Экономика
ЧЬЯ ОНА - "НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА"?
17 февраля
Когда защитники свободы предпринимательства уверяют, что все проблемы рынка только он сам и решает, спорить тут не о чем. Другое дело, что считать той самой вездесущей, едва ли не волшебной "невидимой рукой рынка", которая наилучшим образом и как бы без нашего ведома устраивает деловые отношения по всей цепочке партнеров: производители - продавцы - покупатели. А является она все же лишь в условиях гарантированной возможности взаимовыгодного соглашения по условиям продвижения товаров во всей этой цепочке вплоть до розничной продажи. Если же где-то, почему-то возникают тому препятствия, никакого чудодействия не происходит, а образуются экономические проблемы - как в нашем случае.
Торговые сети - удобная для партнеров и покупателей, высокодоходная современная и быстро развивающаяся во всем мире, а в последние годы у нас тоже, форма торговли. Причем у нас с одной особенностью: из-за дорогой платы за вход в пределы этой торговли от нее, по сути, отлучены малые пищевые предприятия - какую бы расчудесную продукцию они ни выпускали. Потому что у малых и финансовые возможности все равно под стать. А большие - другое дело: могут позволить себе. Платят - конъюнктуре рынка надо подчиняться, какая бы ни была, если хочешь хоть как-то развиваться. Но эта плата, как неоправданные вычеты из доходов производства, которые перетекают на счета сетевой торговли. Кроме того, не имея возможности назначать по примеру "сетей" такую же входную плату и сбивать оптовую цену, начинают разоряться малые и средние магазинчики. А "сети" между тем набирают силу и занимают все более монопольное положение на рынке. В результате в его инфраструктуре возникает перекос в сторону крупного бизнеса - и в торговле, и в производстве продуктов питания. Благодаря чему развитие такого рода бизнеса тормозится в целом, а малого и среднего - вообще устремляется к нулю. Любые монопольные проявления к добру не ведут. И если все оставить, как есть, дальнейшее развитие ситуации вслед за сокращением пищевого производства и малых форм торговли может обернуться и ростом цен, и ухудшением качества продуктов на прилавках. Потому можно только приветствовать инициативу комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, вовремя обратившего внимание на наметившуюся проблему и призвавшего участников продовольственного рынка решить ее общими усилиями путем соглашения с учетом интересов всех деловых партнеров и покупателей. Но все же этого, на мой взгляд, недостаточно.
Чтобы основательно подойти к делу, надо еще задаться вопросом: в чем причина этой странной проблемы? Странной - потому что сетевая торговля сравнительно давно уже в отличие от нас процветает во всех успешных рыночных странах мира, но там развитие одного бизнеса не оборачивается в ущерб другому при всей жесткой конкуренции отдельных фирм между собой.
А дело в том, что менеджерам тех зарубежных гипермаркетов в голову не приходит спрашивать какую-то разного рода дополнительную плату "за вход" и еще сверхвысокие скидки со стоимости товара у поставщиков. Отбор партнеров там идет по представлениям категорийного менеджмента, то есть с учетом положения, которое производитель занимает на рынке. В свою очередь, у поставщиков продовольствия гипермаркеты, сетевые магазины - не единственный свет в окошке. Существует множество оптовых рынков, вообще различных форм оптовой купли-продажи. Выбор! И совсем другая обстановка: участники такого рынка не норовят содрать друг с друга по три шкуры, а стараются найти подходящего партнера и понравиться, услужить, договориться, чтобы не потерять его. А где у нас такие оптовые рынки? Между тем они - как кровеносная система для торговли, для товародвижения в рыночной инфраструктуре. И пока их будет недоставать, пока на это не обратит внимание власть и не посодействует их строительству, проблема до конца не решится.
Вообще товарооборот города вырос за год почти на 14 процентов. Однако распределение торговых площадей крайне неравномерно. Так, в Невском, Красносельском, Красногвардейском, Приморском, Калининском районах уровень обеспеченности не только значительно ниже среднегородского, но и не достигает норматива, запланированного на 2000 год.
Сегодня из 10 тысяч предприятий стационарной торговли 1,5 тысячи приходится на сетевые магазины, и доля их в товарообороте города приближается к 60 процентам. Раньше строительство сетевых магазинов наиболее активно велось только в спальных районах города, теперь их интересы сместились в центр. Правда, отсутствие здесь больших участков заставляет сетевиков перейти к магазинам более скромного формата - площадью порядка 200-300 кв. м. Такие сети, как "Лента", "О‘кей", "Перекресток", уже приступают к строительным работам в тех микрорайонах центра, где ощущается недостаток магазинов с товарами каждодневного спроса из-за переспециализации предприятий торговли или смены видов деятельности.
И в связи с этим, по нашим прогнозам, ожидается дальнейшая консолидация и усиление конкурентной борьбы в розничной торговле, особенно в ее продовольственном секторе. И в общем это нормально, но только до тех пор, пока в бизнесе именно конкурируют, то есть стараются сделать что-то лучше соперников, но не сжить их со свету.
За рубежом опасение, что быстрый рост гипер- и супермаркетов создаст ситуацию в ущерб для малых и средних операторов, подтолкнуло европейскую розницу к консолидации, приведшую к ценовому регулированию и ограничениям на строительство новых магазинов крупного формата. Сегодня степень концентрации сетей розничной торговли в европейских странах сильно варьируется. Так, в Италии, Испании доля супер- и гипермаркетов составляет чуть более 50 процентов рынка розничной торговли; в Голландии, Великобритании и Бельгии их доля приближается к 90 процентам. В России, конечно же, нужна своя оптимальная разработка конкретных концепций развития розничной торговой сети. И, чтобы "невидимая рука рынка" трудилась на общее благо, это вместе с предпринимателями должны обеспечить региональные и муниципальные органы экономического управления.
Торговые сети - удобная для партнеров и покупателей, высокодоходная современная и быстро развивающаяся во всем мире, а в последние годы у нас тоже, форма торговли. Причем у нас с одной особенностью: из-за дорогой платы за вход в пределы этой торговли от нее, по сути, отлучены малые пищевые предприятия - какую бы расчудесную продукцию они ни выпускали. Потому что у малых и финансовые возможности все равно под стать. А большие - другое дело: могут позволить себе. Платят - конъюнктуре рынка надо подчиняться, какая бы ни была, если хочешь хоть как-то развиваться. Но эта плата, как неоправданные вычеты из доходов производства, которые перетекают на счета сетевой торговли. Кроме того, не имея возможности назначать по примеру "сетей" такую же входную плату и сбивать оптовую цену, начинают разоряться малые и средние магазинчики. А "сети" между тем набирают силу и занимают все более монопольное положение на рынке. В результате в его инфраструктуре возникает перекос в сторону крупного бизнеса - и в торговле, и в производстве продуктов питания. Благодаря чему развитие такого рода бизнеса тормозится в целом, а малого и среднего - вообще устремляется к нулю. Любые монопольные проявления к добру не ведут. И если все оставить, как есть, дальнейшее развитие ситуации вслед за сокращением пищевого производства и малых форм торговли может обернуться и ростом цен, и ухудшением качества продуктов на прилавках. Потому можно только приветствовать инициативу комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, вовремя обратившего внимание на наметившуюся проблему и призвавшего участников продовольственного рынка решить ее общими усилиями путем соглашения с учетом интересов всех деловых партнеров и покупателей. Но все же этого, на мой взгляд, недостаточно.
Чтобы основательно подойти к делу, надо еще задаться вопросом: в чем причина этой странной проблемы? Странной - потому что сетевая торговля сравнительно давно уже в отличие от нас процветает во всех успешных рыночных странах мира, но там развитие одного бизнеса не оборачивается в ущерб другому при всей жесткой конкуренции отдельных фирм между собой.
А дело в том, что менеджерам тех зарубежных гипермаркетов в голову не приходит спрашивать какую-то разного рода дополнительную плату "за вход" и еще сверхвысокие скидки со стоимости товара у поставщиков. Отбор партнеров там идет по представлениям категорийного менеджмента, то есть с учетом положения, которое производитель занимает на рынке. В свою очередь, у поставщиков продовольствия гипермаркеты, сетевые магазины - не единственный свет в окошке. Существует множество оптовых рынков, вообще различных форм оптовой купли-продажи. Выбор! И совсем другая обстановка: участники такого рынка не норовят содрать друг с друга по три шкуры, а стараются найти подходящего партнера и понравиться, услужить, договориться, чтобы не потерять его. А где у нас такие оптовые рынки? Между тем они - как кровеносная система для торговли, для товародвижения в рыночной инфраструктуре. И пока их будет недоставать, пока на это не обратит внимание власть и не посодействует их строительству, проблема до конца не решится.
Вообще товарооборот города вырос за год почти на 14 процентов. Однако распределение торговых площадей крайне неравномерно. Так, в Невском, Красносельском, Красногвардейском, Приморском, Калининском районах уровень обеспеченности не только значительно ниже среднегородского, но и не достигает норматива, запланированного на 2000 год.
Сегодня из 10 тысяч предприятий стационарной торговли 1,5 тысячи приходится на сетевые магазины, и доля их в товарообороте города приближается к 60 процентам. Раньше строительство сетевых магазинов наиболее активно велось только в спальных районах города, теперь их интересы сместились в центр. Правда, отсутствие здесь больших участков заставляет сетевиков перейти к магазинам более скромного формата - площадью порядка 200-300 кв. м. Такие сети, как "Лента", "О‘кей", "Перекресток", уже приступают к строительным работам в тех микрорайонах центра, где ощущается недостаток магазинов с товарами каждодневного спроса из-за переспециализации предприятий торговли или смены видов деятельности.
И в связи с этим, по нашим прогнозам, ожидается дальнейшая консолидация и усиление конкурентной борьбы в розничной торговле, особенно в ее продовольственном секторе. И в общем это нормально, но только до тех пор, пока в бизнесе именно конкурируют, то есть стараются сделать что-то лучше соперников, но не сжить их со свету.
За рубежом опасение, что быстрый рост гипер- и супермаркетов создаст ситуацию в ущерб для малых и средних операторов, подтолкнуло европейскую розницу к консолидации, приведшую к ценовому регулированию и ограничениям на строительство новых магазинов крупного формата. Сегодня степень концентрации сетей розничной торговли в европейских странах сильно варьируется. Так, в Италии, Испании доля супер- и гипермаркетов составляет чуть более 50 процентов рынка розничной торговли; в Голландии, Великобритании и Бельгии их доля приближается к 90 процентам. В России, конечно же, нужна своя оптимальная разработка конкретных концепций развития розничной торговой сети. И, чтобы "невидимая рука рынка" трудилась на общее благо, это вместе с предпринимателями должны обеспечить региональные и муниципальные органы экономического управления.