Экономика
В ВЫИГРЫШЕ - ГОРОД
16 мартa
10 марта "ЛУКОЙЛ" выиграл аукцион на право аренды тридцати земельных участков для строительства АЗС в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Основной соперник "ЛУКОЙЛа", компания "Татнефть", от борьбы отказалась. "Сибнефть", достаточно рьяно претендующая на статус крупного оператора в городе, предпочла не вступать в схватку вообще. Аналогично уклонились еще три компании, которые вполне могли претендовать на приобретенный лот: ООО "Шелл АЗС", холдинг "ТНК-ВР" и питерская компания "Фаэтон".
Условия торгов были составлены таким образом, чтобы принести максимальные поступления в городской бюджет и в то же время заинтересовать крупных инвесторов. Напомним, что покупатель лота должен единовременно перечислить в казну города 300 млн рублей, которые будут изъяты в бюджет в случае нарушения договора аренды, и заплатить в 2005 году не менее 2 млрд рублей. Еще около 25 миллионов долларов потребует строительство новых станций, причем нужно уложиться в два года. В итоге победа досталась сильнейшему.
Местные мелкие трейдеры от торгов оказались отсечены уже начальной ценой лота. Нефтяной клуб Петербурга даже пожаловался в ФАС на Смольный - дескать, город сверстал условия продажи "под
"ЛУКОЙЛ". Мол, все "вкусные" участки сконцентрированы в большом лоте из 30 пятен, а остальные пятна никому из трейдеров не будут интересны.
А "ЛУКОЙЛ", дескать, может стать в регионе монополистом...
Стоит напомнить, что "моно-" в переводе с латыни означает "один". Сегодня в Петербурге эксплуатируется около 300 АЗС шести различных компаний, из которых "ПТК" принадлежат 120 АЗС, а "ЛУКОЙЛу" только 42. И даже с учетом построенных в будущем 30 заправок и сети из 37 АЗС, которые планируется выкупить у компании "Балт-Трейд", "ЛУКОЙЛ" будет владеть 109 заправками. Это второе место в упряжке и чуть меньше 30% от питерского рынка - той черты, при превышении которой, по российскому законодательству, только и могут начинаться антимонопольные ограничения.
Итак, разве 5-6 крупных топливных компаний для обеспечения города бензином - мало? Теоретически достаточно: такая практика принята во всем мире, более того, ее требует законодательство развитых стран.
К сожалению, уже мало кто помнит, что в прошлом году Нефтяной клуб Петербурга сообщал, что полуторакратное повышение цен на бензин происходит стихийно, никакого сговора нет и в помине. Но при этом цены на всех петербургских АЗС росли так согласованно, что трудно было не увидеть за этим руку опытного дирижера. Одним словом, клуб сделал все для того, чтобы утратить доверие. Все мы знаем про фирмы-однодневки, возникающие неизвестно откуда с небольшими партиями подозрительно дешевого бензина. Легче иметь дело с крупными компаниями, которым есть что терять и есть за что бороться. А что касается опасности монополизации рынка, на то есть ФАС с ее мощнейшими рычагами влияния. Которая, кстати сказать, одобрила итоги аукциона и порядок его проведения по всем пунктам. Олег Коломийченко, руководитель Управления ФАС по СПб и ЛО, заявил:
- Я не считаю, что в результате конкурса произошла дискриминация местных нефтетрейдеров. В городе должно быть несколько крупных и прозрачных игроков на розничном топливном рынке. Наша служба уже обжигалась на картельных сговорах, и поэтому мы заинтересованы в том, чтобы в городе были независимые сильные игроки. На все замечания о заниженной цене продажи лота отвечу, что наша служба думает не о наполнении городского бюджета, а в первую очередь о создании конкурентной среды в Петербурге.
О какой заниженной цене идет речь? Оппоненты Смольного обычно ссылаются на компанию "Шелл АЗС": действительно, на прошлогоднем аукционе за точку в Невском районе компания выложила более 1 млн долл. против стартовых 200 тыс. Да и на этих торгах за участок в поселке Лисий Нос согласилась заплатить миллион, стартовая цена была превышена более чем вдвое. Однако вряд ли это альтруизм - просто участки хорошие, перспективные. Например, "Сибнефть" на тех же торгах приобрела пять участков примерно по той же цене, что и "ЛУКОЙЛ". Участки разные бывают.
Представители городских властей заявили, что довольны результатами аукциона. "Даже если бы мы разбили этот лот на несколько более мелких, нам не удалось бы продать их выгоднее... Да, можно было бы несколько участков продать дороже стартовой цены, еще десяток по номиналу, а остальные 10-15 зависли бы как неликвиды. Я считаю, что на круг город оказался в выигрыше", - заявил директор Фонда имущества СПб Андрей Степаненко. Прошедшие торги, надо сказать, подтвердили его правоту: пять отдельно продававшихся участков покупателей не нашли.
Что в итоге? Интерес города понятен: получить крупного и предсказуемого налогоплательщика, отчасти даже спонсора бюджета, и иметь гарантированные поставки топлива. Интерес "ЛУКОЙЛа" тоже очевиден: компания хочет освоить второй по значимости рынок России, взять на себя заправку транзитного транспорта, поток которого будет нарастать. Посему аналитики Нефтяного клуба склонны усматривать в сближении Смольного с "ЛУКОЙЛом" политический подтекст и горько сетуют: дескать, властям гораздо проще решать вопросы с одной солидной компанией, чем с двумя десятками мелких. •
Николай КОСТЕРЕВ
Условия торгов были составлены таким образом, чтобы принести максимальные поступления в городской бюджет и в то же время заинтересовать крупных инвесторов. Напомним, что покупатель лота должен единовременно перечислить в казну города 300 млн рублей, которые будут изъяты в бюджет в случае нарушения договора аренды, и заплатить в 2005 году не менее 2 млрд рублей. Еще около 25 миллионов долларов потребует строительство новых станций, причем нужно уложиться в два года. В итоге победа досталась сильнейшему.
Местные мелкие трейдеры от торгов оказались отсечены уже начальной ценой лота. Нефтяной клуб Петербурга даже пожаловался в ФАС на Смольный - дескать, город сверстал условия продажи "под
"ЛУКОЙЛ". Мол, все "вкусные" участки сконцентрированы в большом лоте из 30 пятен, а остальные пятна никому из трейдеров не будут интересны.
А "ЛУКОЙЛ", дескать, может стать в регионе монополистом...
Стоит напомнить, что "моно-" в переводе с латыни означает "один". Сегодня в Петербурге эксплуатируется около 300 АЗС шести различных компаний, из которых "ПТК" принадлежат 120 АЗС, а "ЛУКОЙЛу" только 42. И даже с учетом построенных в будущем 30 заправок и сети из 37 АЗС, которые планируется выкупить у компании "Балт-Трейд", "ЛУКОЙЛ" будет владеть 109 заправками. Это второе место в упряжке и чуть меньше 30% от питерского рынка - той черты, при превышении которой, по российскому законодательству, только и могут начинаться антимонопольные ограничения.
Итак, разве 5-6 крупных топливных компаний для обеспечения города бензином - мало? Теоретически достаточно: такая практика принята во всем мире, более того, ее требует законодательство развитых стран.
К сожалению, уже мало кто помнит, что в прошлом году Нефтяной клуб Петербурга сообщал, что полуторакратное повышение цен на бензин происходит стихийно, никакого сговора нет и в помине. Но при этом цены на всех петербургских АЗС росли так согласованно, что трудно было не увидеть за этим руку опытного дирижера. Одним словом, клуб сделал все для того, чтобы утратить доверие. Все мы знаем про фирмы-однодневки, возникающие неизвестно откуда с небольшими партиями подозрительно дешевого бензина. Легче иметь дело с крупными компаниями, которым есть что терять и есть за что бороться. А что касается опасности монополизации рынка, на то есть ФАС с ее мощнейшими рычагами влияния. Которая, кстати сказать, одобрила итоги аукциона и порядок его проведения по всем пунктам. Олег Коломийченко, руководитель Управления ФАС по СПб и ЛО, заявил:
- Я не считаю, что в результате конкурса произошла дискриминация местных нефтетрейдеров. В городе должно быть несколько крупных и прозрачных игроков на розничном топливном рынке. Наша служба уже обжигалась на картельных сговорах, и поэтому мы заинтересованы в том, чтобы в городе были независимые сильные игроки. На все замечания о заниженной цене продажи лота отвечу, что наша служба думает не о наполнении городского бюджета, а в первую очередь о создании конкурентной среды в Петербурге.
О какой заниженной цене идет речь? Оппоненты Смольного обычно ссылаются на компанию "Шелл АЗС": действительно, на прошлогоднем аукционе за точку в Невском районе компания выложила более 1 млн долл. против стартовых 200 тыс. Да и на этих торгах за участок в поселке Лисий Нос согласилась заплатить миллион, стартовая цена была превышена более чем вдвое. Однако вряд ли это альтруизм - просто участки хорошие, перспективные. Например, "Сибнефть" на тех же торгах приобрела пять участков примерно по той же цене, что и "ЛУКОЙЛ". Участки разные бывают.
Представители городских властей заявили, что довольны результатами аукциона. "Даже если бы мы разбили этот лот на несколько более мелких, нам не удалось бы продать их выгоднее... Да, можно было бы несколько участков продать дороже стартовой цены, еще десяток по номиналу, а остальные 10-15 зависли бы как неликвиды. Я считаю, что на круг город оказался в выигрыше", - заявил директор Фонда имущества СПб Андрей Степаненко. Прошедшие торги, надо сказать, подтвердили его правоту: пять отдельно продававшихся участков покупателей не нашли.
Что в итоге? Интерес города понятен: получить крупного и предсказуемого налогоплательщика, отчасти даже спонсора бюджета, и иметь гарантированные поставки топлива. Интерес "ЛУКОЙЛа" тоже очевиден: компания хочет освоить второй по значимости рынок России, взять на себя заправку транзитного транспорта, поток которого будет нарастать. Посему аналитики Нефтяного клуба склонны усматривать в сближении Смольного с "ЛУКОЙЛом" политический подтекст и горько сетуют: дескать, властям гораздо проще решать вопросы с одной солидной компанией, чем с двумя десятками мелких. •
Николай КОСТЕРЕВ