Культура
"ПРИЗРАК ОПЕРЫ" МАТЕРИАЛИЗОВАЛСЯ...
14 января
Поклонники творчества английского композитора давно ждали появления этой картины. Именно с того момента в 1986 году, когда на сцене Театра Ее Величества в Лондоне состоялась премьера "Призрака оперы" в постановке Харолда Принса. Спектакль не сходил с афиши в течение десяти сезонов подряд и выдержал 3600 представлений. Всемирная слава мюзикла была поддержана и шумным бродвейским успехом премьеры в Нью-Йорке в 1988 году. Многочисленные театральные премии, сумасшедшие кассовые сборы, первые строчки в чартах, которые занимали мелодии из "Призрака оперы", - все это были очевидные аргументы в пользу экранизации творения сэра Уэббера.
Однако синопсис проекта очень долго блуждал по голливудским офисам. В конце концов он оказался в руках мастеровитого режиссера Джоэля Шумахера ("С меня хватит!", "8 миллиметров"), призвавшего в сопродюсеры самого автора мюзикла. Уэббер откликнулся и даже сочинил специально для экранной версии еще одну песню, которая звучит нынче во время финальных титров. Не мудрствуя лукаво, Шумахер решил взять за основу ту первую версию, которую увидели 18 лет назад зрители лондонского Вест-Энда. Уэббер не возражал. Правда, при этом как-то надо было помнить о том, что его "Призрак оперы" есть талантливая музыкальная версия одноименного полузабытого романа французского журналиста Гастона Леру, вышедшего в свет в 1911 году.
В основе сюжета книги - легенда, которая существует в Париже вокруг грандиозного здания "Гранд Опера" (в фильме название театра предусмотрительно заменили). Якобы в закоулках и подвалах скрывается призрак, который явился причиной многих драматических происшествий в здании театра. В том числе и знаменитого падения люстры в зрительном зале. Такой факт имел место в истории известного здания, но легенда о призраке, конечно, была не более чем умелой мистификацией Гастона Леру.
Десятая муза с радостью ухватилась за столь загадочный сюжет. И уже в 1916 году в Германии появляется первая немая версия романа. Всего таких попыток в истории кино насчитывается около десяти. Несомненно, что версии Шумахера суждено априорно стать самой впечатляющей, потому что только в ней и звучит потрясающая по красоте и энергии музыка Уэббера. Тем не менее достоинства фильма этим не исчерпываются.
Режиссер сумел подобрать молодых, не примелькавшихся исполнителей центральных ролей, органично вписавшихся в барочную экранную роскошь постановки. Время действия основной истории "Призрака оперы" перенесено из начала ХХ века в год 1870-й. Подобное смещение дало возможность досказать историю Призрака оперы до сюжетного финала. Фабулы обрамляют сцены из 1916 года, в которых встречаются некоторые постаревшие участники событий. При этом Шумахер, прекрасно владея приемами саспенса, так и оставляет зрителей в неведении относительно судьбы самого Призрака (Джерард Батлер). Зато мы узнаем, что Кристина (Эмми Россум) стала женой виконта Рауля (Патрик Уилсон), дожившего до глубокой старости. Но все эти развязки меркнут перед той визуальной и музыкальной роскошью, которую устраивает в основной истории Шумахер.
Уроки "Мулен Ружа" База Лурмана не прошли для Голливуда даром. Декорации, костюмы, изощренный монтаж, динамика перемещения героев в пространстве кадра, "преследуемых" кинокамерой, - вот те признаки профессионализма и устоявшегося принципа решения подобных сложных жанров на экране, принятые в Голливуде и реализуемые теми постановщиками, которые берутся сегодня за создание музыкального кинозрелища. Шумахеру повезло в этом смысле гораздо больше, чем остальным коллегам по цеху, так как ему не требовалось решения большого количества хореографических сцен. Отчего его "Призрак оперы" порою выглядит (извините за каламбур) как кинопризрак оперы, поставленной на сцене парижского театра эпохи декаданса. Статика ряда вокальных эпизодов компенсируется невероятной энергетикой музыки Уэббера. И что бы в такой ситуации ни было на экране, мурашки все равно бегут по коже от знакомых и завораживающих звуков темы Призрака или гениального дуэта "Музыка ночи".
Конечно, очень хочется, чтобы театральность иных мизансценических решений была не столь заметной, но куда деться режиссеру, если основное место действия киномюзикла - театр? Здесь нужен режиссерский и хореографический гений Боба Фосса, который всегда был способен перемешать реальность сценическую и жизненную. Он умел взрывать быт яркими сценами музыкальных импровизаций. Шумахер - постановщик другого ряда и темперамента. Не искушая творческую судьбу, он предпочел опереться на ставшее классическим театральное решение мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера. И тем осуществил своим фильмом просветительскую миссию.
Отныне, чтобы увидеть мюзикл "Призрак оперы" во всей его красе, нет нужды отправляться в Лондон или Нью-Йорк. Для этого достаточно купить билет в кинотеатр, где идет одноименный фильм Джоэля Шумахера. Одно могу сказать точно: не пожалеете.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Однако синопсис проекта очень долго блуждал по голливудским офисам. В конце концов он оказался в руках мастеровитого режиссера Джоэля Шумахера ("С меня хватит!", "8 миллиметров"), призвавшего в сопродюсеры самого автора мюзикла. Уэббер откликнулся и даже сочинил специально для экранной версии еще одну песню, которая звучит нынче во время финальных титров. Не мудрствуя лукаво, Шумахер решил взять за основу ту первую версию, которую увидели 18 лет назад зрители лондонского Вест-Энда. Уэббер не возражал. Правда, при этом как-то надо было помнить о том, что его "Призрак оперы" есть талантливая музыкальная версия одноименного полузабытого романа французского журналиста Гастона Леру, вышедшего в свет в 1911 году.
В основе сюжета книги - легенда, которая существует в Париже вокруг грандиозного здания "Гранд Опера" (в фильме название театра предусмотрительно заменили). Якобы в закоулках и подвалах скрывается призрак, который явился причиной многих драматических происшествий в здании театра. В том числе и знаменитого падения люстры в зрительном зале. Такой факт имел место в истории известного здания, но легенда о призраке, конечно, была не более чем умелой мистификацией Гастона Леру.
Десятая муза с радостью ухватилась за столь загадочный сюжет. И уже в 1916 году в Германии появляется первая немая версия романа. Всего таких попыток в истории кино насчитывается около десяти. Несомненно, что версии Шумахера суждено априорно стать самой впечатляющей, потому что только в ней и звучит потрясающая по красоте и энергии музыка Уэббера. Тем не менее достоинства фильма этим не исчерпываются.
Режиссер сумел подобрать молодых, не примелькавшихся исполнителей центральных ролей, органично вписавшихся в барочную экранную роскошь постановки. Время действия основной истории "Призрака оперы" перенесено из начала ХХ века в год 1870-й. Подобное смещение дало возможность досказать историю Призрака оперы до сюжетного финала. Фабулы обрамляют сцены из 1916 года, в которых встречаются некоторые постаревшие участники событий. При этом Шумахер, прекрасно владея приемами саспенса, так и оставляет зрителей в неведении относительно судьбы самого Призрака (Джерард Батлер). Зато мы узнаем, что Кристина (Эмми Россум) стала женой виконта Рауля (Патрик Уилсон), дожившего до глубокой старости. Но все эти развязки меркнут перед той визуальной и музыкальной роскошью, которую устраивает в основной истории Шумахер.
Уроки "Мулен Ружа" База Лурмана не прошли для Голливуда даром. Декорации, костюмы, изощренный монтаж, динамика перемещения героев в пространстве кадра, "преследуемых" кинокамерой, - вот те признаки профессионализма и устоявшегося принципа решения подобных сложных жанров на экране, принятые в Голливуде и реализуемые теми постановщиками, которые берутся сегодня за создание музыкального кинозрелища. Шумахеру повезло в этом смысле гораздо больше, чем остальным коллегам по цеху, так как ему не требовалось решения большого количества хореографических сцен. Отчего его "Призрак оперы" порою выглядит (извините за каламбур) как кинопризрак оперы, поставленной на сцене парижского театра эпохи декаданса. Статика ряда вокальных эпизодов компенсируется невероятной энергетикой музыки Уэббера. И что бы в такой ситуации ни было на экране, мурашки все равно бегут по коже от знакомых и завораживающих звуков темы Призрака или гениального дуэта "Музыка ночи".
Конечно, очень хочется, чтобы театральность иных мизансценических решений была не столь заметной, но куда деться режиссеру, если основное место действия киномюзикла - театр? Здесь нужен режиссерский и хореографический гений Боба Фосса, который всегда был способен перемешать реальность сценическую и жизненную. Он умел взрывать быт яркими сценами музыкальных импровизаций. Шумахер - постановщик другого ряда и темперамента. Не искушая творческую судьбу, он предпочел опереться на ставшее классическим театральное решение мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера. И тем осуществил своим фильмом просветительскую миссию.
Отныне, чтобы увидеть мюзикл "Призрак оперы" во всей его красе, нет нужды отправляться в Лондон или Нью-Йорк. Для этого достаточно купить билет в кинотеатр, где идет одноименный фильм Джоэля Шумахера. Одно могу сказать точно: не пожалеете.
Сергей ИЛЬЧЕНКО