Культура
РА-РА-РАСПУТИН!
12 февраля
"Ра-ра-распутин! Lover of the russian queen!"
Четверть века назад изо всех динамиков неслось над СССР это бодрое ритмическое присловье популярного хита группы "Бони М" "Распутин" (с ударением на последнем слоге). Ныне оно оказалось в заголовке этих заметок, которые появились именно потому, что тень скандального старца Григория Ефимовича вновь начала невидимо парить над единым информационным пространством Европы.
Все началось с того самого момента, как британский телеканал ВВС-2 в программе Timewаtch осенью прошлого года показал документальный фильм, посвященный расследованию обстоятельств гибели друга семьи Николая Второго. Главная сенсация заключалась в выводе авторов картины: Распутин был убит в результате спецоперации британской разведки и при непосредственном участии ее сотрудников.
Впрочем, и в России сенсаций в отношении Распутина тоже было немало. То вдруг появится заспиртованный медицинский экспонат, представляющий якобы его детородный орган, то вдруг выйдет серьезная монография, в которой рассказывают "всю правду" о Григории Ефимовиче. А то в Старой Руссе "найдут" во время археологических раскопок его часы. Словом, не дает покоя любителям жареных фактов тень старца, закопанного неизвестно где 88 лет назад. Я уже не говорю о попытках экранизировать его биографию (можно вспомнить недавний британский же фильм с Аланом Рикманом в главной роли) или инсценировать его похождения (премьера балета с Фарухом Рузиматовым у всех на памяти).
Учитывая ныне складывающуюся положительную конъюнктуру отечественного телеэфира в отношении исторических документальных фильмов, канал НТВ решил не отставать от других вещателей и преподнес недавно нам очередной фильм-расследование с претенциозным заглавием "Миф о Распутине, или Чисто английское убийство" режиссера Екатерины Толдоновой.
Если отвлечься от явно навязываемых зрителям аспектов сенсационности предлагаемой версии об "английском следе" в деле о смерти Распутина, то забавным и очевидным становится другое, плохо скрываемое авторами картины намерение - развеять все те ужасные слухи и домыслы о своем герое, которые сопровождали при жизни и тянулись за его именем после смерти. Оказывается, что Григорий Ефимович был очень скромным человеком, у которого не было никаких сбережений. Он не был развратником и не устраивал оргий с участием своих поклонниц. Он заботился о семье, а царевича Алексея "заговаривал" от гемофилии. Единственное, что никак не могут отрицать авторы фильма "Миф о Распутине", это его активное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику Российской империи. А от данного тезиса - один шаг до появления версии об участии британских спецслужб.
Логика рассуждений наших доморощенных последователей версии канала ВВС-2 проста: Распутин мог склонить царя к решению о сепаратном мире с немцами, тогда Германия могла бы бросить освободившиеся войска на Запад и исход Первой мировой войны мог бы стать совсем иным. Что-то похожее вы не улавливаете в такой логике? Теперь мы, благодаря тому же каналу НТВ, знаем, что Великая Октябрьская социалистическая революция совершалась на деньги правительства Германии, а события "Кровавого воскресенья" 1905 года были оплачены из казны японского императора.
Подобные конспирологические модели рассказа о реальных исторических фактах и событиях стали нынче модными в мировом телевидении. Объективные закономерности исторического процесса, участие масс, дискуссионность роли личности в истории - все это напрочь игнорируется теми, кто творит якобы документальные фильмы на телевидении.
Мы получаем версию о том, что агент британской разведки по имени Освальд Рейнер лично сделал контрольный выстрел в голову Распутину в ту самую зимнюю ночь с 16 на 17 декабря 1916 года (по старому стилю) во дворе дворца князя Юсупова на Мойке. Аргументы и доводы, приводимые авторами фильма "Миф о Распутине", не выдерживают никакой критики. Например, рассуждения о том, что резидент британской разведки остановился в гостинице "Астория" только потому, что она находилась неподалеку от дворца Юсупова. Забывают почему-то авторы фильма и о том, что акта судебно-медицинской экспертизы тела Григория Ефимовича не сохранилось. А посему все размышления о пулевом отверстии во лбу строятся лишь на воспоминаниях тех, кто осматривал труп старца.
Как в английском фильме, так и в версии НТВ отсутствуют прямые признания Рейнера, в то время как в воспоминаниях самого Феликса Юсупова и члена Думы Пуришкевича нет даже намека на чье-то иностранное участие. К тому же участие князя Дмитрия Павловича, члена августейшей фамилии, бросало на всю ситуацию, и без того скандальную, еще более пикантный оттенок. А пассаж о том, что английский посол Бьюкенен был после убийства Распутина вызван в Зимний дворец для дачи объяснений, является ровно таким же доказательством английской версии, как и версии русской, потому что российскому правительству было выгодно "перевести стрелки" на Британскую империю в столь щекотливой ситуации.
Спорить и опровергать доводы, опираясь на все известные ныне свидетельства и факты относительно состава участников и инициаторов ликвидации такого влиятельного лица российской политики, как Григорий Распутин, можно бесконечно. Суть и смысл события от этого, однако, не изменятся. С устранением старца император и его семья потеряли близкого друга и, в какой-то степени, духовного наставника. Что не могло не привести к кризису безволия главы державы в ответственный для страны момент. Об этом нынешний телефильм почему-то умалчивает, забывая, что Распутин нам интересен нынче лишь в связи с его особыми отношениями с семьей Николая Второго. Не более, но и не менее.
Мне бы очень не хотелось, чтобы о полных трагизма и политических страстей событиях 1917 года в истории нашего Отечества судили бы по подобным псевдодокументальным фильмам. Личности, даже такие, как Распутин, конечно, творят Историю, но ее движущей силой все-таки выступают люди в совокупности своих надежд и устремлений. Иногда их называют "массой", иногда - "народом". Но без них никакой Григорий Ефимович не стал бы тем мифом, под песенку о котором танцевали и танцуют на дискотеках...
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Четверть века назад изо всех динамиков неслось над СССР это бодрое ритмическое присловье популярного хита группы "Бони М" "Распутин" (с ударением на последнем слоге). Ныне оно оказалось в заголовке этих заметок, которые появились именно потому, что тень скандального старца Григория Ефимовича вновь начала невидимо парить над единым информационным пространством Европы.
Все началось с того самого момента, как британский телеканал ВВС-2 в программе Timewаtch осенью прошлого года показал документальный фильм, посвященный расследованию обстоятельств гибели друга семьи Николая Второго. Главная сенсация заключалась в выводе авторов картины: Распутин был убит в результате спецоперации британской разведки и при непосредственном участии ее сотрудников.
Впрочем, и в России сенсаций в отношении Распутина тоже было немало. То вдруг появится заспиртованный медицинский экспонат, представляющий якобы его детородный орган, то вдруг выйдет серьезная монография, в которой рассказывают "всю правду" о Григории Ефимовиче. А то в Старой Руссе "найдут" во время археологических раскопок его часы. Словом, не дает покоя любителям жареных фактов тень старца, закопанного неизвестно где 88 лет назад. Я уже не говорю о попытках экранизировать его биографию (можно вспомнить недавний британский же фильм с Аланом Рикманом в главной роли) или инсценировать его похождения (премьера балета с Фарухом Рузиматовым у всех на памяти).
Учитывая ныне складывающуюся положительную конъюнктуру отечественного телеэфира в отношении исторических документальных фильмов, канал НТВ решил не отставать от других вещателей и преподнес недавно нам очередной фильм-расследование с претенциозным заглавием "Миф о Распутине, или Чисто английское убийство" режиссера Екатерины Толдоновой.
Если отвлечься от явно навязываемых зрителям аспектов сенсационности предлагаемой версии об "английском следе" в деле о смерти Распутина, то забавным и очевидным становится другое, плохо скрываемое авторами картины намерение - развеять все те ужасные слухи и домыслы о своем герое, которые сопровождали при жизни и тянулись за его именем после смерти. Оказывается, что Григорий Ефимович был очень скромным человеком, у которого не было никаких сбережений. Он не был развратником и не устраивал оргий с участием своих поклонниц. Он заботился о семье, а царевича Алексея "заговаривал" от гемофилии. Единственное, что никак не могут отрицать авторы фильма "Миф о Распутине", это его активное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику Российской империи. А от данного тезиса - один шаг до появления версии об участии британских спецслужб.
Логика рассуждений наших доморощенных последователей версии канала ВВС-2 проста: Распутин мог склонить царя к решению о сепаратном мире с немцами, тогда Германия могла бы бросить освободившиеся войска на Запад и исход Первой мировой войны мог бы стать совсем иным. Что-то похожее вы не улавливаете в такой логике? Теперь мы, благодаря тому же каналу НТВ, знаем, что Великая Октябрьская социалистическая революция совершалась на деньги правительства Германии, а события "Кровавого воскресенья" 1905 года были оплачены из казны японского императора.
Подобные конспирологические модели рассказа о реальных исторических фактах и событиях стали нынче модными в мировом телевидении. Объективные закономерности исторического процесса, участие масс, дискуссионность роли личности в истории - все это напрочь игнорируется теми, кто творит якобы документальные фильмы на телевидении.
Мы получаем версию о том, что агент британской разведки по имени Освальд Рейнер лично сделал контрольный выстрел в голову Распутину в ту самую зимнюю ночь с 16 на 17 декабря 1916 года (по старому стилю) во дворе дворца князя Юсупова на Мойке. Аргументы и доводы, приводимые авторами фильма "Миф о Распутине", не выдерживают никакой критики. Например, рассуждения о том, что резидент британской разведки остановился в гостинице "Астория" только потому, что она находилась неподалеку от дворца Юсупова. Забывают почему-то авторы фильма и о том, что акта судебно-медицинской экспертизы тела Григория Ефимовича не сохранилось. А посему все размышления о пулевом отверстии во лбу строятся лишь на воспоминаниях тех, кто осматривал труп старца.
Как в английском фильме, так и в версии НТВ отсутствуют прямые признания Рейнера, в то время как в воспоминаниях самого Феликса Юсупова и члена Думы Пуришкевича нет даже намека на чье-то иностранное участие. К тому же участие князя Дмитрия Павловича, члена августейшей фамилии, бросало на всю ситуацию, и без того скандальную, еще более пикантный оттенок. А пассаж о том, что английский посол Бьюкенен был после убийства Распутина вызван в Зимний дворец для дачи объяснений, является ровно таким же доказательством английской версии, как и версии русской, потому что российскому правительству было выгодно "перевести стрелки" на Британскую империю в столь щекотливой ситуации.
Спорить и опровергать доводы, опираясь на все известные ныне свидетельства и факты относительно состава участников и инициаторов ликвидации такого влиятельного лица российской политики, как Григорий Распутин, можно бесконечно. Суть и смысл события от этого, однако, не изменятся. С устранением старца император и его семья потеряли близкого друга и, в какой-то степени, духовного наставника. Что не могло не привести к кризису безволия главы державы в ответственный для страны момент. Об этом нынешний телефильм почему-то умалчивает, забывая, что Распутин нам интересен нынче лишь в связи с его особыми отношениями с семьей Николая Второго. Не более, но и не менее.
Мне бы очень не хотелось, чтобы о полных трагизма и политических страстей событиях 1917 года в истории нашего Отечества судили бы по подобным псевдодокументальным фильмам. Личности, даже такие, как Распутин, конечно, творят Историю, но ее движущей силой все-таки выступают люди в совокупности своих надежд и устремлений. Иногда их называют "массой", иногда - "народом". Но без них никакой Григорий Ефимович не стал бы тем мифом, под песенку о котором танцевали и танцуют на дискотеках...
Сергей ИЛЬЧЕНКО