Культура

ТВОРЦЫ И ЧИНОВНИКИ

15 декабря
Юбилей Союза советских писателей, уже не существующего, - событие неоднозначное, как и понятие "советская литература". Не случайно о ней сейчас говорят, как о "литературе советского периода". В августе-сентябре 1934 года по велению руководящей и направляющей силы тогдашнего общества - ВКП(б) - состоялся съезд новой организации. Вождь не почтил его своим присутствием. Основной доклад на I съезде сделал Максим Горький, а весь сценарий разработали высокопоставленные работники ЦК партии и чиновники от литературы. Писательский Союз пришел на смену РАППу, радикальной, но плохо контролируемой организации. Используя авторитет "старых" писателей и напористость молодого поколения, жаждущего славы и привилегий, власть добивалась своей цели: тотального контроля над литературным процессом.
На съезде не было писателей, которые не вписывались в новые отношения литературы и власти, - О. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Кузмина. Но в нем участвовали такие крупные писатели, как
М. Шолохов, А. Толстой, М. Зощенко, К. Федин, И. Эренбург, В. Катаев, О. Форш, Ю. Тынянов. Съезд называли праздником литературы, в нем видели проявление заботы власти о художниках слова, поддержки их со стороны государства. Действительно, причастность к союзу (и созданному при нем Литфонду) воспринималась с одобрением большинством литераторов страны. О тех ограничениях, которые накладывало членство в СП, задумывались мало.
Правда, действовала цензура, но многие к ней привыкли, облегчая ее работу самоцензурой. Приходилось участвовать в коллективных акциях вроде создания книги о Беломорканале. Однако поначалу от такой "коллективки" еще можно было уклониться. Внедряли метод "социалистического реализма", но вряд ли в его пределах находились исторические сочинения Ю. Тынянова или "Голубая книга" М. Зощенко, а в дальнейшем проза Ю. Казакова или драматургия А. Володина. Те, кто не смог приспособиться к новым реалиям, умолкали - одни на время, другие навсегда. Репрессированы в тридцатые-сороковые были десятки поэтов, прозаиков, переводчиков. Союз писателей не защитил ни Бабеля и Пильняка, ни Чаренца и Т. Табидзе. За Николая Заболоцкого вступились, и он после тюрьмы и ссылки вернулся к творчеству. Но это была инициатива не Союза писателей, но отдельных влиятельных его членов.
Во время войны Союз писателей помог литераторам заниматься в новых условиях своим профессиональным делом - многие стали корреспондентами газет, радио, политработниками. Они знали, что такое война, находились рядом со своими героями и гибли, как герои. В блокадном Ленинграде умирали от голода. Но в то же время союз совсем не интересовался судьбой писателей, по разным причинам не состоявших в СП. За гибель великой Марины Цветаевой, за то, что ее к ней привело, ответствен и писательский союз.
После войны генеральным секретарем СП был А. Фадеев, отвечавший за поведение собратьев по перу перед другим Генеральным секретарем. Фадеев вынужденно давал санкции на аресты писателей и изгнание их из союза. Постановление ЦК партии о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946) стало не только гражданской казнью А. Ахматовой и М. Зощенко, но и предупреждением возможному инакомыслию. Санкционируя кампанию по борьбе с "космополитами", Союз писателей и лично не уличенный в антисемитизме А. Фадеев вынужденно подчинялись силе и партийной дисциплине. Страх висел в воздухе. Вопреки уставу с 1934 года в течение 20 лет, вплоть до смерти "вождя и учителя", не собирался писательский съезд.
Это не значит, что наша литература к концу сталинского правления умерла. Писателей поощряли премиями имени вождя, который привечал одних и казнил (в буквальном смысле!) других. Было дозволено напечатать правдивые книги о войне В. Пановой и В. Некрасова. Их, как и переводы М. Лозинского, отметили премиями. Но сколько бездарных сочинений отмечались как выдающиеся! Страна оставалась в конце сороковых - начале пятидесятых закрытой зоной. Лишь особо доверенные и проверенные пересекали границы СССР как представители не столько писательского сообщества, сколько официальной идеологии страны.
Лишь после смерти Сталина бюрократическая машина под названием "Союз советских писателей" стала более толерантной к рядовым своим членам. В годы оттепели союз больше помогал молодым и, случалось, вмешивался в издательский процесс обращениями в вышестоящие инстанции. Бывшие фронтовики дали большое пополнение среде талантливых поэтов, находила своего читателя так называемая "окопная правда".
Противоречивое впечатление оставил в обществе II съезд СП СССР (1954). Литературная ситуация по-настоящему изменилась лишь после другого съезда - XX съезда КПСС и доклада на нем Н. Хрущева о культе личности Сталина. Двери союза открылись для молодых поэтов, возвращались из тюрем и ссылок выжившие зэки. Ослабли цензурные требования.
Эта ситуация надежды вновь изменилась к концу пятидесятых в связи с травлей одного из великих русских поэтов - Б. Пастернака. Инициатором ее не был союз. Поводом травли послужило издание за рубежом романа поэта "Доктор Живаго" (1958) и присуждение автору Нобелевской премии. Союз писателей не выдержал давления власти, исключив Б. Пастернака из своих рядов, чем ускорил его гибель.
Среди жертв режима стал не сам Василий Гроссман: был арестован его роман "Жизнь и судьба". Гроссман, оставаясь в СП, был, по существу, изгоем и также преждевременно умер. Во главе союза в эти годы стоял одаренный прозаик, бывший член свободного объединения двадцатых "Серапионовы братья" К. Федин. Со временем он изменил своему таланту, из творца стал чиновником. Он не мог защищать Б. Пастернака и, будучи беспартийным, твердо проводил партийную линию.
После падения Н. Хрущева (1964) в наступившую эпоху застоя из союза исключили и арестовали литераторов А. Синявского и Ю. Даниэля, выдавливали за границу талантливых прозаиков А. Солженицына, В. Аксенова, В. Войновича, Г. Владимова, В. Некрасова, поэтов И. Бродского и А. Галича. В то же время оставались в стране, работали, преодолевая цензурные и прочие нападки А. Твардовский и Ф. Абрамов, Ю. Трифонов и Ю. Казаков, С. Залыгин и Ю. Домбровский, В. Быков и В. Астафьев, В. Конецкий и А. Битов... С такими талантами приходилось считаться властям и новому главе СП литературному функционеру Г. Маркову.
Свободной новая русская литература стала лишь после полной отмены цензуры уже в конце 80-х. Тогда же вернулись к нам крупнейшие явления русского зарубежья. Появились на литературном горизонте еще неизвестные до того имена, пришло "племя младое, незнакомое". Но все это не повод забыть достижения не столь далекого прошлого - и произведения писателей-"деревенщиков", и продолжателей поэтической линии Серебряного века.
Союз писателей СССР просуществовал 57 лет, его не стало вместе с распадом Советского Союза (1991). Через 70 лет после основания СП видно, что писательский союз той поры был не только казенным учреждением, но и организацией, позволявшей в рамках тогдашнего режима многим честным художникам отстаивать суверенитет своего слова. Остается пожелать того же членам нынешних творческих союзов, которым, несмотря на серьезные, чисто экономические трудности, работается несравненно свободнее, раскованнее.

Мнения:
В преддверии юбилея главной писательской организации СССР в Центре литературы и книги на набережной Макарова состоялся круглый стол, в котором приняли участие члены двух основных современных союзов писателей Петербурга.
Борис НИКОЛЬСКИЙ, главный редактор журнала "Нева":
- Я вспоминаю Союз писателей СССР с очень теплым чувством. Благодаря участию в нем я познакомился с такими писателями и людьми, как Фазиль Искандер, Григорий Бакланов, Владимир Солоухин, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Федор Абрамов, Виктор Голявкин, Александр Володин и многими другими. Да, мы знаем, что Союз писателей не был независимой, самостоятельной организацией, и тем не менее нынешнее состояние незащищенности и изолированности - я говорю и о себе, как о писателе, и о журнале, которым руковожу, - заставляет вспоминать о том союзе с чувством благодарности. Если раньше номера журнала обсуждались, устраивались читательские конференции с помощью Бюро пропаганды, участия в Днях литературы, то сегодня журнал полностью предоставлен сам себе. С одной стороны, это вроде бы и хорошо, что ты полностью являешься хозяином, но хотелось бы хоть чуть-чуть побольше внимания...
Валерий ПОПОВ, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга:
- Мы на своих правлениях приняли решение о создании ассоциации двух союзов писателей, имеющихся в нашем городе. Это не слияние двух союзов, а совещательный орган, такой мостик, чтоб не выходить на Смольный с дракой, выходить с согласованными решениями, проектами, которые значительно упростят нашу работу с городом, сильно запущенную. Мы будем стремиться создать "Дом писателей", то есть все лучшее, что мы потеряли сейчас, возродить...
Иван САБИЛЛО, председатель Союза писателей России:
- Сейчас мы имеем неуважительное отношение правительства к творческим союзам, и прежде всего к писателям. Это сказывается в том, что писатели не получают за свои произведения гонораров. А книги, выходящие огромными тиражами, нынче не облагаются налогом, который в прежние времена перечислялся в Литературный фонд. И таким образом строились Дома творчества, писатели отправлялись в командировки, выдавались ссуды писателям...
Александр РУБАШКИН, Александр УРЕС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь