Культура
ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ
08 декабря
Произошло и очевидное расслоение подобного жанрового образования на ток-шоу о "высоких" темах и ток-шоу о темах "низких", стыдливых. В разряд первых, очевидно, мы относим политизированные дискуссии в программе "Основной инстинкт" (Первый канал) и почившую "Свободу слова" (НТВ). Второй отряд телевизионных разговорных зрелищ более многочислен и представляет собою достаточно разношерстный отряд "телеговорильни": от пошло-неприличных "Окон" до претендующих на объективность "Пяти вечеров" и склочной "Школы злословия", не говоря уже о "высоколобой" "Культурной революции". И на этом фоне все выгоднее и выгоднее своей драматургией, набором участников и важностью обсуждаемых тем выделяется программа Владимира Соловьева "К барьеру!" (НТВ).
Не скрою: на старте своей карьеры телеведущего Соловьев не вызывал у меня восторга в силу того, что режиссеры и редакторы ставили его в слишком заданные и слишком узкие рамки конкретного творческого решения, не давая развернуться таланту полемиста и модератора. В ситуации вызова к барьеру двух заведомо конфронтационных по духу и воззрениям участников Владимир Соловьев изо всех сил старается выступить в качестве нейтрального арбитра, ведущего прения сторон. Он мастерски регулирует ход дискуссии, явно подталкивая ее участников к новому витку выяснения мнений в тот момент, когда кажется, будто они уже устали или исчерпали аргументы. Он задает острые и прямые вопросы, от которых невозможно отвертеться или отмахнуться. Однако он же и меткой шуткой снимает возникающее в студии психологическое напряжение.
Выделяет программу Соловьева, на мой взгляд, умелый и точный выбор тем, остро волнующих многомиллионную аудиторию зрителей: от проблемы терроризма и монетизации льгот до проблем армии или легализации проституции. Но выбрать тему - вовсе не означает ее хорошо обсудить. На примере конферанса Светланы Сорокиной ("Основной инстинкт") мы видим, как теряется умелая экс-ведущая теленовостей в ситуации возникающих споров и крикливо-резких дебатов. Если записать ее реплики в одной дискуссии и вмонтировать их в дискуссию на другую тему, то большой разницы вы не обнаружите, услышав и увидев лишь формальные выплески эмоций, не более. Соловьев же всегда предельно конкретен, эмоционально активен и логически последователен в поочередном обращении к участникам своей программы.
Что же касается секундантов двух главных спорщиков в каждом выпуске программы, то и здесь возникают порою неожиданные переклички смыслов, когда одна сторона начинает вольно или невольно парадоксальным образом принимать точку зрения оппонентов.
У программы есть и слабое звено - пары судей, которые комментируют разбитую на три раунда дискуссию в студии. К сожалению, очень часто мнение судей не совпадает с мнением аудитории, чъе голосование в интерактивном режиме и определяет победителя схватки у барьеров. С другой стороны, даже в этом несовпадении оценок дискуссии в программе есть явный элемент плюрализма, столь ценимого ныне в СМИ.
При нынешнем жанровом, тематическом и кадровом раскладе в эфире федеральных каналов ток-шоу "К барьеру!" имеет неплохие перспективы выйти в неформальные лидеры информационно-аналитического жанра, хотя очевидно, что соперничество ему в части попыток анализа сложных общественно-политических и социальных явлений составляют итоговые недельные программы. Иметь последние в сетке вещания считает частью своего имиджа каждый уважающий себя телеканал. Однако скажу честно: теперь я не только жду воскресного появления Владимира Познера с его "временами", но и четверга, когда его тезка Соловьев позовет очередную пару для жаркой и острой дискуссии.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Не скрою: на старте своей карьеры телеведущего Соловьев не вызывал у меня восторга в силу того, что режиссеры и редакторы ставили его в слишком заданные и слишком узкие рамки конкретного творческого решения, не давая развернуться таланту полемиста и модератора. В ситуации вызова к барьеру двух заведомо конфронтационных по духу и воззрениям участников Владимир Соловьев изо всех сил старается выступить в качестве нейтрального арбитра, ведущего прения сторон. Он мастерски регулирует ход дискуссии, явно подталкивая ее участников к новому витку выяснения мнений в тот момент, когда кажется, будто они уже устали или исчерпали аргументы. Он задает острые и прямые вопросы, от которых невозможно отвертеться или отмахнуться. Однако он же и меткой шуткой снимает возникающее в студии психологическое напряжение.
Выделяет программу Соловьева, на мой взгляд, умелый и точный выбор тем, остро волнующих многомиллионную аудиторию зрителей: от проблемы терроризма и монетизации льгот до проблем армии или легализации проституции. Но выбрать тему - вовсе не означает ее хорошо обсудить. На примере конферанса Светланы Сорокиной ("Основной инстинкт") мы видим, как теряется умелая экс-ведущая теленовостей в ситуации возникающих споров и крикливо-резких дебатов. Если записать ее реплики в одной дискуссии и вмонтировать их в дискуссию на другую тему, то большой разницы вы не обнаружите, услышав и увидев лишь формальные выплески эмоций, не более. Соловьев же всегда предельно конкретен, эмоционально активен и логически последователен в поочередном обращении к участникам своей программы.
Что же касается секундантов двух главных спорщиков в каждом выпуске программы, то и здесь возникают порою неожиданные переклички смыслов, когда одна сторона начинает вольно или невольно парадоксальным образом принимать точку зрения оппонентов.
У программы есть и слабое звено - пары судей, которые комментируют разбитую на три раунда дискуссию в студии. К сожалению, очень часто мнение судей не совпадает с мнением аудитории, чъе голосование в интерактивном режиме и определяет победителя схватки у барьеров. С другой стороны, даже в этом несовпадении оценок дискуссии в программе есть явный элемент плюрализма, столь ценимого ныне в СМИ.
При нынешнем жанровом, тематическом и кадровом раскладе в эфире федеральных каналов ток-шоу "К барьеру!" имеет неплохие перспективы выйти в неформальные лидеры информационно-аналитического жанра, хотя очевидно, что соперничество ему в части попыток анализа сложных общественно-политических и социальных явлений составляют итоговые недельные программы. Иметь последние в сетке вещания считает частью своего имиджа каждый уважающий себя телеканал. Однако скажу честно: теперь я не только жду воскресного появления Владимира Познера с его "временами", но и четверга, когда его тезка Соловьев позовет очередную пару для жаркой и острой дискуссии.
Сергей ИЛЬЧЕНКО