Культура
С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ
16 февраля
В Петербурге живут много людей. И не так уж мало среди них выдающихся, талантливых, а тем более - знаменитых. Актеры, певцы, художники, писатели, политики... Но только некоторые из них остаются в памяти как "люди нашего города", истинные петербуржцы, те, чьи имена первыми приходят в голову, когда перебираешь своих знаменитых земляков. Впрочем, петербургскому (или ленинградскому) драматургу Александру Моисеевичу Володину эпитет "знаменитый" не подходит, слишком уж помпезно, не по-петербургски, а следовательно, и не по-володински звучит это прилагательное. Он не знаменитый, он - просто любимый.
Фильмы по сценариям Володина никогда не сходили с экранов и пережили разные "смутные" времена. Пьесы Володина не теряют актуальности, о чем свидетельствует театральный фестиваль его имени, вот уже во второй раз прошедший в Петербурге.
Программа II Володинского фестиваля была обширнее, чем год назад. В феврале 2004 года на сцене Театра на Литейном были представлены пять спектаклей по пьесам Александра Володина. В этом году, помимо володинских "Старшей сестры" (Санкт-Петербург, "Наш театр") и "Записок нетрезвого человека" (Новосибирский драматический театр "Старый дом") были представлены спектакли, которые по духу, по интонации родственны драматургии Александра Моисеевича: "Сонечка" (по повести Л. Улицкой, МХАТ им. Чехова) и "Зеленая зона" (пьеса М. Зуева, Новосибирский театр под руководством С. Афанасьева). В специальной программе фестиваля прошли три студенческих спектакля по пьесам Володина ("Две стрелы", школа-студия МХАТ и СПГАТИ, и "С любимыми не расставайтесь", школа-студия МХАТ): молодые режиссеры ставят пьесы драматурга-"шестидесятника", находя в них что-то близкое для себя и созвучное времени.
Под эгидой Володинского фестиваля прошел трехдневный марафон пьес молодого драматурга Ивана Вырыпаева, были представлены его старые пьесы "Валентинов день" и "Кислород" и новая - "Бытие". Вырыпаев вот уже несколько лет как стал кумиром театральной молодежи и образцом для подражания начинающих драматургов. Его пьеса "Кислород" - самое новаторское и современное театральное явление последних лет. В "Бытии" Вырыпаев продолжает тему, начатую в "Кислороде": там он перетолковывал евангельский текст, здесь переосмысляет притчи Ветхого Завета. За "стебовыми" сценками и "ненормативной" лексикой стоит серьезная и глубокая попытка осмыслить сегодняшнюю действительность, нащупать взаимосвязь современного человека с вечными категориями, такими как Бог и совесть. Недаром герои "Бытия" улетают на Солнце, "туда, где живет Бог".
Впервые за много лет в Петербург на Володинский фестиваль приехал Резо Габриадзе, великий грузинский режиссер. И молодое поколение петербургских театралов имело возможность увидеть легендарный кукольный спектакль "Осень нашей весны". Этот спектакль о птичке по имени Борис Гадай стал кульминацией фестиваля - наконец-то прозвучала истинно володинская, душевная, пронзительная нотка.
В рамках фестиваля прошел конкурс современной драматургии. По утрам в репетиционном зале Театра на Литейном проходили "читки" пьес-победительниц. К сожалению, набор имен был тот же, что и на фестивале "Новая драма", да и пьесы удивляли вторичностью: все это уже где-то слышали, где-то читали. И самое грустное то, что всю эту современную драматургию можно назвать "антиволодинской", потому что она лишена главного - человеческого тепла и "стыдливости", деликатности, присущей петербургскому драматургу.
Володинский фестиваль - самое доброе и своевременное явление в нашей сегодняшней жизни. Чем чаще будет звучать имя Александра Моисеевича Володина, чем чаще будут идти его пьесы, тем чаще мы будем вспоминать, что "стыдно быть несчастливым", и уповать - "хоть бы войны не было".
Виктория АМИНОВА
Фильмы по сценариям Володина никогда не сходили с экранов и пережили разные "смутные" времена. Пьесы Володина не теряют актуальности, о чем свидетельствует театральный фестиваль его имени, вот уже во второй раз прошедший в Петербурге.
Программа II Володинского фестиваля была обширнее, чем год назад. В феврале 2004 года на сцене Театра на Литейном были представлены пять спектаклей по пьесам Александра Володина. В этом году, помимо володинских "Старшей сестры" (Санкт-Петербург, "Наш театр") и "Записок нетрезвого человека" (Новосибирский драматический театр "Старый дом") были представлены спектакли, которые по духу, по интонации родственны драматургии Александра Моисеевича: "Сонечка" (по повести Л. Улицкой, МХАТ им. Чехова) и "Зеленая зона" (пьеса М. Зуева, Новосибирский театр под руководством С. Афанасьева). В специальной программе фестиваля прошли три студенческих спектакля по пьесам Володина ("Две стрелы", школа-студия МХАТ и СПГАТИ, и "С любимыми не расставайтесь", школа-студия МХАТ): молодые режиссеры ставят пьесы драматурга-"шестидесятника", находя в них что-то близкое для себя и созвучное времени.
Под эгидой Володинского фестиваля прошел трехдневный марафон пьес молодого драматурга Ивана Вырыпаева, были представлены его старые пьесы "Валентинов день" и "Кислород" и новая - "Бытие". Вырыпаев вот уже несколько лет как стал кумиром театральной молодежи и образцом для подражания начинающих драматургов. Его пьеса "Кислород" - самое новаторское и современное театральное явление последних лет. В "Бытии" Вырыпаев продолжает тему, начатую в "Кислороде": там он перетолковывал евангельский текст, здесь переосмысляет притчи Ветхого Завета. За "стебовыми" сценками и "ненормативной" лексикой стоит серьезная и глубокая попытка осмыслить сегодняшнюю действительность, нащупать взаимосвязь современного человека с вечными категориями, такими как Бог и совесть. Недаром герои "Бытия" улетают на Солнце, "туда, где живет Бог".
Впервые за много лет в Петербург на Володинский фестиваль приехал Резо Габриадзе, великий грузинский режиссер. И молодое поколение петербургских театралов имело возможность увидеть легендарный кукольный спектакль "Осень нашей весны". Этот спектакль о птичке по имени Борис Гадай стал кульминацией фестиваля - наконец-то прозвучала истинно володинская, душевная, пронзительная нотка.
В рамках фестиваля прошел конкурс современной драматургии. По утрам в репетиционном зале Театра на Литейном проходили "читки" пьес-победительниц. К сожалению, набор имен был тот же, что и на фестивале "Новая драма", да и пьесы удивляли вторичностью: все это уже где-то слышали, где-то читали. И самое грустное то, что всю эту современную драматургию можно назвать "антиволодинской", потому что она лишена главного - человеческого тепла и "стыдливости", деликатности, присущей петербургскому драматургу.
Володинский фестиваль - самое доброе и своевременное явление в нашей сегодняшней жизни. Чем чаще будет звучать имя Александра Моисеевича Володина, чем чаще будут идти его пьесы, тем чаще мы будем вспоминать, что "стыдно быть несчастливым", и уповать - "хоть бы войны не было".
Виктория АМИНОВА