Культура

НАША ЗАДАЧА - СОХРАНЯТЬ ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТРАДИЦИИ

16 мартa
- Начнем издалека: что такое праздник, из чего он состоит?
- Праздники - важнейшая часть культуры. Всем, кто интересовался этим вопросом, известна бессмертная книга Михаила Бахтина, в которой великолепно изложена теория праздничной культуры.
В проблеме праздника есть три аспекта. Первое - это идеология праздника. Второе - творческие компоненты. Третье - экономика праздника. Начнем с идеологии. У нас в течение 70 лет культивировался образ массового праздника всего советского народа. Традиция советских праздников жива и до сих пор. И поэтому ко всяким юбилейным датам мы пытаемся устроить такие государственные действа. Нельзя сказать, чтоб высокохудожественные. Но существуют не только они. В нашем городе еще проводятся фестивали. И каждый крупный фестиваль - тоже праздник. Праздник Гергиева или Темирканова. Да, для специфической аудитории. Недешевый праздник. Но эти люди и эти праздники создают образ Петербурга. Образ города - не памятники, а те творческие события, которые происходят на фоне этих памятников. И положительные рейтинги России и Петербурга существуют как раз во многом благодаря этим праздникам. Россия до сих пор привлекательна для остального мира благодаря прошлому ее культуры и настоящему российского искусства. Пиотровский и Гусев, Голощекин и Шевчук - люди, создающие праздники.
- Хорошо, но давайте вернемся к массовым праздникам...
- Но фестивали вовсе не исключают массовости. Ведь если разобраться, что самое яркое в празднике Дня города, - безусловно, Фестиваль военно-духовых оркестров. Он зародился не так давно на наших глазах, в нынешнем году ему исполнится 10 лет. Парад на Невском проспекте, дефиле на Дворцовой. Нет человека, равнодушного к такому зрелищу. Важно еще, что это очень органично для Петербурга. К нам приезжают духовые оркестры из всех стран мира, считая за честь участвовать в этом петербургском фестивале. Денег, конечно, не хватает, проблем масса, но дело успешно продолжается.
Понимаете, в Питере массовая культура в ее убогих проявлениях, откровенная пошлость не очень-то проходят. Этот город много чего видел за три века своего существования. И 2004 год показал это отчетливо. Если на массовый праздник пригласить Верку Сердючку, то мероприятие вполне может провалиться. Другое дело, когда та же Сердючка выступает в концертном зале - кто хочет, заплатит деньги, пойдет и посмотрит. Но уличные праздники оплачиваются из другого источника.
Идеологию городских праздников кто-то должен формировать. Брать на себя ответственность. А сейчас, кроме тех же духовых оркестров, упомянуть праздник, который не вызывал бы возражений у подавляющего большинства, не получается. Но фестиваль этот - не государственное мероприятие. Просто собрались творческие люди, придумали такой праздник и проводят его, а комитет по культуре поддерживает. Инициатива идет не от чиновника, а от творческого человека. 2003 год показал, что пренебрежительное отношение к горожанам, особенно к молодежи, даром не проходит. Неудачное шоу нам показали на празднике 300-летия города.
- А кто должен придумывать идеологию праздника?
- Я уже говорил: как показывает практика, наиболее интересные идеи рождаются в головах творческих людей. На мой вкус, лучший такой праздник состоялся в прошлом году на Дворцовой площади и был посвящен блокаде. Но его режиссером являлся Сокуров, а организация принадлежала Эрмитажу, и потому все сделали достойно. И место было выбрано точно, потому что Дворцовая площадь есть площадь российской военной славы.
Зачем, скажем, в Новый год на площадях и улицах устраивать то же самое, что можно посмотреть по телевизору? Чтобы пошуметь-подраться? Значит, надо делать что-то иное. Это очень сложно. Для этого необходима, как уже сказано, идеология. Конечно же, надо создавать дирекцию праздников. И самое главное - творческие люди, которых надо привлечь и всячески поддерживать. Того же Александра Сокурова. Или замечательного режиссера Виктора Крамера, человека необузданной фантазии, отлично понимающего природу массового зрелища, прекрасно чувствующего город, его пространство, историю, его музыку.
- Кажется, теперь пришла пора коснуться экономики праздника...
- А эта проблема самым тесным образом, как всегда, связана с идеологией. Когда я читаю, что в будущем году на городские праздники собираются выделить 80 миллионов, у меня возникает естественный вопрос, на что пойдут эти деньги? На привоз московских артистов? А надо ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, существуют конкурсы, против которых возражают некоторые деятели искусств. Но это необходимо, такая практика существует во всем мире. Почему нужно импортировать артистов? Не давать заработать своим. Конкурсные процедуры рассматривают, какой режиссер или актер что предлагает.
Экономика праздников четко показывает: есть определенные праздники, которые могут окупаться. Наш Институт культурных программ участвовал, например, в подготовке первых праздников мороженого. Вообще ни о каких бюджетных деньгах речи не было. Все производители мороженого вкладывались в такой праздник, потому что это отличная возможность реализации своей продукции.
Посмотрим, что происходит на День города. Толпы людей, преимущественно молодых. Некоторые приезжают на берега Невы издалека, чтобы что-то увидеть. И, увы, на протяжении многих лет ни разу не удалось организовать праздник, который бы оказался всем интересен. Не получается. А народу, я уже сказал, толпы, заполняют все набережные, площади... У них в кармане, к счастью, есть деньги, они хотят их потратить. А некуда. Им никто ничего не предлагает. Одно время даже туалетов не предлагали. И они покупают какие-то безумные носы, рожки... А ведь молодежь не столь примитивна, как кажется. Они ходят с бутылками пива в руках, потому что им больше ничего не предлагают.
Опять-таки, если есть правильная идеология, она должна поддерживаться минимальным бюджетом на то, что мы хотим продвинуть в этом городе, что считаем самым важным. А самое важное, на мой взгляд, как ни банально это звучит, - сохранение традиций Петербурга. А дальше менеджеры, дирекция должны привлекать средства. Искать не спонсоров, а партнеров, организации, которые заинтересованы в продвижении своей продукции.
И последнее - нужно думать о поиске новых территорий для проведения праздников. Питер становится привлекательным для европейцев в смысле проведения праздников. Сужу по тому, что недавно ко мне пришел француз, опытный человек, он проводит по всей Европе рок-концерты. Пришел советоваться: как и где провести концерт. Мы стали с ним говорить о новых площадках. И оказывается, они в городе есть. Существуют пространства, которые к вечеру вымирают. Например, Университетская набережная, Менделеевская линия. Днем там учатся студенты, а вечером никого нет, гулянья никому мешать не будут. Нельзя всех на Дворцовую площадь. Как уже говорилось, это - площадь воинской славы России. И все, что там происходит, надо еще обязательно согласовывать с Эрмитажем.
Александр УРЕС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Умеренный дождь