Экономика
СИТУАЦИЯ ПО НАШЕМУ ВЕДОМСТВУ
17 февраля
Хочу для начала напомнить, что антимонопольное законодательство совершенствуется. В ближайшее время должны быть приняты поправки, которые предусматривают весьма ощутимые штрафы. В некоторых случаях они чреваты разорительными для фирм-нарушителей этого законодательства выплатами. Но при всем при этом мы, как всегда, предпочитаем, чтобы наши, так сказать, клиенты до суда выполняли предписания антимонопольной службы. А еще лучше не доводили бы дело даже до этих предписаний.
У торговых сетей как новой, высокотехнологичной и прогрессивной формы торговли объем продаж на рынке уже около 60 процентов. И это хорошо. С одной стороны. С другой, пользуясь своим превалирующим положением, эта сфера торговли, судя по заявлениям предпринимателей, не чуждается диктата в деловых отношениях. И это ситуация по нашему ведомству. У нас уже есть опыт работы по разного рода картельным сговорам. Такие суды мы обычно выигрывали. Но это не лучший способ решения антимонопольных проблем. Причина большинства их - недостатки рыночной инфраструктуры. Иной раз довольно уже давние, которые надо, наконец, поправлять.
Помню, еще лет 8 назад витала во власти идея государственной поддержки строительства большого оптового рынка. Обсуждался даже всемирно известный образец в Барселоне, с которого хотели сделать проект для Петербурга. Но дело кончилось ничем. Поговорили и забыли. А между тем оптовые рынки - основа развития и производственного, и торгового предпринимательства. Неограниченные возможности сбыта - это главное условие для конкуренции без помех, а значит, и для антимонопольных гарантий.
Другая нынешняя особенность организации торговли в городе, которая подогревает сетевой монополизм, - это недостаточная по сравнению с общепринятыми европейскими нормами обеспеченность торговыми площадями в пересчете на душу населения. Причем особенно в спальных районах. И проживающим там гражданам часто недостает небольших магазинчиков неподалеку от дома. Между тем, как известно, едва не ликвидированы были недавно разом все торговые павильоны на остановках. О том, что дело это несвоевременное, наше управление высказывалось с самого начала.
Проблема теперь решается по-иному, но вообще с рынком нужно обходиться осторожней и просчитывать на несколько шагов вперед последствия всех наших якобы благих воздействий на него с целью улучшения. Иначе большой риск получить результат, обратный желаемому. Что нередко и происходит на всех уровнях власти. Причем мы по закону поправляем дело с помощью суда или до него, но после этого точно такие же случаи повторяются. И главная причина тому - слабость, незавершенность рыночной структуры, которая сказалась и в случае с торговыми сетями. Главный движущий механизм рынка - конкуренция, а монополизм, если возникает почва для его развития, убивает эту конкуренцию вместе с рынком и нормальное соперничество превращает в побоище. А проигрывают от этого в конечном счете прежде всего покупатели, то есть все мы.
Вот из этого, на мой взгляд, и должны исходить предприниматели от торговли и производства, которые вместе с чиновниками комитета экономического развития будут готовить соглашения об условиях своего партнерства, сотрудничества для решения проблемы побочных последствий развития прогрессивных сетевых форм торговли.
Основной практический результат обстоятельного обсуждения проблемы - согласие его участников разработать "Кодекс о взаимодействии" торговых сетей и поставщиков.
- Это будут, - пояснил ведущий разговор председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк, - взаимоприемлемые, прозрачные, как договорились, типовые "правила игры" на продовольственном рынке с непременным соблюдением интересов торговых сетей, производителей и покупателей. Главная цель: найти баланс этих интересов, закрепить его в договоре и неукоснительно придерживаться ради общего благополучия.
При этом председатель комитета просил не расценивать дотошное внимание власти к проблеме как вмешательство в деловую жизнь. По его словам, это нужно понимать лишь как работу по защите интересов города в нормальном развитии продовольственного рынка.
Иначе говоря, если такое свойство в самом рынке не заложено законодательным путем, восполнять это приходится подручными средствами.
У торговых сетей как новой, высокотехнологичной и прогрессивной формы торговли объем продаж на рынке уже около 60 процентов. И это хорошо. С одной стороны. С другой, пользуясь своим превалирующим положением, эта сфера торговли, судя по заявлениям предпринимателей, не чуждается диктата в деловых отношениях. И это ситуация по нашему ведомству. У нас уже есть опыт работы по разного рода картельным сговорам. Такие суды мы обычно выигрывали. Но это не лучший способ решения антимонопольных проблем. Причина большинства их - недостатки рыночной инфраструктуры. Иной раз довольно уже давние, которые надо, наконец, поправлять.
Помню, еще лет 8 назад витала во власти идея государственной поддержки строительства большого оптового рынка. Обсуждался даже всемирно известный образец в Барселоне, с которого хотели сделать проект для Петербурга. Но дело кончилось ничем. Поговорили и забыли. А между тем оптовые рынки - основа развития и производственного, и торгового предпринимательства. Неограниченные возможности сбыта - это главное условие для конкуренции без помех, а значит, и для антимонопольных гарантий.
Другая нынешняя особенность организации торговли в городе, которая подогревает сетевой монополизм, - это недостаточная по сравнению с общепринятыми европейскими нормами обеспеченность торговыми площадями в пересчете на душу населения. Причем особенно в спальных районах. И проживающим там гражданам часто недостает небольших магазинчиков неподалеку от дома. Между тем, как известно, едва не ликвидированы были недавно разом все торговые павильоны на остановках. О том, что дело это несвоевременное, наше управление высказывалось с самого начала.
Проблема теперь решается по-иному, но вообще с рынком нужно обходиться осторожней и просчитывать на несколько шагов вперед последствия всех наших якобы благих воздействий на него с целью улучшения. Иначе большой риск получить результат, обратный желаемому. Что нередко и происходит на всех уровнях власти. Причем мы по закону поправляем дело с помощью суда или до него, но после этого точно такие же случаи повторяются. И главная причина тому - слабость, незавершенность рыночной структуры, которая сказалась и в случае с торговыми сетями. Главный движущий механизм рынка - конкуренция, а монополизм, если возникает почва для его развития, убивает эту конкуренцию вместе с рынком и нормальное соперничество превращает в побоище. А проигрывают от этого в конечном счете прежде всего покупатели, то есть все мы.
Вот из этого, на мой взгляд, и должны исходить предприниматели от торговли и производства, которые вместе с чиновниками комитета экономического развития будут готовить соглашения об условиях своего партнерства, сотрудничества для решения проблемы побочных последствий развития прогрессивных сетевых форм торговли.
Основной практический результат обстоятельного обсуждения проблемы - согласие его участников разработать "Кодекс о взаимодействии" торговых сетей и поставщиков.
- Это будут, - пояснил ведущий разговор председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк, - взаимоприемлемые, прозрачные, как договорились, типовые "правила игры" на продовольственном рынке с непременным соблюдением интересов торговых сетей, производителей и покупателей. Главная цель: найти баланс этих интересов, закрепить его в договоре и неукоснительно придерживаться ради общего благополучия.
При этом председатель комитета просил не расценивать дотошное внимание власти к проблеме как вмешательство в деловую жизнь. По его словам, это нужно понимать лишь как работу по защите интересов города в нормальном развитии продовольственного рынка.
Иначе говоря, если такое свойство в самом рынке не заложено законодательным путем, восполнять это приходится подручными средствами.