Культура
СПАСЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ВОДОВОРОТЕ РЕФОРМ - ДЕЛО РУК САМИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ
10 декабря
Группа ведущих театральных деятелей - лица и имена, известные всей стране: Александр Калягин, Валерий Гергиев, Марк Захаров, Константин Райкин - добились встречи с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. Министр успокоил обеспокоенных звезд нашей сцены, что ужасы намеченной административной реформы начнутся не ранее 2006 года. А до того никаких ухудшений в жизни театров не произойдет. Сохранятся внебюджетные счета и право театров самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. А главное, на чем и настаивала театральная общественность, к разработке законопроектов по введению новых организационно-правовых форм для государственных и муниципальных некоммерческих учреждений будут привлечены театральные специалисты, которых предложит Союз театральных деятелей.
Приблизительно в то же время в Звенигороде состоялось трехдневное Всероссийское музейное совещание. Музейщики обеспокоены предстоящей ломкой давно устоявшихся административно-хозяйственных форм не меньше театралов. Но выражают свое беспокойство менее шумно. По словам начальника управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии Анны Колупаевой, музейщики таких шоу, какие организовали театральные деятели, устраивать не будут. И может быть, зря. Поскольку у музейной общественности поводов для этого не меньше, думается, даже больше. Тут целый букет очень острых проблем: пресловутое разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, вступающий в силу новый закон "Об основах местного самоуправления", вопросы безопасности учреждений культуры и обеспечения доступа к коллекциям и фондам. Кроме того, сейчас идет проверка музейных фондов, наличия экспонатов. Музейный фонд - это всегда федеральная собственность, а сами музеи часто подчиняются местным властям, с которыми следует заключать особый договор о пользовании.
Но главный вопрос, который тревожит всех музейных работников от смотрителей до директоров, - это вопрос принципов перевода учреждений из государственных в негосударственные. То есть по сути дела отказ государства от финансирования целого ряда музейных учреждений. Все понимают, что Эрмитаж выплывет и в автономном режиме, а вот муниципальные музеи никогда не смогут зарабатывать даже малую часть того, что дается всемирно известному хранилищу без особого напряжения. Так как же, быть им или не быть?
Нет, вряд ли музейному люду можно "быть поспокойнее". И тем, и другим, и всем работникам, как говорили в эпоху социалистического созидания, культурного фронта следует отнестись к неизбежности грядущей реформы со всей серьезностью и осознанием возможности необратимых потерь. Вишневые сады у нас продолжают вырубать в прямом и переносном смысле. Расслабляться не следует, даже если министры дают клятвы в любви и верности искусству.
Александр УРЕС
Приблизительно в то же время в Звенигороде состоялось трехдневное Всероссийское музейное совещание. Музейщики обеспокоены предстоящей ломкой давно устоявшихся административно-хозяйственных форм не меньше театралов. Но выражают свое беспокойство менее шумно. По словам начальника управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии Анны Колупаевой, музейщики таких шоу, какие организовали театральные деятели, устраивать не будут. И может быть, зря. Поскольку у музейной общественности поводов для этого не меньше, думается, даже больше. Тут целый букет очень острых проблем: пресловутое разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, вступающий в силу новый закон "Об основах местного самоуправления", вопросы безопасности учреждений культуры и обеспечения доступа к коллекциям и фондам. Кроме того, сейчас идет проверка музейных фондов, наличия экспонатов. Музейный фонд - это всегда федеральная собственность, а сами музеи часто подчиняются местным властям, с которыми следует заключать особый договор о пользовании.
Но главный вопрос, который тревожит всех музейных работников от смотрителей до директоров, - это вопрос принципов перевода учреждений из государственных в негосударственные. То есть по сути дела отказ государства от финансирования целого ряда музейных учреждений. Все понимают, что Эрмитаж выплывет и в автономном режиме, а вот муниципальные музеи никогда не смогут зарабатывать даже малую часть того, что дается всемирно известному хранилищу без особого напряжения. Так как же, быть им или не быть?
Нет, вряд ли музейному люду можно "быть поспокойнее". И тем, и другим, и всем работникам, как говорили в эпоху социалистического созидания, культурного фронта следует отнестись к неизбежности грядущей реформы со всей серьезностью и осознанием возможности необратимых потерь. Вишневые сады у нас продолжают вырубать в прямом и переносном смысле. Расслабляться не следует, даже если министры дают клятвы в любви и верности искусству.
Александр УРЕС