К тому же театры все государственные. Дирекции работают с определенной оглядкой на официальное мнение, а артисты являются своего рода заложниками своей профессии, которая сегодня, увы, не дает им достойного заработка.
"То время, когда мы росли, было совсем другим, - откровенничает Светлана, - то было время романтиков, а сейчас сплошной прагматизм. И рынок. Иногда ловлю себя на мысли: а нужно ли вообще заниматься тем, чем занимаюсь всю жизнь?"
Однажды драматург Борис Гущин предложил сыграть в его пьесе "В стороне от автопортрета", но только не в театре. Живет в Петрозаводске нестандартно мыслящая натура Ольга Карклин, мечтающая сделать национальное карельское кино. Стучится во все двери, пробивая проекты, доказывая, как это перспективно. И вот созданная ею творческая бригада замахнулась на грандиозный замысел. В довольно скупой фабуле пьесы Бориса Гущина известный режиссер Сергей, прототипом которого послужил гонимый при советском режиме Параджанов, посещает мастерскую художницы Кето, прототипом которой послужила не признававшаяся когда-то карельской официозной культурой художница Пехова. Кето впервые получает высокую оценку своим художественным экспериментам и почти влюбляется в Сергея, но в скором времени узнает, что он арестован вездесущими органами.
Непризнанного мастера Кето-Пехову воплощает Светлана Медведева. Несмотря на то что многие называют материал абсолютно не кинематографичным, поскольку там никого не грабят, не насилуют, уже вовсю идет процесс монтажа. А к концу года запланирован общереспубликанский показ.
Впрочем, для Светланы более ценен процесс создания, чем момент представления результата публике. Когда процесс заканчивается, хочется его продлить. Все отмечают премьеру, а она в слезы... Но потом приходит новая работа, и все начинается сначала.
Адре ГАЛИЧАНИН
Наверное, не хватает "второго дыхания". Ну так дайте срок, оно появится. Появятся художественные лидеры, которые смогут, опираясь на традиции, органично вписать и тот и другой театр в палитру современного стремительно развивающегося искусства.
Тонкий мир, обязательно присутствующий там, где гуляют энергии творчества, время от времени тоже проявляет свою паранормальную реакцию на происходящее. Например, в прошлом сезоне в самый ответственный момент сдачи мюзикла внезапно вспыхнул занавес... Поговаривают также, что само здание "не в том месте построено". Ведь раньше на этой площади стоял Кафедральный собор - пока его не взорвали.
Актриса театра драмы Светлана Медведева, как и вся творческая братия, болезненно переживает кризисный момент, охвативший храм Мельпомены: "То, на что сейчас ориентирован театр, - увеселение. Я понимаю, это тоже надо. В театре хочется расслабиться, отдохнуть. Только мы не самыми лучшими интерпретациями пытаемся создать настроение. Да и не знаю, создаем ли? Я не обижена работой, но не хочу играть в каких-то глупых комедиях, в мафиозных историях".
Когда в город приезжает работать москвич Андрей Андреев, Светлана не только погружается в сотворческий процесс на родной сцене, но также неоднократно просматривает его спектакли в других театрах. Потом удивляется: "Чтобы мне смотреть чей-то спектакль шесть раз! Я понимаю, когда девочка 17-летняя, влюбленная в какого-то артиста... Но я действительно так заворожена. Люблю открытия, потрясения..." Андреевскими спектаклями потрясены и зрители. Например, недавней фантазией по первым двум песням "Калевалы", выполненной в стиле шаманских мистификаций.
К сожалению, у тружеников провинциальных театров по сравнению со столичными имеются значительные ограничения в свободе самовыражения. Они ведут в основном оседлый образ жизни, так как нет здесь ни антрепризы, ни теле- или киносъемок, дающих возможность и творческих экспериментов, и дополнительных материальных стимулов. К тому же театры все государственные. Дирекции работают с определенной оглядкой на официальное мнение, а артисты являются своего рода заложниками своей профессии, которая сегодня, увы, не дает им достойного заработка.
"То время, когда мы росли, было совсем другим, - откровенничает Светлана, - то было время романтиков, а сейчас сплошной прагматизм. И рынок. Иногда ловлю себя на мысли: а нужно ли вообще заниматься тем, чем занимаюсь всю жизнь?"
Однажды драматург Борис Гущин предложил сыграть в его пьесе "В стороне от автопортрета", но только не в театре. Живет в Петрозаводске нестандартно мыслящая натура Ольга Карклин, мечтающая сделать национальное карельское кино. Стучится во все двери, пробивая проекты, доказывая, как это перспективно. И вот созданная ею творческая бригада замахнулась на грандиозный замысел. В довольно скупой фабуле пьесы Бориса Гущина известный режиссер Сергей, прототипом которого послужил гонимый при советском режиме Параджанов, посещает мастерскую художницы Кето, прототипом которой послужила не признававшаяся когда-то карельской официозной культурой художница Пехова. Кето впервые получает высокую оценку своим художественным экспериментам и почти влюбляется в Сергея, но в скором времени узнает, что он арестован вездесущими органами.
Непризнанного мастера Кето-Пехову воплощает Светлана Медведева. Несмотря на то что многие называют материал абсолютно не кинематографичным, поскольку там никого не грабят, не насилуют, уже вовсю идет процесс монтажа. А к концу года запланирован общереспубликанский показ.
Впрочем, для Светланы более ценен процесс создания, чем момент представления результата публике. Когда процесс заканчивается, хочется его продлить. Все отмечают премьеру, а она в слезы... Но потом приходит новая работа, и все начинается сначала.
Адре ГАЛИЧАНИН