Культура
И СЭМ, И ТЭЙЛОР, И ВУД
26 ноября
Год назад в Мраморном дворце петербуржцы уже имели возможность познакомиться с одной из звезд движения Young British Artists - Дэмиеном Херстом, и вот теперь следующая мировая знаменитость прилетает в Петербург на открытие своей выставки прямо из Лондона (Херст, надо отметить, в Петербург не приехал, хотя и обещал). Прежде всего для Петербурга в целом и для Русского музея в особенности это - знак избранности, принадлежности к миру contemporary art. Пусть у нас нет полноценного музея современного искусства, пусть нет своих биеннале и артярмарок, которыми успела обзавестись Москва, пусть даже круг галерей уже не бывает, пусть петербургские художники теперь заняты только сохранением крыши над головой, пусть... Но зато вот Сэм Тэйлор-Вуд показала свою выставку сначала у нас, а потом уже поедет в Москву! Это действительно повод погордиться активностью сотрудников и Британского совета (который уже 10 лет трудится в Петербурге), и отдела новейших течений Русского музея (прежде всего Александра Боровского и Олеси Туркиной).
Но гордость не должна затмевать сам предмет - художницу и ее искусство. Сэм Тэйлор-Вуд, поучившись скульптуре, стала заниматься видео и фото. Как и все из движения YBA, начала со скандалов: собственного автопортрета со спущенными штанами и нецензурными надписями на футболке. Однако как мы не увидели скандального Херста (разделанных акул, коров и ягнят в город на Неве решили не везти), так и со скандальными этапами в творчестве Тэйлор-Вуд можно ознакомиться, только полистав английские каталоги ее предыдущих выставок. Вживую нам показывают гораздо более спокойное и академичное искусство, заботливо обрамленное цитатами из мирового художественного контекста.
Видео Still life с классическим натюрмортом из фруктов, за три минуты сгнивающими перед зрителем до состояния "жидкой каши", как выразилась сама художница. Серия автопортретов Suspended, где художница повисает в воздухе, с помощью тросов и компьютерной программы для обработки фотографий Photoshop игнорируя законы тяготения. Видео Strings (still), в котором украинский солист лондонского балета парит над чинным струнным квартетом, играющим музыку Чайковского. Серия фотопортретов знаменитых мужчин, где все - от Дастина Хоффмана до Тима Рота - плачут горючими слезами.
Условия, созданные для экспонирования современного британского искусства в Михайловском замке, - идеальны. Все выполнено технически безупречно. Художница сама приехала на открытие, актуальна и востребована всеми фестивалями и галереями мира. Словом, петербуржцам все принесли на блюдечке с голубой каемочкой, разжевали и положили в рот - осталось только попробовать, какое оно, это contemporary art, на вкус.
Надежда ДЕМКИНА
Но гордость не должна затмевать сам предмет - художницу и ее искусство. Сэм Тэйлор-Вуд, поучившись скульптуре, стала заниматься видео и фото. Как и все из движения YBA, начала со скандалов: собственного автопортрета со спущенными штанами и нецензурными надписями на футболке. Однако как мы не увидели скандального Херста (разделанных акул, коров и ягнят в город на Неве решили не везти), так и со скандальными этапами в творчестве Тэйлор-Вуд можно ознакомиться, только полистав английские каталоги ее предыдущих выставок. Вживую нам показывают гораздо более спокойное и академичное искусство, заботливо обрамленное цитатами из мирового художественного контекста.
Видео Still life с классическим натюрмортом из фруктов, за три минуты сгнивающими перед зрителем до состояния "жидкой каши", как выразилась сама художница. Серия автопортретов Suspended, где художница повисает в воздухе, с помощью тросов и компьютерной программы для обработки фотографий Photoshop игнорируя законы тяготения. Видео Strings (still), в котором украинский солист лондонского балета парит над чинным струнным квартетом, играющим музыку Чайковского. Серия фотопортретов знаменитых мужчин, где все - от Дастина Хоффмана до Тима Рота - плачут горючими слезами.
Условия, созданные для экспонирования современного британского искусства в Михайловском замке, - идеальны. Все выполнено технически безупречно. Художница сама приехала на открытие, актуальна и востребована всеми фестивалями и галереями мира. Словом, петербуржцам все принесли на блюдечке с голубой каемочкой, разжевали и положили в рот - осталось только попробовать, какое оно, это contemporary art, на вкус.
Надежда ДЕМКИНА