Культура
ЧАЙКОВСКИЙ СЕЛ В КРЕСЛО ГЛАЗУНОВА
04 февраля
Мы беседуем с новым ректором в просторном кабинете, где до наших дней сохранилась мебель, принадлежавшая композитору Александру Глазунову (в начале прошлого века он руководил Консерваторией в самый сложный период ее истории).
- Александр Владимирович, как вам сидится в кресле Глазунова? Не великовато оно?
- Да нет, удобно...
- Что подвигло вас, руководителя Московской филармонии, профессора столичной Консерватории, взвалить на себя еще один груз ответственности?
- Признаться, я не знал, что все так повернется. Но раз уж судьба распорядилась таким образом, трудно было устоять от соблазна. Потому что стать ректором Санкт-Петербургской консерватории - это исторический факт. Не соблазниться таким шансом - это все равно что отказаться от первой красавицы в мире. Тем более что с консерваториями я связан всю жизнь. Для меня это, может быть, самая знакомая сфера деятельности после писания партитур. Не знаю, получится у меня или нет, но сделаю все, что в моих силах.
Заслуженный деятель искусств России Александр Чайковский - выпусник Московской консерватории, где он затем стал профессором, заведующим кафедрой. Уже 12 лет композитор живет на два города. Многие годы он был музыкальным советником художественного руководителя Мариинского театра, где ранее на его музыку были поставлены балеты "Ревизор" и "Броненосец "Потемкин".
- Что из опыта ваших предшественников вам хотелось бы сохранить и от чего отказаться?
- Все ректоры, занимавшие этот кабинет, были активными практикующими музыкантами. Я буду следовать этой традиции, потому что бездействующий музыкант во главе Консерватории - это нонсенс. Конечно, буду стремиться сохранять традиционную преемственность школы, которая в нашей Консерватории явно прослеживается. А вот отказаться хотелось бы от очень запутанной структуры консерваторского аппарата, чтобы была ясность, кто за что отвечает. Тут, к сожалению, много непорядка. Надо реально осознавать, что та спокойная, достаточно патриархальная жизнь, которой жила Консерватория еще с советских времен и которая во многом сохранилась до сих пор, - эта жизнь безвозвратно ушла в прошлое.
- Что вас особенно тревожит в ближайшей перспективе?
- Реформа высшей школы, которую мы вынуждены принять. Сущность проблемы в том, что мы должны ввести у нас двухуровневое образование: трехлетнее - с присвоением степени бакалавра и пятилетнее - с вручением диплома магистра. Это создает серьезную угрозу непрерывности музыкального образования, которое всегда было у нас на высоте. И нам надо так провести грядущие реформы, чтобы сохранить интеллектуальное превосходство лучшей в мире школы музыкального образования.
- А что вы планируете осуществить по собственной инициативе?
- Хотелось бы сделать Консерваторию авторитетным центром музыкальной жизни в Петербурге и далеко за его пределами. У нас есть для этого все основания. Веление времени - открыть в вузе подготовку по целому ряду новых специальностей. Хочется также поднять на более высокий уровень наши международные связи, усовершенствовать концертную практику студентов, активно продолжить жизнь вузовского симфонического оркестра.
- Что, по вашему мнению, влечет в нашу Консерваторию зарубежных студентов - престиж вуза или низкий уровень оплаты за обучение?
- Прежде всего, конечно, престиж Консерватории. Что касается оплаты, то не такая уж она низкая. В Германии, например, иностранец при соответствующей подготовке вообще может поступить в музыкальный вуз бесплатно или за очень небольшие деньги. Тем не менее многие стремятся приехать к нам.
- Став ректором, не собираетесь ли вы отказаться от каких-то ваших должностей?
- В Москве у меня остались несколько учеников, которых я доведу до диплома. А пост художественного руководителя Московской филармонии я пока хочу оставить за собой, потому что вижу в этом пользу для Консерватории. Возможно, переменю статус: стану председателем худсовета.
Так или иначе, но композитор Александр Чайковский и впредь будет делить свою жизнь между двумя столицами.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ
- Александр Владимирович, как вам сидится в кресле Глазунова? Не великовато оно?
- Да нет, удобно...
- Что подвигло вас, руководителя Московской филармонии, профессора столичной Консерватории, взвалить на себя еще один груз ответственности?
- Признаться, я не знал, что все так повернется. Но раз уж судьба распорядилась таким образом, трудно было устоять от соблазна. Потому что стать ректором Санкт-Петербургской консерватории - это исторический факт. Не соблазниться таким шансом - это все равно что отказаться от первой красавицы в мире. Тем более что с консерваториями я связан всю жизнь. Для меня это, может быть, самая знакомая сфера деятельности после писания партитур. Не знаю, получится у меня или нет, но сделаю все, что в моих силах.
Заслуженный деятель искусств России Александр Чайковский - выпусник Московской консерватории, где он затем стал профессором, заведующим кафедрой. Уже 12 лет композитор живет на два города. Многие годы он был музыкальным советником художественного руководителя Мариинского театра, где ранее на его музыку были поставлены балеты "Ревизор" и "Броненосец "Потемкин".
- Что из опыта ваших предшественников вам хотелось бы сохранить и от чего отказаться?
- Все ректоры, занимавшие этот кабинет, были активными практикующими музыкантами. Я буду следовать этой традиции, потому что бездействующий музыкант во главе Консерватории - это нонсенс. Конечно, буду стремиться сохранять традиционную преемственность школы, которая в нашей Консерватории явно прослеживается. А вот отказаться хотелось бы от очень запутанной структуры консерваторского аппарата, чтобы была ясность, кто за что отвечает. Тут, к сожалению, много непорядка. Надо реально осознавать, что та спокойная, достаточно патриархальная жизнь, которой жила Консерватория еще с советских времен и которая во многом сохранилась до сих пор, - эта жизнь безвозвратно ушла в прошлое.
- Что вас особенно тревожит в ближайшей перспективе?
- Реформа высшей школы, которую мы вынуждены принять. Сущность проблемы в том, что мы должны ввести у нас двухуровневое образование: трехлетнее - с присвоением степени бакалавра и пятилетнее - с вручением диплома магистра. Это создает серьезную угрозу непрерывности музыкального образования, которое всегда было у нас на высоте. И нам надо так провести грядущие реформы, чтобы сохранить интеллектуальное превосходство лучшей в мире школы музыкального образования.
- А что вы планируете осуществить по собственной инициативе?
- Хотелось бы сделать Консерваторию авторитетным центром музыкальной жизни в Петербурге и далеко за его пределами. У нас есть для этого все основания. Веление времени - открыть в вузе подготовку по целому ряду новых специальностей. Хочется также поднять на более высокий уровень наши международные связи, усовершенствовать концертную практику студентов, активно продолжить жизнь вузовского симфонического оркестра.
- Что, по вашему мнению, влечет в нашу Консерваторию зарубежных студентов - престиж вуза или низкий уровень оплаты за обучение?
- Прежде всего, конечно, престиж Консерватории. Что касается оплаты, то не такая уж она низкая. В Германии, например, иностранец при соответствующей подготовке вообще может поступить в музыкальный вуз бесплатно или за очень небольшие деньги. Тем не менее многие стремятся приехать к нам.
- Став ректором, не собираетесь ли вы отказаться от каких-то ваших должностей?
- В Москве у меня остались несколько учеников, которых я доведу до диплома. А пост художественного руководителя Московской филармонии я пока хочу оставить за собой, потому что вижу в этом пользу для Консерватории. Возможно, переменю статус: стану председателем худсовета.
Так или иначе, но композитор Александр Чайковский и впредь будет делить свою жизнь между двумя столицами.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ