Общество

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ: ВСЕМИРНЫЙ КЛУБ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ - ЭТО ЯВЛЕНИЕ В ЖИЗНИ ГОРОДА

03 февраля
Наша беседа с директором и президентом в его рабочем кабинете, конечно, началась с разговора об итогах десяти лет работы во главе клуба, но затем плавно перешла и в другие сферы многогранной деятельности Михаила Борисовича. Грех было не воспользоваться возможностью расспросить его о делах текущих и будущих...
- Изменился ли клуб за те десять лет, которые прошли с момента вашего "восшествия на престол"? Стал ли он чем-то большим, чем собрание известных интеллигентных людей?
- Здесь действительно собираются интеллигентные люди, но мы никогда не ставили своей целью коллекционирование известных и крупных имен. Его создавали с благословения Анатолия Александровича Собчака под руководством Никиты Алексеевича Толстого, профессора Петербургского университета, яркой личности, сочетавшей в себе некую авантюрность с интеллигентностью. Высокий уровень культуры этого человека, его одухотворенность, мудрая доброта, порядочность стали тем фундаментом, на котором возводились клубные традиции. И для меня очень важно, что мы сохранили этот дух. За это время клуб стал явлением общественной жизни города. Теперь можно услышать весьма значимую фразу: "А что об этом говорят во Всемирном клубе петербуржцев?" На своих круглых столах мы обсуждаем важнейшие проблемы жизни города. Клуб выступил с инициативой разработки закона Санкт-Петербурга "О сохранении уникальной архитектурно-художественной и культурно-исторической среды Санкт-Петербурга".
Для нас очень важным этапом стала подготовка и проведение 300-летия Санкт-Петербурга, когда мы выступали экспертами по целому ряду проектов, по приглашению правительства России приняли участие в программе "Россия, открытая миру. 300 лет Санкт-Петербургу" и провели выездные заседания клуба в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и Милане, создали издательский проект "Библиотека Всемирного клуба петербуржцев".
- Чем был ознаменован год 2004-й?
- Расширением наших связей, в том числе и с точки зрения "всемирности". Мы установили тесные отношения с Москвой. Объединяющим началом стало имя Николая Рериха. Он как раз и есть один из тех петербуржцев, чья жизнь и деятельность имели и имеют всемирное значение. У нас есть специальная программа "Наследие семьи Рерихов". Мы продолжаем развитие связей с дальним зарубежьем с помощью радиомостов Санкт-Петербург - Нью-Йорк. Они дают возможность общения с петербуржцами, разбросанными по Америке и всему миру, а также просто с людьми, для которых Петербург, его жизнь представляют особый интерес. Ведь многие из них помнят Петербург, когда он был Ленинградом, а мы рассказываем им о нашем городе, как он выглядит сейчас. Вообще, наши соотечественники не очень знают о том, что происходит в Петербурге и России сегодня.
- Какие формы приняло сотрудничество с Москвой?
- В виде связей с московским Домом национальностей и Санкт-Петербургским клубом Москвы.
- То есть с "московскими петербуржцами"?
- И не только с ними. Мы продолжаем развивать связи с Эстонией. Готовим в Таллине и Нарве благотворительные ассамблеи, сбор средств от которых будет направлен на реставрацию памятника погибшим петровским воинам под Нарвой, на реставрацию памятника погибшим русским морякам броненосца "Русалка". Словом, клуб стал вполне влиятельной и стратегической силой. Однако у нас все делается как-то легко, без бюрократического напряжения. Мы стараемся сохранить атмосферу клуба и его стиль, что вызывает энтузиазм тех, кто участвует в наших ассамблеях. Здесь встречаются представители разных социальных кругов. Поэтому к нам очень любят приходить консулы зарубежных стран.
- Вы готовитесь отметить 60-летие победы в Великой Отечественной войне?
- К этой дате мы готовим проект "Ленинградские ученые - победе" совместно с Союзом ученых и инженеров. Он посвящен тем открытиям, которые были сделаны советскими учеными в тылу и во многом приблизили эту победу: разработка рецепта блокадного хлеба, создание лучшей в мире брони для легендарного танка Т-34, кровезамещающей жидкости, новых методов лечения при обморожениях... Они происходили в сфере науки, но их практическое применение спасло многие жизни.
- Всемирный клуб не мог остаться в стороне от проблемы, связанной с поисками нового руководителя городской культуры...
- Мне кажется, что дело не в том, плохого или хорошего начальника назначат. Нынешний председатель комитета по культуре Николай Буров - человек известный и в кругах творческой интеллигенции авторитетный. Однако он только-только вступил в должность. В конце концов, его назначение есть некоторый эксперимент. Мое же глубокое убеждение состоит в том, что культурой в принципе управлять нельзя. Государство должно обеспечивать свои культурные учреждения на всех уровнях финансами. И контролировать исполнение своих прямых функциональных обязанностей. Например, как хранят экспонаты в музеях. А вот стратегией должны заниматься сами учреждения и организации.
- И в Петербурге тоже?
- Конечно. На мой взгляд, у нас здесь получился некоторый разрыв между претенциозным словосочетанием "культурная столица России" и реальным положением в культурной сфере города. Столица у нас одна. Петербург для меня - культурная столица мира. В советские времена мы привыкали бороться за звание, а сейчас бороться за звание культурной столицы перестали. Сейчас нужно экспериментировать, искать пути возрождения и сохранения петербургских традиций в сфере культуры. И возникает вполне серьезная проблема провинциализации культуры, когда начинают снижать уровень принятия принципиальных решений. То есть когда возможность важных решений находится в руках чиновников не очень высокого ранга и интеллекта. Это особенно ощущается, когда такое учреждение, как Эрмитаж, начинает зависеть от районных финансовых органов. При Собчаке достаточно много экспериментировали и получали не такой уж и плохой результат. Особенно в сфере кадров.
- В какой стадии сегодня находится проект "Большой Эрмитаж"?
- Надеюсь, что в ближайшее время будет подписан последний документ для предоставления займа Всемирного банка российскому правительству. К этому займу также добавляется ровно такая же сумма из бюджета. Эти деньги предназначаются на реконструкцию исторического центра города. Среди объектов не только Эрмитаж, но и Русский музей, Мариинский театр. Предпроектные работы по "Большому Эрмитажу" завершены, и нужны средства для того, чтобы сделать сам проект. Подошел к концу первый этап консультаций со знаменитым архитектором Рэмом Кулхасом. Фондохранилище мы вполне освоили. Его первая очередь уже активно работает. Его появление в районе новостроек явно оживило эту некогда мертвую зону.
- Каковы внутрироссийские планы Эрмитажа?
- Среди глобальных проектов - открытие нашего филиала в Казани. Оно состоится в августе 2005 года. Там будет открыта выставка, посвященная искусству Золотой Орды и приуроченная к 1000-летию Казани. Продолжаем переговоры об открытии филиала в Японии. Есть еще идея создания совместного исследовательского центра в Мантуе. Предполагается, что его задачей станет исследование итальянского искусства.
- Скоро исполнится год, как состоялось открытие филиала музея в Амстердаме - "Эрмитаж на Амстеле"...
- Там постоянно огромные очереди в наш филиал. Была выставка "Греческое золото". Сейчас работает выставка "Николай и Александра", которая пользуется небывалой популярностью. Видимо, в Голландии по-прежнему сильны монархические настроения. В марте открываем выставку "Венеция". В перспективе - открытие выставки "Византия". В ближайшее время будем обсуждать с голландскими партнерами проблемы освоения второй очереди здания для амстердамского филиала Эрмитажа.
- А как обстоят дела в лондонском филиале музея?
- Мы развиваем тесные связи с Институтом Куртод. У нас есть целый пакет совместных проектов - научных и выставочных. Несколько десятков сотрудников нашего музея уже побывали в Лондоне в связи с научными исследованиями. В этом смысле это приоритет в деятельности лондонского филиала, тогда как в Амстердаме мы скорее делаем акцент на просветительной миссии.
- А в Лас-Вегасе?
- Туда отправится наша венецианская выставка. Постепенно мы хотим отработать схему перемещения выставок по всем зарубежным филиалам Эрмитажа.
- Каковы ваши ощущения от руководства кафедрой музееведения в Санкт-Петербургском университете, которая была открыта в 2004 году?
- Первый семестр мы отработали вроде бы неплохо. Но нам сейчас необходимо определить свое место среди аналогичных образовательных структур, связанных с музейным делом. Их в Петербурге оказалось достаточно много. Мне кажется, что мы можем, скорее всего, готовить руководителей музейного дела, сочетающих в себе качества менеджера и искусствоведа.
- Известно, что закончилась ваша деятельность на посту председателя совета директоров Первого канала...
- Я сложил с себя эти полномочия в конце года, и канал сразу же проиграл Новый год по рейтингу. Я остаюсь членом совета директоров, а председателем стала экс-вице-премьер госпожа Карелова. Те три года, что я возглавлял совет, Первый канал совсем не показывал Эрмитаж. Теперь, надеюсь, это упущение будет исправлено. За эти годы, с моей точки зрения, канал стал зрелищно-профессиональным, хотя при этом потерял интеллектуальность. К сожалению, в нынешней реальности интеллект и телевидение редко находят друг друга. И единственной отдушиной здесь остается канал "Культура". Что же касается моего ухода с Первого канала, то это вполне объяснимая ротация представителей государства в его совете. Еще одна прелесть моего нынешнего положения заключается в том, что теперь я вовсе не обязан смотреть передачи Первого канала.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
106.19
0.988 (-0.93%)
Курс Евро
112.02
0.782 (-0.7%)
Погода
Сегодня,
03 декабря
вторник
+3
04 декабря
среда
-2
Ясно
05 декабря
четверг
-3
Облачно