Культура
СОЗДАТЬ ИЛИ УНИЧТОЖИТЬ
11 мартa
Месяц назад президент страны встречался с театральными деятелями Александром Калягиным и Кириллом Лавровым. Еще раз обсуждалась грядущая реформа. На самый высокий уровень проблема вышла потому, что мало кто из практиков театра ясно представлял себе, каким образом все будет происходить. То, что реформа необходима, вроде понимали все, но ее конкретные очертания были слишком туманны. А всякая неясность, как известно, рождает опасения, тем более в нашем отечестве, где почти каждый знает: любые перемены ведут к ухудшению, во всяком случае на первых порах.
А тут предписывалось каждому театральному коллективу сделать выбор: либо полностью оказаться в плену государственного финансирования и потерять самостоятельность, либо получить вожделенную свободу действий, но забыть о государственном бюджете и зарабатывать на жизнь как получится. Многим хотелось бы, чтоб все осталось почти по-прежнему - чтоб государство, щедро финансируя, не лезло в тонкие вопросы творчества и коммерческие тайны менеджмента. Но так, оказывается, в условиях рынка не бывает.
Президент успокоил представителей театрального цеха, во-первых, тем, что реформа не будет моментальной. Уже хорошо! Мы знаем, как стремительны бывают реформы, грабительские по содержанию и наплевательские по форме. Во-вторых, по словам Калягина и Лаврова, все основные вопросы по реформе, волновавшие общественность, были обсуждены и после встречи с президентом практически сняты.
Но, видимо, все-таки не совсем. Об этом можно судить по тому, что на недавней пресс-конференции в Петербурге художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин довольно резко отозвался о грядущей реформе, сказав, что это "абсолютный откат к социализму", который носит "разрушительный, а не созидательный характер". Реформа, по словам Райкина, подразумевает абсолютное раскулачивание. И в новых условиях будет гораздо выгоднее быть плохим театром, который ничего не делает и получает дотации за счет театров, собирающих зрителей и ставящих хорошие спектакли.
При этом сам Райкин пытается сейчас приватизировать "Сатирикон", сделать его частным репертуарным театром. Но и этот процесс идет с невероятным скрипом.
К театральной реформе стоит приглядеться хотя бы потому, что она одна из первых в нашей культуре и поэтому волей-неволей станет полигоном, на котором отрабатывается модель всех дальнейших перемен в культурной отрасли. Как совершенно справедливо заметил Кирилл Лавров, "ни один президент, ни одно правительство не могут улучшить работу театров. Они могут создать условия для их работы или уничтожить эти условия".
Александр УРЕС
А тут предписывалось каждому театральному коллективу сделать выбор: либо полностью оказаться в плену государственного финансирования и потерять самостоятельность, либо получить вожделенную свободу действий, но забыть о государственном бюджете и зарабатывать на жизнь как получится. Многим хотелось бы, чтоб все осталось почти по-прежнему - чтоб государство, щедро финансируя, не лезло в тонкие вопросы творчества и коммерческие тайны менеджмента. Но так, оказывается, в условиях рынка не бывает.
Президент успокоил представителей театрального цеха, во-первых, тем, что реформа не будет моментальной. Уже хорошо! Мы знаем, как стремительны бывают реформы, грабительские по содержанию и наплевательские по форме. Во-вторых, по словам Калягина и Лаврова, все основные вопросы по реформе, волновавшие общественность, были обсуждены и после встречи с президентом практически сняты.
Но, видимо, все-таки не совсем. Об этом можно судить по тому, что на недавней пресс-конференции в Петербурге художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин довольно резко отозвался о грядущей реформе, сказав, что это "абсолютный откат к социализму", который носит "разрушительный, а не созидательный характер". Реформа, по словам Райкина, подразумевает абсолютное раскулачивание. И в новых условиях будет гораздо выгоднее быть плохим театром, который ничего не делает и получает дотации за счет театров, собирающих зрителей и ставящих хорошие спектакли.
При этом сам Райкин пытается сейчас приватизировать "Сатирикон", сделать его частным репертуарным театром. Но и этот процесс идет с невероятным скрипом.
К театральной реформе стоит приглядеться хотя бы потому, что она одна из первых в нашей культуре и поэтому волей-неволей станет полигоном, на котором отрабатывается модель всех дальнейших перемен в культурной отрасли. Как совершенно справедливо заметил Кирилл Лавров, "ни один президент, ни одно правительство не могут улучшить работу театров. Они могут создать условия для их работы или уничтожить эти условия".
Александр УРЕС