Культура
"ОПАСНЕЙШИЕ ИГРУШКИ" ДЛЯ ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ
24 декабря
Режиссер Олег Рыбкин несомненно претендует на создание новых художественных миров. Что еще можно подумать о человеке, профессиональный интерес которого простирается от Чехова и Булгакова до Гомбровича, Виткевича и Бернхарда? Рискну сказать, что мало кто вообще знает, как же подходить к сценической интерпретации трех последних авторов. Редкие смельчаки пытаются "вскрыть" эти странные тексты и создать, повторюсь, на их основе новые художественные миры. Получается, как вы понимаете, далеко не у каждого. Но даже за тщетные попытки эти смельчаки достойны уважения.
Режиссера этого часто именуют молодым и московским. Что неправда. Он и не молод - ему уже за сорок, и далеко не только московский. Хотя десять лет назад он и закончил мастерскую Петра Фоменко Российской академии театрального искусства, но известен стал будучи приглашенным, а затем и главным режиссером Новосибирского академического театра "Красный факел". Странно, но четыре года своей жизни Олег Рыбкин отдал созданию самого длинного (1300 серий) за время существования радио в России популярного драматического сериала "Дом 7, подъезд 4" на радио "BBC-MPM" в сотрудничестве с радио "Эхо Москвы". Цель этого сериала, как и многих других в то время, состояла в том, чтобы донести на языке драматического произведения до жителей России новые экономические идеи. Так что популяризация тех или иных идей среди российских граждан для Олега Рыбкина не пустой звук.
Австрийский драматург Артур Шницлер, как и наш Антон Павлович, был врачом по профессии, в конце концов оставившим медицинскую практику ради литературного труда. Жил он в Вене, как и их Зигмунд, и был явным приверженцем фрейдистской теории психоанализа. Самая ранняя и сразу же принесшая ему славу пьеса "Анатоль" - по сути своей всего лишь внутренний монолог автора, разложенный на семь любовных диалогов, нечто вроде прозаического, психоаналитического исследования. Кстати сказать, исследование это приправлено в интерпретации Олега Рыбкина столь явным ницшеанством, что его нельзя оставить без внимания. "Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому ему нужна женщина, как опаснейшая игрушка", - ведь именно "так говорил Заратустра".
Мужчин на сцене двое: собственно, Анатоль (Виталий Коваленко) и Макс (Борис Ивушин). Один - будто зеркальное отображение другого, немножко кривоватое и нечеткое, но и в том и в другом явно проглядывает мужчина по фамилии Шницлер. Хоть и написал он все эти монологи-диалоги сто десять лет назад, но так славно по-фрейдистски разобрал все любовные ситуации, что ни на минуту не сомневаешься: текст столь современен, что его автор вполне мог бы и оказаться рядом в зрительном зале. "Игрушки" свои мужчина этот меняет с непосредственностью и безответственностью ребенка: первая, вторая, третья... седьмая. То, что остается от этих очаровательных мимолетностей, этот сентиментальный романтик хранит в огромном чемодане-"сундуке воспоминаний": связки писем, истлевшие от времени цветки, нежные локоны, обрывки вуали, сохранившие любимый аромат...
Рыбкин не ошибся в выборе, приведя вслед за собой в этот спектакль ведущую актрису театра "Красный факел" Лидию Байрашевскую и дав ей сразу две роли: с первого взгляда ее героини вот уж действительно "опаснейшие игрушки", выделяются из привычного ряда юных тюзовских прелестниц. Два изящных женских портрета актриса рисует с той восхитительной легкостью перевоплощения, которая еще встречается на нынешней театральной сцене. Одна из ее героинь - Габриэль - способна скинуть светский лоск и "разморозить" свой темперамент, лишь впав в бешенство от ревности. Другая - Илона - напротив, столь уверена в своей неотразимости, что, разобравшись в том, что ночь с ней оказалась лишь приятной частью прощального "мальчишника", в припадке ярости готова свернуть все в квартире, да и самого героя если не лишить жизни прямо тут же, то уж точно порушить эту жизнь чудовищным скандалом на нежданной свадьбе. А в том, что женщина эта может позволить себе все что угодно, - не сомневаешься ни минуты.
Собственно говоря, в финале этого спектакля лишь один вопрос остается без ответа: зачем тюзовскому зрителю этот достаточно сложный спектакль - чувства мерцающе мимолетны, страсть пугающе опасна, жизнь сложна не по-детски... Впрочем, Олегу Рыбкину не привыкать к решению непростых задач: в нынешнем мире рассказывать детям о странностях любви так же непросто, как десять лет назад взрослым россиянам о новых экономических идеях. Но у него - неплохо получилось.
Степан КРАСНОВ
Режиссера этого часто именуют молодым и московским. Что неправда. Он и не молод - ему уже за сорок, и далеко не только московский. Хотя десять лет назад он и закончил мастерскую Петра Фоменко Российской академии театрального искусства, но известен стал будучи приглашенным, а затем и главным режиссером Новосибирского академического театра "Красный факел". Странно, но четыре года своей жизни Олег Рыбкин отдал созданию самого длинного (1300 серий) за время существования радио в России популярного драматического сериала "Дом 7, подъезд 4" на радио "BBC-MPM" в сотрудничестве с радио "Эхо Москвы". Цель этого сериала, как и многих других в то время, состояла в том, чтобы донести на языке драматического произведения до жителей России новые экономические идеи. Так что популяризация тех или иных идей среди российских граждан для Олега Рыбкина не пустой звук.
Австрийский драматург Артур Шницлер, как и наш Антон Павлович, был врачом по профессии, в конце концов оставившим медицинскую практику ради литературного труда. Жил он в Вене, как и их Зигмунд, и был явным приверженцем фрейдистской теории психоанализа. Самая ранняя и сразу же принесшая ему славу пьеса "Анатоль" - по сути своей всего лишь внутренний монолог автора, разложенный на семь любовных диалогов, нечто вроде прозаического, психоаналитического исследования. Кстати сказать, исследование это приправлено в интерпретации Олега Рыбкина столь явным ницшеанством, что его нельзя оставить без внимания. "Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому ему нужна женщина, как опаснейшая игрушка", - ведь именно "так говорил Заратустра".
Мужчин на сцене двое: собственно, Анатоль (Виталий Коваленко) и Макс (Борис Ивушин). Один - будто зеркальное отображение другого, немножко кривоватое и нечеткое, но и в том и в другом явно проглядывает мужчина по фамилии Шницлер. Хоть и написал он все эти монологи-диалоги сто десять лет назад, но так славно по-фрейдистски разобрал все любовные ситуации, что ни на минуту не сомневаешься: текст столь современен, что его автор вполне мог бы и оказаться рядом в зрительном зале. "Игрушки" свои мужчина этот меняет с непосредственностью и безответственностью ребенка: первая, вторая, третья... седьмая. То, что остается от этих очаровательных мимолетностей, этот сентиментальный романтик хранит в огромном чемодане-"сундуке воспоминаний": связки писем, истлевшие от времени цветки, нежные локоны, обрывки вуали, сохранившие любимый аромат...
Рыбкин не ошибся в выборе, приведя вслед за собой в этот спектакль ведущую актрису театра "Красный факел" Лидию Байрашевскую и дав ей сразу две роли: с первого взгляда ее героини вот уж действительно "опаснейшие игрушки", выделяются из привычного ряда юных тюзовских прелестниц. Два изящных женских портрета актриса рисует с той восхитительной легкостью перевоплощения, которая еще встречается на нынешней театральной сцене. Одна из ее героинь - Габриэль - способна скинуть светский лоск и "разморозить" свой темперамент, лишь впав в бешенство от ревности. Другая - Илона - напротив, столь уверена в своей неотразимости, что, разобравшись в том, что ночь с ней оказалась лишь приятной частью прощального "мальчишника", в припадке ярости готова свернуть все в квартире, да и самого героя если не лишить жизни прямо тут же, то уж точно порушить эту жизнь чудовищным скандалом на нежданной свадьбе. А в том, что женщина эта может позволить себе все что угодно, - не сомневаешься ни минуты.
Собственно говоря, в финале этого спектакля лишь один вопрос остается без ответа: зачем тюзовскому зрителю этот достаточно сложный спектакль - чувства мерцающе мимолетны, страсть пугающе опасна, жизнь сложна не по-детски... Впрочем, Олегу Рыбкину не привыкать к решению непростых задач: в нынешнем мире рассказывать детям о странностях любви так же непросто, как десять лет назад взрослым россиянам о новых экономических идеях. Но у него - неплохо получилось.
Степан КРАСНОВ