Культура
ЛЕГЕНДА МАРИИНКИ
05 февраля
Есть в оперном театре несколько произведений, которые окутаны шлейфом из слухов, легенд, священного трепета. "Сказание" - из их числа. В Мариинке эта опера впервые была поставлена в 1907 г. в декорациях Коровина и Васнецова, современники тотчас назвали ее "русским "Парсифалем"", связав с другой оперой-загадкой, "Парсифалем" Вагнера. В последней сценической версии оперы, которая идет на сцене Мариинки в постановке Д. Чернякова, есть живописные цитаты из того спектакля. Этот "Китеж" получил рекордное число восторженных откликов в России и "Золотую маску". Привезенный в Нью-Йорк на гастролях театра в 2003 году, он стал сенсацией.
Древнерусская легенда XII века, эпохи татаро-монгольского владычества, согласно которой град Китеж был спасен от разорения татарами Божьим произволением - сделался невидим и стал местом идеальной жизни - в этой постановке не переносится в современность, он показывается вне времени, с помощью смелого смешения костюмов в самых разных стилях и декораций, в которых реалистичные и абстрактные образы сливаются в игре тумана и света.
Этот спектакль рождает ассоциации с Россией сегодняшнего и вчерашнего дня и по-настоящему трогает зрителей. Птицы и звери, являющиеся к Февронии в первой картине, превращаются в бабку, мужика в ушанке и худенького в вязаной шапчонке подростка, которых Феврония подкармливает. "Греховный", суетный Малый Китеж, в котором встречают свадебный поезд Февронии на пути к Большому Китежу, - это питерский двор-колодец с облупившимися стенами, и в нем - кипящая, шумная толкучка, в которой глаз выхватывает десятки узнаваемых типажей постсоветского времени: официантка с пивными кружками, доминошники, торгующиеся бабки, нищие, пьяницы, дети, гармонист, два "деловых" в черных пальто и с "дипломатами"... А эти разнокалиберные столы, которые ставят в длинный ряд, покрывая белой скатертью-простыней, для встречи Февронии! А прожектора, перекрестившие небо в следующей сцене, где жители Большого Китежа молятся о спасении, и напоминающие о войне и блокаде! А этот страшный каменный подвал, в котором прячутся Феврония и Гришка...
Перед зрителем открывается не лубочная Русь, а историческая, та, что постоянно переживала вторжения и отбивала нашествия. А эти чудовища в черных звериных шкурах, возглавляемые неким монстром на гигантском железном "коне" с фарами-прожекторами, - они мощный обобщающий образ ужаса, который внушает дикая, злобная, разрушительная вражья сила.
И оказывается, что легенда осталась легендой. О вечной российской судьбе - войне и катастрофе - и вечном испытании на предательство и на веру.
В спектакле 8 февраля занят замечательный состав исполнителей: Ольга Сергеева - Феврония, Геннадий Беззубенков - князь Юрий Всеволодович, Олег Балашов - Княжич Всеволод, Екатерина Семенчук - Отрок, Ольга Трифонова - Сирин и другие солисты театра.
Древнерусская легенда XII века, эпохи татаро-монгольского владычества, согласно которой град Китеж был спасен от разорения татарами Божьим произволением - сделался невидим и стал местом идеальной жизни - в этой постановке не переносится в современность, он показывается вне времени, с помощью смелого смешения костюмов в самых разных стилях и декораций, в которых реалистичные и абстрактные образы сливаются в игре тумана и света.
Этот спектакль рождает ассоциации с Россией сегодняшнего и вчерашнего дня и по-настоящему трогает зрителей. Птицы и звери, являющиеся к Февронии в первой картине, превращаются в бабку, мужика в ушанке и худенького в вязаной шапчонке подростка, которых Феврония подкармливает. "Греховный", суетный Малый Китеж, в котором встречают свадебный поезд Февронии на пути к Большому Китежу, - это питерский двор-колодец с облупившимися стенами, и в нем - кипящая, шумная толкучка, в которой глаз выхватывает десятки узнаваемых типажей постсоветского времени: официантка с пивными кружками, доминошники, торгующиеся бабки, нищие, пьяницы, дети, гармонист, два "деловых" в черных пальто и с "дипломатами"... А эти разнокалиберные столы, которые ставят в длинный ряд, покрывая белой скатертью-простыней, для встречи Февронии! А прожектора, перекрестившие небо в следующей сцене, где жители Большого Китежа молятся о спасении, и напоминающие о войне и блокаде! А этот страшный каменный подвал, в котором прячутся Феврония и Гришка...
Перед зрителем открывается не лубочная Русь, а историческая, та, что постоянно переживала вторжения и отбивала нашествия. А эти чудовища в черных звериных шкурах, возглавляемые неким монстром на гигантском железном "коне" с фарами-прожекторами, - они мощный обобщающий образ ужаса, который внушает дикая, злобная, разрушительная вражья сила.
И оказывается, что легенда осталась легендой. О вечной российской судьбе - войне и катастрофе - и вечном испытании на предательство и на веру.
В спектакле 8 февраля занят замечательный состав исполнителей: Ольга Сергеева - Феврония, Геннадий Беззубенков - князь Юрий Всеволодович, Олег Балашов - Княжич Всеволод, Екатерина Семенчук - Отрок, Ольга Трифонова - Сирин и другие солисты театра.