Экономика
ФОНД ИМУЩЕСТВА СЫГРАЛ ПО-КРУПНОМУ
15 мартa
Объединенными лотами и поодиночке на аукционы выставлялось 56 участков. Итоги мартовской распродажи существенно изменят соотношение сил на топливном рынке северной столицы, в которой сегодня насчитывается всего 286 АЗС.
Фондом имущества территории под АЗС не продаются, а сдаются на два года в аренду. Размер арендной платы за этот срок и фиксирует последний удар молотка аукциониста. По условиям сделок за два года арендатор должен пройти все согласования (пятна продаются с так называемым коротким пакетом документации, и самый добросовестный инвестор рискует, заплатив деньги, не получить разрешение на строительство), возвести заправки, после чего соглашение с ним город продлит уже на 49 лет.
Гвоздем программы распродаж стал крупнейший лот в 30 пятен. Приобрела его компания "ЛУКОЙЛ" за 10,28 млн долларов. Единственными его конкурентами были представители компании "Татнефть", впрочем, борьба была недолгой - когда цена выросла на 2 процента, аукцион закончился.
Генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" Владимир Калуженов сразу же после покупки сообщил журналистам: "Наша компания была готова торговаться до 11,5 млн долларов. Для создания АЗС на каждом из участков надо будет вложить по 700-900 тыс. долларов, соответственно, чтобы освоить тридцать пятен, необходимы будут инвестиции около 25 млн долларов. Предварительный анализ показал, что только две или три АЗС из списка не смогут обеспечить минимально допустимую для нашей компании доходность на вложенный капитал в 15 процентов. В сумме же наши станции должны будут окупиться за семь лет".
В конце прошлого года нефтяной гигант договорился о покупке местной топливной компании "Балт-Трейд", владеющей 37 АЗС. Эта сделка реализовывается в течение 2-3-го кварталов этого года. В настоящее время в Петербурге "ЛУКОЙЛу" принадлежат 42 АЗС. Сейчас он приобрел права еще на 30 пятен.
По объемам продаваемого топлива "ЛУКОЙЛ" через два года будет занимать чуть менее 30 процентов рынка, а по российскому законодательству с этого уровня начинаются антимонопольные ограничения, и переступать эту черту компания не планирует. В мартовских аукционах на остальные 26 пятен он не участвовал.
Напомним, что в прошлом году "ЛУКОЙЛ" попытался получить целевым назначением 60 мест под строительство новых заправок в Петербурге. Малые и большие конкуренты компании стали, и небезуспешно, доказывать неправомочность внеконкурсной процедуры. От целевой раздачи пятен городские власти формально отказались.
Но когда условия торгов предали огласке, на городском топливном рынке стал раскручиваться новый скандал. Сообщество нефтетрейдеров фактически обвинило администрацию города в том, что условия аукциона по лоту размером 30 АЗС запрограммированы под победу "ЛУКОЙЛа".
Наиболее последовательно это мнение высказывал Нефтяной клуб Петербурга и его президент Олег Ашихмин. Противники "ЛУКОЙЛа" приводили следующие аргументы: для освоения десятков пятен требуются десятки миллионов долларов, что заранее отсекает от борьбы представителей малого и среднего топливного бизнеса. При продаже пакета в 30 пятен в договор включили дополнительное (и весьма странное) условие: победитель (и его дочерние общества) должен в течение 2005 года заплатить в бюджет города не менее 2 млрд рублей налогов, в том числе 100 млн рублей - акцизов от реализации нефтепродуктов.
Так как проданные на прошлой неделе пятна начнут отбивать вложения не завтра и не послезавтра, то это инвестиционное требование отсекло от торгов даже крупные компании, если они уже сейчас не владеют в Петербурге значительным бизнесом. (Владимир Калуженов пообещал, что в 2005 году "ЛУКОЙЛ" пополнит городской бюджет на 4 млрд рублей. Чиновники Фонда имущества в кулуарах говорили, что к лоту интерес проявляли представители компаний "Шелл" и "ТНК-ВР", но до участия в торгах ни те ни другие не дошли.)
Наконец, по мнению некоторых экспертов, пятна, включенные в лот на 30 АЗС, на карте города подозрительно удачно дополняют существующие заправки "ЛУКОЙЛа" и "Балт-Трейда". Нефтяной клуб перед аукционом обращался в антимонопольную службу, написал открытое письмо губернатору, но добиться отмены торгов не смог. Теоретически их итоги могут быть оспорены в суде, но всерьез о такой возможности никто не говорит.
Нельзя не согласиться: при снижении конкуренции на торгах город теряет выручку. Напомним, что первые торги участками под АЗС прошли 25 августа прошлого года. В розницу было реализовано три пятна. Победителями оказались подразделения международных нефтяных компаний "Несте Санкт-Петербург" и "Шелл АЗС". Самое интересное цены: для одного участка она взлетела с 75 тыс. до 466,1 тыс. долларов, для второго - с 200 тыс. до 1,071 млн долларов, третьего - со 110 до 266,1 тыс. долларов.
Однако наивно думать, что достаточно было бы просто разбить один большой лот на 30 маленьких - и город получил бы не 10, а 20 или 30 млн долларов.
Директор Фонда имущества Андрей Степаненко так прокомментировал итоги торгов: "Участки слишком неравноценны. Два или три можно было реализовать втрое дороже стартовой цены, 5, наверное, - вдвое дороже, еще 10-12 по номиналу, а остальные зависли бы как неликвиды. Если все усреднить, то станет ясно, что город оказался в выигрыше".
Состоявшиеся в тот же день торги по шести пятнам в разбивку подтвердили это мнение. ООО "Шелл АЗС" за участок в поселке Лисий Нос согласилось заплатить 1,002 млн долларов, стартовая цена - 452 тыс. долл. была превышена более чем вдвое. Но вот купить остальные пять пятен желающих вовсе не нашлось.
Так же интересны итоги мартовских мелкооптовых распродаж. Лот из пяти участков по стартовой цене 1,738 млн долларов достался компании "Сибнефть Санкт-Петербург". При одном претенденте торги не проводятся - таково требование закона, поэтому формально ее соперником была компания "Славнефть", но так как у этих фирм общие владельцы, повышать цену было некому. Еще один лот из пяти пятен купила после оживленной борьбы с той же "Сибнефтью" относительно небольшая фирма "СевЗапНефть". За лот она согласилась заплатить 1,618 млн долларров при стартовой цене 1,246 млн. Олег Ашихмин предполагает, что "СевЗапНефть" - владелец двух действующих и одной недостроенной станций в городе и одной действующей в Ленинградской области - смог победить крупную нефтяную компанию только потому, что нашел себе крупного, скорее всего, столичного парт-нера.
На лот в десять пятен претендентов не было. Андрей Степаненко уже сообщил, что Фонд имущества не станет его разбивать, а повторно выставит на торги, снизив цену на 15 процентов. Когда-то достижением советской торговли были праздничные наборы - апельсины с солеными огурцами. Теперь этот опыт получил продолжение в новых условиях при несопоставимых масштабах.
Максим САХНО
Фондом имущества территории под АЗС не продаются, а сдаются на два года в аренду. Размер арендной платы за этот срок и фиксирует последний удар молотка аукциониста. По условиям сделок за два года арендатор должен пройти все согласования (пятна продаются с так называемым коротким пакетом документации, и самый добросовестный инвестор рискует, заплатив деньги, не получить разрешение на строительство), возвести заправки, после чего соглашение с ним город продлит уже на 49 лет.
Гвоздем программы распродаж стал крупнейший лот в 30 пятен. Приобрела его компания "ЛУКОЙЛ" за 10,28 млн долларов. Единственными его конкурентами были представители компании "Татнефть", впрочем, борьба была недолгой - когда цена выросла на 2 процента, аукцион закончился.
Генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" Владимир Калуженов сразу же после покупки сообщил журналистам: "Наша компания была готова торговаться до 11,5 млн долларов. Для создания АЗС на каждом из участков надо будет вложить по 700-900 тыс. долларов, соответственно, чтобы освоить тридцать пятен, необходимы будут инвестиции около 25 млн долларов. Предварительный анализ показал, что только две или три АЗС из списка не смогут обеспечить минимально допустимую для нашей компании доходность на вложенный капитал в 15 процентов. В сумме же наши станции должны будут окупиться за семь лет".
В конце прошлого года нефтяной гигант договорился о покупке местной топливной компании "Балт-Трейд", владеющей 37 АЗС. Эта сделка реализовывается в течение 2-3-го кварталов этого года. В настоящее время в Петербурге "ЛУКОЙЛу" принадлежат 42 АЗС. Сейчас он приобрел права еще на 30 пятен.
По объемам продаваемого топлива "ЛУКОЙЛ" через два года будет занимать чуть менее 30 процентов рынка, а по российскому законодательству с этого уровня начинаются антимонопольные ограничения, и переступать эту черту компания не планирует. В мартовских аукционах на остальные 26 пятен он не участвовал.
Напомним, что в прошлом году "ЛУКОЙЛ" попытался получить целевым назначением 60 мест под строительство новых заправок в Петербурге. Малые и большие конкуренты компании стали, и небезуспешно, доказывать неправомочность внеконкурсной процедуры. От целевой раздачи пятен городские власти формально отказались.
Но когда условия торгов предали огласке, на городском топливном рынке стал раскручиваться новый скандал. Сообщество нефтетрейдеров фактически обвинило администрацию города в том, что условия аукциона по лоту размером 30 АЗС запрограммированы под победу "ЛУКОЙЛа".
Наиболее последовательно это мнение высказывал Нефтяной клуб Петербурга и его президент Олег Ашихмин. Противники "ЛУКОЙЛа" приводили следующие аргументы: для освоения десятков пятен требуются десятки миллионов долларов, что заранее отсекает от борьбы представителей малого и среднего топливного бизнеса. При продаже пакета в 30 пятен в договор включили дополнительное (и весьма странное) условие: победитель (и его дочерние общества) должен в течение 2005 года заплатить в бюджет города не менее 2 млрд рублей налогов, в том числе 100 млн рублей - акцизов от реализации нефтепродуктов.
Так как проданные на прошлой неделе пятна начнут отбивать вложения не завтра и не послезавтра, то это инвестиционное требование отсекло от торгов даже крупные компании, если они уже сейчас не владеют в Петербурге значительным бизнесом. (Владимир Калуженов пообещал, что в 2005 году "ЛУКОЙЛ" пополнит городской бюджет на 4 млрд рублей. Чиновники Фонда имущества в кулуарах говорили, что к лоту интерес проявляли представители компаний "Шелл" и "ТНК-ВР", но до участия в торгах ни те ни другие не дошли.)
Наконец, по мнению некоторых экспертов, пятна, включенные в лот на 30 АЗС, на карте города подозрительно удачно дополняют существующие заправки "ЛУКОЙЛа" и "Балт-Трейда". Нефтяной клуб перед аукционом обращался в антимонопольную службу, написал открытое письмо губернатору, но добиться отмены торгов не смог. Теоретически их итоги могут быть оспорены в суде, но всерьез о такой возможности никто не говорит.
Нельзя не согласиться: при снижении конкуренции на торгах город теряет выручку. Напомним, что первые торги участками под АЗС прошли 25 августа прошлого года. В розницу было реализовано три пятна. Победителями оказались подразделения международных нефтяных компаний "Несте Санкт-Петербург" и "Шелл АЗС". Самое интересное цены: для одного участка она взлетела с 75 тыс. до 466,1 тыс. долларов, для второго - с 200 тыс. до 1,071 млн долларов, третьего - со 110 до 266,1 тыс. долларов.
Однако наивно думать, что достаточно было бы просто разбить один большой лот на 30 маленьких - и город получил бы не 10, а 20 или 30 млн долларов.
Директор Фонда имущества Андрей Степаненко так прокомментировал итоги торгов: "Участки слишком неравноценны. Два или три можно было реализовать втрое дороже стартовой цены, 5, наверное, - вдвое дороже, еще 10-12 по номиналу, а остальные зависли бы как неликвиды. Если все усреднить, то станет ясно, что город оказался в выигрыше".
Состоявшиеся в тот же день торги по шести пятнам в разбивку подтвердили это мнение. ООО "Шелл АЗС" за участок в поселке Лисий Нос согласилось заплатить 1,002 млн долларов, стартовая цена - 452 тыс. долл. была превышена более чем вдвое. Но вот купить остальные пять пятен желающих вовсе не нашлось.
Так же интересны итоги мартовских мелкооптовых распродаж. Лот из пяти участков по стартовой цене 1,738 млн долларов достался компании "Сибнефть Санкт-Петербург". При одном претенденте торги не проводятся - таково требование закона, поэтому формально ее соперником была компания "Славнефть", но так как у этих фирм общие владельцы, повышать цену было некому. Еще один лот из пяти пятен купила после оживленной борьбы с той же "Сибнефтью" относительно небольшая фирма "СевЗапНефть". За лот она согласилась заплатить 1,618 млн долларров при стартовой цене 1,246 млн. Олег Ашихмин предполагает, что "СевЗапНефть" - владелец двух действующих и одной недостроенной станций в городе и одной действующей в Ленинградской области - смог победить крупную нефтяную компанию только потому, что нашел себе крупного, скорее всего, столичного парт-нера.
На лот в десять пятен претендентов не было. Андрей Степаненко уже сообщил, что Фонд имущества не станет его разбивать, а повторно выставит на торги, снизив цену на 15 процентов. Когда-то достижением советской торговли были праздничные наборы - апельсины с солеными огурцами. Теперь этот опыт получил продолжение в новых условиях при несопоставимых масштабах.
Максим САХНО