Культура
Я В ФИНЛЯНДИЮ ХОЧУ!
10 декабря
С фамилией Кингисепп грех не писать про Скандинавию, не правда ли? Тем более что у меня в роду были карелы, финны и шведы. Фамилия моего дедушки вообще была Кононайнен. Но Бог с ними, с фамилиями. Независимо от происхождения я люблю своих северных соседей, с детства мечтаю жить в Финляндии и тешу себя надеждой когда-нибудь выучить финский язык.
Я целую неделю смотрела лучшие фильмы, отобранные к фестивальному показу, и поняла главное: финское кино - очень и очень разное. И было бы странно, если бы оказалось иначе. Хотя, признаюсь честно, меня это открытие удивило. Я, грешным делом, думала, что финны просты и незатейливы, как сосны в лесу, как прибрежные камни на заливе, как коттеджи в пакетах услуг туроператоров. А у них - на тебе: яркое, самобытное, неоднозначное киноискусство.
ИНГУШ ХААПАСАЛО
Фестивальный показ начался с фильма "Земля любви", в котором Вилле Хаапасало, знакомый нам по "Особенностям национальной охоты" и "Кукушке", сыграл... смуглого красавца-ингуша. "Я понимаю, что не похож, - честно признался Вилле на пресс-конференции, подмигивая поклонницам и широко улыбаясь журналистам. - Но гримеры и костюмеры - это великие люди. Меня гримировали по нескольку часов каждый съемочный день, когда я перевоплощался в своего героя Омара Гаалу".
"Земля любви" заявлена в анонсах как очень смешная комедия. Вроде так и есть. Но юмор очень сдержанный, шутки специфические, подход к жанру какой-то осторожный. Хотя сюжет забавный. Аспирант Туомас пишет диссертацию об иностранцах, живущих в Финляндии. Чтобы понять их проблемы на своей шкуре, он гримируется под своего приятеля Омара и начинает влипать в жуткие истории. Ему приходится убегать от скинхедов, его похищают и вынуждают жениться на беременной девушке, он пытается спастись бегством через сельский деревянный туалет, пачкает все вокруг дерьмом... А когда мнимый Омар целуется со своей девушкой Ханной, учительницей финского в школе для иностранцев, то пачкает ее гримом, у него отклеивается ус и бедная Ханна чуть не давится им.
Впечатление от просмотра - хочется поставить режиссеру Илкке Ванне оценку в зачетку. Человек получал образование, его научили снимать кино, он теперь демонстрирует нам свои знания, умения и навыки. Вот работа гримера, вот хорошенькая актрисочка (Ирина Бьорклунд - Ханна - почему-то раздражает очень, а играет - "не очень"), а вот и режиссерская находка: в начале и в конце фильма, на титрах у нас вроде как любительская киносъемка, когда пульсируют кадры и сбивается цвет. Вероятно, сия метафора отсылает зрителя к простой мысли - мы все люди-человеки, и эта история вполне могла произойти с любым из нас.
ТРЕБУЕТСЯ ПОДУМАТЬ
Фильм "Как стать мамой" назван "увлекательной драмой-комедией". Мне же показалось, что это психологическая драма. Прием с любительской киносъемкой и здесь присутствует. Интерьеры - как в магазине "ИКЕА". Герои одеты аккуратно, чисто, опрятно и качественно. Поначалу начинаешь скучать. Мои соседи в зале - совершенно, кстати, "нефестивальная" публика - разваливаются в креслах, громко болтают, хрустят шоколадом и с тоской смотрят на часы. Они явно не туда попали, им бы на боевичок. От них пахнет парфюмом и жвачкой, и им в голову не приходит отключить мобильные телефоны.
"Драма-комедия" на поверку оказывается сложным кино, заумным, камерным, философским. От зрителя требуется подумать. Фильм вроде бы растянут, слишком долго и подробно рассказывает он о страданиях героини. В зале обсуждают постельные сцены и не вникают в их глубокий смысл. А сюжет оригинален: героиня-психолог хочет завести ребенка, ее муж-спортсмен "повернут" на контрацепции. Подруга героини живет со своим братом как с любовником, затем девушки становятся лесбиянками, но тут выясняется, что подруга беременна. И это если вкратце. Коллизий, сюжетных линий и скрытого смысла в картине предостаточно. Мне же понравилось долго и словно бы враскачку думать о женской доле, о праве на собственное представление о счастье и о коварстве любви в жестоком социуме. "Просто пришла пора взять на себя ответственность за чью-то жизнь", - резюмируют девушки, обнявшись.
ОРДЕН СОБАЧЬЕГО КОГТЯ
До сих пор я нахожусь под сильным впечатлением от картины "Собачий коготь". Сказать по правде, я давно не смотрела такого хорошего кино. Молодой солдат по имени Мертси в 1941 году получает ранение в голову, теряет память и становится инвалидом - добродушным дурачком с "приклеенной" улыбкой и вечной обращенной ко всем и каждому фразой: "Спасибо вам большое!" Узнав о страданиях собаки своего знакомого, у которой кровоточат слишком отросшие когти, Мертси отправляется делать псу маникюр. Разумеется, он страшно искусан и попадает в больницу. Последний эпизод - бывший однополчанин Мертси привозит ему гостинцы и вешает на грудь собачий коготь в виде ордена на булавке с ленточкой. В фильме вообще очень много ярких эпизодов. Прекрасная операторская работа. Очень красивые панорамные съемки. И сильный актерский ансамбль.
Герои едят из мисок простую еду - картошку, мясо, хлеб - и пьют из жестяных кружек молоко, домашнее пиво или сок из голубики, но так "вкусно", что слюнки текут. Они валят лес, пилят бревна и рубят сучья с такими точными естественными гримасами остервенения, что вспоминаешь, как сам пилил на даче сосну, скривившись от напряжения и усталости. Создатели фильма готовы подшучивать сами над собой: вот финн выскакивает на улицу, разъяренный, видит прислоненные к стене лыжи и нервно сшибает их в снег. Спустя буквально секунду он возвращается, чтобы поставить все на место. А как же? Умеренность и аккуратность! И порядок во всем.
А исполнителю главной роли Петеру Францену лично я дала бы все мыслимые кинематографические премии: поразительное обаяние и крепкое мастерство. Его герой трогателен, смешон, трагичен, жалок - и красив. Ему сочувствуешь, за него переживаешь, над ним потешаешься, в него влюбляешься, его боишься, он внушает отвращение - или кажется родным. Поклон режиссеру: Маркку Пеленен, он же автор сценария, известный у себя на родине и в мире мастер, лауреат многих премий и обладатель самых разных наград, по праву считается "выдающимся знатоком и иллюстратором финской ментальности", как сказано в фестивальном буклете. Подтверждаю. Выражаю отдельную благодарность за фразу "Даже русский одел бы сейчас еще одни кальсоны", произнесенную в морозную финскую ночь.
Ну и, разумеется, в исторической драме тоже не обошлось без философии, как и в драме-комедии про маму. Финны считают, что, цитирую, "пока по этой земле ходит хотя бы горстка хороших мужчин и женщин, она будет существовать". Конец цитаты.
ЛЮБОВЬ И СЕКС
Картина "Неприкаянные-3" имеет второе название - "Зависимость" - и является дебютом режиссера Минны Виртанен в полнометражном игровом кино. Минна - единственная женщина-режиссер из представленных на фестивале. В своем фильме она рисует портрет очередного представителя потерянного поколения: на первый взгляд удачливая бизнес-леди Йона запуталась в своей жизни и пытается решить, что важнее: любовь, которую она ищет в беспорядочном сексе, или стабильность существования в семье, "как у всех" и "выше среднего уровня". История бедной Йоны продолжает тему лишнего, мечущегося человека, заданную четыре года назад режиссером Аку Лоухимиесом в картине "Неприкаянные", которая была в российском прокате. Умную, но непутевую "новую финскую" героиню жаль: у нее кризис среднего возраста некстати совпал с расцветом женственности, а вокруг, как назло, персонажи совершенно "не те"... Почему-то кажется, что Минна Виртанен рассказала своей подруге и автору сценария Ларе Моон историю о себе.
БРАТЬЯ ПО-ФИНСКИ
В последние дни фестиваля показывали фильмы о братьях. Жили-были четыре финских брата-дурачка, и был у них непутевый отец, который возьми да и загреми в тюрьму ("Жемчужины и свиньи") или в психушку ("Плохие парни - Правдивая история"). Братья, не мудрствуя лукаво, пускаются во все тяжкие и начинают изобретательно, весело и даже красиво грабить мирное финское население, наводя ужас на тихих своих соседей.
Разумеется, фильмы эти хоть и похожи, но все же разнятся. Наверное, в Финляндии многодетные семьи, в которых растут четверо братьев, - не редкость, коли их можно принять за образец, и это приходит в голову не одному режиссеру. И потом, оба фильма получили национальную премию "Юсси" (аналог российской "Ники") и другие призы. Дальше начинаются различия.
Молодежная комедия "Жемчужины и свиньи" сделана в лучших традициях жанра, легко и иронично рассказывает про дурацких неудачников. Это какие-то нетипичные, неправильные финны, неаккуратные, невоспитанные - раздолбаи, короче. Ничего у них не получается, ничего они не умеют и не хотят, за отцовские долги их донимают кредиторы, да еще как снег на голову появляется сводная сестренка Саара девяти лет от роду. Вместо новых проблем - молодые люди понятия не имеют, что делать с ребенком, да еще с девочкой, - Саара неожиданно приносит им удачу: она отлично поет! Немного усилий, мучений и изобретательности - и вот суперребенок выигрывает конкурсы. Братья плачут от умиления, утирая слезы кулаками, получают за Саару крупные денежные призы - или воруют их у организаторов - и уже готовы раздать долги. Но не все так просто. Интрига закручивается, сюжет поворачивается то одним, то другим боком, зал хохочет до слез над проделками братьев и по достоинству оценивает живые яркие диалоги и мастерскую игру слаженного актерского ансамбля. Я от души жалею, что не взяла с собой на просмотр семью и друзей: большое удовольствие и громкий счастливый смех всегда хочется с кем-то разделить.
"Плохие парни" снял Алекси Мякеля, тот самый, чьи "Крутые" ("Братки") были лидером нашего кино- и видеопроката в 1999 году. Эта история четырех братьев гораздо тяжелее и глубже, чем первая. Начать с того, что в первом же эпизоде их папаша, параноидальный шизофреник, зарубает серпом кроликов, которых растили его сыновья. В конце фильма он точно так же разделается с любимой собакой подросших братьев. А те, хоть и гораздо сильнее отца - годами качают мышцы и упражняются, - не смеют ему ответить. Он, видите ли, умудрился внушить им, что они не имеют права никого бить. А если кто-то из них находит в себе силы возмутиться и предлагает отомстить отцу, разделаться с ним или, на худой конец, не считаться с ним и наотрез отказывается помогать ему, болезному, остальные братья напоминают укоризненно: "Он и твой отец тоже!" Прочие так называемые взрослые люди изрекают "умные мысли" вроде того, что правительство, мол, подкладывает наркотики в гамбургеры, потому-то молодежь и не имеет своего мнения. А братья в ответ признаются, что им трудно представить себя по-настоящему взрослыми, ведь у них и детства-то никогда не было...
Пока отец не сбежал из психушки, братья живут в старом доме без света и воды, подворовывают и собирают грибы-ягоды, попутно успевая влюбляться в девушек, ссориться по мелочам и познавать этот безумный мир. Затем с голодухи пробуют грабить, постепенно входят во вкус и оттачивают мастерство. Когда на кругленькую сумму ограблен банк, появляется отец с милым заявлением: "Государство мне задолжало, а на деньгах стоят государственные знаки, так что отдайте мне деньги, потому что я так хочу". Вроде как царь и Бог. Справедливость, конечно, торжествует в конце, но очень метафорично. Да и очень красиво сняты сцены погони на ночном шоссе и в предрассветном лесу. Хорошая работа каскадеров. А старшего брата играет так полюбившийся мне Петер Францен, исполнитель главной роли в "Собачьем когте".
НЕ СМОГЛА ОСТАНОВИТЬСЯ
Интересно: чем ближе к концу фестиваля, тем меньше в зале народу. Правда, на "Плохих парней" был почти полный зал - любят у нас про плохое... Но некоторые зрители даже не знают, что смотрели вчера, потому что опоздали к началу сеанса, и просят у меня посмотреть красивый фестивальный буклет, который нам выдавали организаторы. К сожалению, нигде не висит афиши с расписанием сеансов и названиями картин. А ведь, наверное, пришло бы больше зрителей, если бы они знали: в "Земле любви" играет лучшая актриса Финляндии 2004 года; "Как стать мамой" выдвинут на премию "Оскар"; "Плохие парни" и "Жемчужины и свиньи" - лидеры финского проката прошлого года, а "Собачий коготь" и "Неприкаянные-3" - самые популярные финские ленты 2004 года.
Знаете, я ведь не то чтобы очень хотела ходить на это финское кино. Ну, мне было любопытно, конечно, но - лениво. Слишком далеко ездить, мозги напрягать, чувства подключать, эстетическое восприятие мобилизовать. Но начала - и не смогла остановиться. Всю неделю появлялась в Доме кино, как на работе. Меня уже узнавали билетеры и гардеробщицы.
И я окончательно утвердилась в мысли, что выучу язык своих предков - финский. Мне хочется узнать больше и понять лучше.
Мария КИНГИСЕПП
Я целую неделю смотрела лучшие фильмы, отобранные к фестивальному показу, и поняла главное: финское кино - очень и очень разное. И было бы странно, если бы оказалось иначе. Хотя, признаюсь честно, меня это открытие удивило. Я, грешным делом, думала, что финны просты и незатейливы, как сосны в лесу, как прибрежные камни на заливе, как коттеджи в пакетах услуг туроператоров. А у них - на тебе: яркое, самобытное, неоднозначное киноискусство.
ИНГУШ ХААПАСАЛО
Фестивальный показ начался с фильма "Земля любви", в котором Вилле Хаапасало, знакомый нам по "Особенностям национальной охоты" и "Кукушке", сыграл... смуглого красавца-ингуша. "Я понимаю, что не похож, - честно признался Вилле на пресс-конференции, подмигивая поклонницам и широко улыбаясь журналистам. - Но гримеры и костюмеры - это великие люди. Меня гримировали по нескольку часов каждый съемочный день, когда я перевоплощался в своего героя Омара Гаалу".
"Земля любви" заявлена в анонсах как очень смешная комедия. Вроде так и есть. Но юмор очень сдержанный, шутки специфические, подход к жанру какой-то осторожный. Хотя сюжет забавный. Аспирант Туомас пишет диссертацию об иностранцах, живущих в Финляндии. Чтобы понять их проблемы на своей шкуре, он гримируется под своего приятеля Омара и начинает влипать в жуткие истории. Ему приходится убегать от скинхедов, его похищают и вынуждают жениться на беременной девушке, он пытается спастись бегством через сельский деревянный туалет, пачкает все вокруг дерьмом... А когда мнимый Омар целуется со своей девушкой Ханной, учительницей финского в школе для иностранцев, то пачкает ее гримом, у него отклеивается ус и бедная Ханна чуть не давится им.
Впечатление от просмотра - хочется поставить режиссеру Илкке Ванне оценку в зачетку. Человек получал образование, его научили снимать кино, он теперь демонстрирует нам свои знания, умения и навыки. Вот работа гримера, вот хорошенькая актрисочка (Ирина Бьорклунд - Ханна - почему-то раздражает очень, а играет - "не очень"), а вот и режиссерская находка: в начале и в конце фильма, на титрах у нас вроде как любительская киносъемка, когда пульсируют кадры и сбивается цвет. Вероятно, сия метафора отсылает зрителя к простой мысли - мы все люди-человеки, и эта история вполне могла произойти с любым из нас.
ТРЕБУЕТСЯ ПОДУМАТЬ
Фильм "Как стать мамой" назван "увлекательной драмой-комедией". Мне же показалось, что это психологическая драма. Прием с любительской киносъемкой и здесь присутствует. Интерьеры - как в магазине "ИКЕА". Герои одеты аккуратно, чисто, опрятно и качественно. Поначалу начинаешь скучать. Мои соседи в зале - совершенно, кстати, "нефестивальная" публика - разваливаются в креслах, громко болтают, хрустят шоколадом и с тоской смотрят на часы. Они явно не туда попали, им бы на боевичок. От них пахнет парфюмом и жвачкой, и им в голову не приходит отключить мобильные телефоны.
"Драма-комедия" на поверку оказывается сложным кино, заумным, камерным, философским. От зрителя требуется подумать. Фильм вроде бы растянут, слишком долго и подробно рассказывает он о страданиях героини. В зале обсуждают постельные сцены и не вникают в их глубокий смысл. А сюжет оригинален: героиня-психолог хочет завести ребенка, ее муж-спортсмен "повернут" на контрацепции. Подруга героини живет со своим братом как с любовником, затем девушки становятся лесбиянками, но тут выясняется, что подруга беременна. И это если вкратце. Коллизий, сюжетных линий и скрытого смысла в картине предостаточно. Мне же понравилось долго и словно бы враскачку думать о женской доле, о праве на собственное представление о счастье и о коварстве любви в жестоком социуме. "Просто пришла пора взять на себя ответственность за чью-то жизнь", - резюмируют девушки, обнявшись.
ОРДЕН СОБАЧЬЕГО КОГТЯ
До сих пор я нахожусь под сильным впечатлением от картины "Собачий коготь". Сказать по правде, я давно не смотрела такого хорошего кино. Молодой солдат по имени Мертси в 1941 году получает ранение в голову, теряет память и становится инвалидом - добродушным дурачком с "приклеенной" улыбкой и вечной обращенной ко всем и каждому фразой: "Спасибо вам большое!" Узнав о страданиях собаки своего знакомого, у которой кровоточат слишком отросшие когти, Мертси отправляется делать псу маникюр. Разумеется, он страшно искусан и попадает в больницу. Последний эпизод - бывший однополчанин Мертси привозит ему гостинцы и вешает на грудь собачий коготь в виде ордена на булавке с ленточкой. В фильме вообще очень много ярких эпизодов. Прекрасная операторская работа. Очень красивые панорамные съемки. И сильный актерский ансамбль.
Герои едят из мисок простую еду - картошку, мясо, хлеб - и пьют из жестяных кружек молоко, домашнее пиво или сок из голубики, но так "вкусно", что слюнки текут. Они валят лес, пилят бревна и рубят сучья с такими точными естественными гримасами остервенения, что вспоминаешь, как сам пилил на даче сосну, скривившись от напряжения и усталости. Создатели фильма готовы подшучивать сами над собой: вот финн выскакивает на улицу, разъяренный, видит прислоненные к стене лыжи и нервно сшибает их в снег. Спустя буквально секунду он возвращается, чтобы поставить все на место. А как же? Умеренность и аккуратность! И порядок во всем.
А исполнителю главной роли Петеру Францену лично я дала бы все мыслимые кинематографические премии: поразительное обаяние и крепкое мастерство. Его герой трогателен, смешон, трагичен, жалок - и красив. Ему сочувствуешь, за него переживаешь, над ним потешаешься, в него влюбляешься, его боишься, он внушает отвращение - или кажется родным. Поклон режиссеру: Маркку Пеленен, он же автор сценария, известный у себя на родине и в мире мастер, лауреат многих премий и обладатель самых разных наград, по праву считается "выдающимся знатоком и иллюстратором финской ментальности", как сказано в фестивальном буклете. Подтверждаю. Выражаю отдельную благодарность за фразу "Даже русский одел бы сейчас еще одни кальсоны", произнесенную в морозную финскую ночь.
Ну и, разумеется, в исторической драме тоже не обошлось без философии, как и в драме-комедии про маму. Финны считают, что, цитирую, "пока по этой земле ходит хотя бы горстка хороших мужчин и женщин, она будет существовать". Конец цитаты.
ЛЮБОВЬ И СЕКС
Картина "Неприкаянные-3" имеет второе название - "Зависимость" - и является дебютом режиссера Минны Виртанен в полнометражном игровом кино. Минна - единственная женщина-режиссер из представленных на фестивале. В своем фильме она рисует портрет очередного представителя потерянного поколения: на первый взгляд удачливая бизнес-леди Йона запуталась в своей жизни и пытается решить, что важнее: любовь, которую она ищет в беспорядочном сексе, или стабильность существования в семье, "как у всех" и "выше среднего уровня". История бедной Йоны продолжает тему лишнего, мечущегося человека, заданную четыре года назад режиссером Аку Лоухимиесом в картине "Неприкаянные", которая была в российском прокате. Умную, но непутевую "новую финскую" героиню жаль: у нее кризис среднего возраста некстати совпал с расцветом женственности, а вокруг, как назло, персонажи совершенно "не те"... Почему-то кажется, что Минна Виртанен рассказала своей подруге и автору сценария Ларе Моон историю о себе.
БРАТЬЯ ПО-ФИНСКИ
В последние дни фестиваля показывали фильмы о братьях. Жили-были четыре финских брата-дурачка, и был у них непутевый отец, который возьми да и загреми в тюрьму ("Жемчужины и свиньи") или в психушку ("Плохие парни - Правдивая история"). Братья, не мудрствуя лукаво, пускаются во все тяжкие и начинают изобретательно, весело и даже красиво грабить мирное финское население, наводя ужас на тихих своих соседей.
Разумеется, фильмы эти хоть и похожи, но все же разнятся. Наверное, в Финляндии многодетные семьи, в которых растут четверо братьев, - не редкость, коли их можно принять за образец, и это приходит в голову не одному режиссеру. И потом, оба фильма получили национальную премию "Юсси" (аналог российской "Ники") и другие призы. Дальше начинаются различия.
Молодежная комедия "Жемчужины и свиньи" сделана в лучших традициях жанра, легко и иронично рассказывает про дурацких неудачников. Это какие-то нетипичные, неправильные финны, неаккуратные, невоспитанные - раздолбаи, короче. Ничего у них не получается, ничего они не умеют и не хотят, за отцовские долги их донимают кредиторы, да еще как снег на голову появляется сводная сестренка Саара девяти лет от роду. Вместо новых проблем - молодые люди понятия не имеют, что делать с ребенком, да еще с девочкой, - Саара неожиданно приносит им удачу: она отлично поет! Немного усилий, мучений и изобретательности - и вот суперребенок выигрывает конкурсы. Братья плачут от умиления, утирая слезы кулаками, получают за Саару крупные денежные призы - или воруют их у организаторов - и уже готовы раздать долги. Но не все так просто. Интрига закручивается, сюжет поворачивается то одним, то другим боком, зал хохочет до слез над проделками братьев и по достоинству оценивает живые яркие диалоги и мастерскую игру слаженного актерского ансамбля. Я от души жалею, что не взяла с собой на просмотр семью и друзей: большое удовольствие и громкий счастливый смех всегда хочется с кем-то разделить.
"Плохие парни" снял Алекси Мякеля, тот самый, чьи "Крутые" ("Братки") были лидером нашего кино- и видеопроката в 1999 году. Эта история четырех братьев гораздо тяжелее и глубже, чем первая. Начать с того, что в первом же эпизоде их папаша, параноидальный шизофреник, зарубает серпом кроликов, которых растили его сыновья. В конце фильма он точно так же разделается с любимой собакой подросших братьев. А те, хоть и гораздо сильнее отца - годами качают мышцы и упражняются, - не смеют ему ответить. Он, видите ли, умудрился внушить им, что они не имеют права никого бить. А если кто-то из них находит в себе силы возмутиться и предлагает отомстить отцу, разделаться с ним или, на худой конец, не считаться с ним и наотрез отказывается помогать ему, болезному, остальные братья напоминают укоризненно: "Он и твой отец тоже!" Прочие так называемые взрослые люди изрекают "умные мысли" вроде того, что правительство, мол, подкладывает наркотики в гамбургеры, потому-то молодежь и не имеет своего мнения. А братья в ответ признаются, что им трудно представить себя по-настоящему взрослыми, ведь у них и детства-то никогда не было...
Пока отец не сбежал из психушки, братья живут в старом доме без света и воды, подворовывают и собирают грибы-ягоды, попутно успевая влюбляться в девушек, ссориться по мелочам и познавать этот безумный мир. Затем с голодухи пробуют грабить, постепенно входят во вкус и оттачивают мастерство. Когда на кругленькую сумму ограблен банк, появляется отец с милым заявлением: "Государство мне задолжало, а на деньгах стоят государственные знаки, так что отдайте мне деньги, потому что я так хочу". Вроде как царь и Бог. Справедливость, конечно, торжествует в конце, но очень метафорично. Да и очень красиво сняты сцены погони на ночном шоссе и в предрассветном лесу. Хорошая работа каскадеров. А старшего брата играет так полюбившийся мне Петер Францен, исполнитель главной роли в "Собачьем когте".
НЕ СМОГЛА ОСТАНОВИТЬСЯ
Интересно: чем ближе к концу фестиваля, тем меньше в зале народу. Правда, на "Плохих парней" был почти полный зал - любят у нас про плохое... Но некоторые зрители даже не знают, что смотрели вчера, потому что опоздали к началу сеанса, и просят у меня посмотреть красивый фестивальный буклет, который нам выдавали организаторы. К сожалению, нигде не висит афиши с расписанием сеансов и названиями картин. А ведь, наверное, пришло бы больше зрителей, если бы они знали: в "Земле любви" играет лучшая актриса Финляндии 2004 года; "Как стать мамой" выдвинут на премию "Оскар"; "Плохие парни" и "Жемчужины и свиньи" - лидеры финского проката прошлого года, а "Собачий коготь" и "Неприкаянные-3" - самые популярные финские ленты 2004 года.
Знаете, я ведь не то чтобы очень хотела ходить на это финское кино. Ну, мне было любопытно, конечно, но - лениво. Слишком далеко ездить, мозги напрягать, чувства подключать, эстетическое восприятие мобилизовать. Но начала - и не смогла остановиться. Всю неделю появлялась в Доме кино, как на работе. Меня уже узнавали билетеры и гардеробщицы.
И я окончательно утвердилась в мысли, что выучу язык своих предков - финский. Мне хочется узнать больше и понять лучше.
Мария КИНГИСЕПП