Культура
БУКЕТ ДЛЯ СЕНЬОРА ТОНИНО
18 мартa
85 лет. С Россией и Петербургом Тонино связывают, помимо его русской жены Лоры, многочисленные творческие связи и сотрудничество с нашими кинематографистами. Он неоднократно бывал в нашем городе, а около года назад в Эрмитаже состоялась его совместная выставка с петербургской художницей Мариной Азизян.
Мы публикуем сегодня подарок к юбилею, творческое приношение от художника - художнику.
Андрей Хржановский однажды днем привел ко мне в мастерскую Тонино Гуэрру с женой Лорой. Благодарна Андрею буду всегда за это знакомство.
Больше всего мне понравилось, как смотрел работы мои Тонино. Все смотрят по-разному. Чаще всего и не интересно показывать, но он смотрит с любопытством и вопросами.
Потом, после того как я кончила показывать, спросил: "Чем я могу отплатить Вам за этот показ?" Я была смущена, потому что готова сама была заплатить за то, что он смотрел.
Ворота дома Тонино и Лоры в Пенабилли просты, доверчивы и гостеприимны, они не бронированы и весьма легко распахиваются навстречу самым разным посетителям.
Однажды, когда я гостила у Тонино, к воротам подъехали полицейские машины с карабинерами, я испугалась, а когда они постучали в дом, стала звать Тонино. Оказалось, что они приехали, чтобы отвезти его в Римини, где президент Италии должен вручить ему самый главный орден республики. Эскорт отправился в Римини, и мы с Лорой ехали во второй машине. Когда Тонино вышел из машины на площадь, где ждали приезда Президента, дети кричали: "Тонино, Тонино!"
Так встречали национальное достояние.
Голос Гуэрры делается таинственно-бархатным, когда он рассказывает свои поэтические новеллы. Однажды после открытия совместной выставки московских, петербургских и итальянских художников с участием Т. Гуэрры в г. Червии мы были приглашены на обед в дом Тонино и, сидя около дома на террасе с красивым видом с горы на долину, слушали рассказы Тонино. Один сюжет был о любви во время войны. И вдруг Тонино запел тихо и очень музыкально показал песню, которую пела девушка - героиня этого рассказа.
Дом Тонино состоит из нескольких частей - старый дом, который они купили, а новый был пристроен к старому, сад террасами, который начинается снизу, от калитки, и поднимается выше дома, а дальше дом продолжается в город Пенабилли, где висят керамические плитки со стихами Тонино, солнечные часы, столбики, обернутые на верхушке медной полоской с текстами Тонино. Приезжают люди в город посмотреть, почитать, побыть рядом. Я видела сама группу молодых людей, которые стояли и смотрели на дом Тонино.
Ели как-то в кафе, где любят обедать кинематографисты, и Мастроянни в частности. Тонино был такой радостный, даже можно было бы сказать счастливый, предвкушал вкусную еду.
Рассказывал про Мастроянни. Официант-старик, маленький, худенький, в белом с черной бабочкой - похоже, что был всегда в этом кафе и подавал и Феллини, и Мастроянни.
Тонино тут же встретил знакомых, смеялся, радовался, рассказывал, а может быть, в этот момент и Мастроянни, которого он так любит, был где-то поблизости.
Женщина - это гениальная жена Лора. Мне нравилось наблюдать, как они собираются "на выход". Жена удаляется наверх переодеваться. Результат всегда неожиданный. Тонино выходит из дома всегда вовремя к машине и ждет под горой у калитки Лору. Ее нет. Нервничает, кричит наверх: "Лора, Лора!" Сердится, гневается, опять кричит. Но Лора выходит прекрасная, светлоглазая. Спокойная, талантливо одетая (ей чужд буржуазный стиль в одежде) - немного удивленная его гневом. Садятся в машину. Едут. Некоторое время еще раздается ворчанье на переднем сиденье, потом что-то его отвлекает от гнева, он неожиданно меняет тему, смеется, и жизнь продолжается.
Зона притяжения к Тонино обширна. Он возбуждает к творчеству людей самых разных - одаренных и не очень. Главное - он верит в них так, как они сами в себя не верят, и все становятся немного талантливее.
Имя Тонино произошло, наверное, от слова "тон" - музыкальный звук определенной высоты, а может быть, от слова "тон" - звук работающего сердца, или "тон" - оттенок речи, голоса; скорее всего "тон" - манера поведения, стиль жизни, но ведь "тон" в живописи - это оттенок цвета или светотени - Тонино - это все вышеперечисленное в одном имени.
Каватина моя затянулась! Надо короче, - устанут читать, переводить. Прости, Лорочка!
Лев с седой бородой - одна из самых моих любимых мультипликационных картин, снята по сценарию Т. Гуэрры режиссером Андреем Хржановским, где художником был любимый мною Сергей Бархин.
Много лет назад, когда я работала на "Ленфильме" художником, но еще не была членом Союза кинематографистов, в Доме кино должны были вечером показывать "Амаркорд" Феллини - Гуэрры. Нас, нечленов союза, не пускали. Пускали других нечленов - гинекологов, стоматологов, продавцов, обкомовских деятелей, но не нас, тогда еще молодых кинематографистов. Я пришла в Дом кино днем - по делу - пропустили, засела в туалете и досидела до сеанса.
Получилось.
После сеанса дама-администратор злыми глазками смерила меня с ног до головы: "А ты откуда здесь?" - "Из туалета!" - честно ответила я ей.
На лошадке с деревянными ножками стоит человек с рыбой в руках, на голове у него высокий колпак, расширяющийся кверху, за ним на горке растут два дерева. Около лошадки на земле стоит ведро. Наверное, он нес в нем рыбу, потом забрался на лошадку с деревянными ножками, чтобы видели его рыбу. Такой рисунок пастелью подарил мне Тонино. Тонино по астрологическому календарю - Рыба.
ОТонино! О! Как мне нравятся твои рисунки пастелью! Совершенно изумительная твоя щедрость, с которой ты даришь их направо-налево!
Параджанов любил Тонино. Однажды Сергей провожал его на вокзале и принес к поезду какую-то большую ветку. Внутри этой ветки притаилась тьма комаров, которые ночью напали на Тонино, и он давил их на стенках купе, оставляя на них пятнышки своей крови. Такую историю рассказал Тонино. Я поверила...
Ресторан в Римини, где все придумано Тонино: и полы, и оформление стен, и печь, и памятник комоду из керамики - поражает многих его друзей, которым он показывает его. В коридоре подземелья, ведущего дальше к этрусским пещерам, стоят макеты голубятен из разных стран, которые были сделаны чудесным мастером по заказу Тонино. Вечерами эти залы заполнены до отказа. Место это любимо.
Саша Сокуров очень нежно говорит о Тонино, а Тонино позвонил мне недавно - в феврале, расстроенный тем, что Сокуров не получил приза на Берлинском кинофестивале за свою картину "Солнце" о японском императоре Хирохито.
Я привозила кассеты с фильмами Сокурова, и, посмотрев их, Тонино по-русски сказал: "Большой человек". Я радуюсь, потому что очень люблю и ценю Сашу.
Тарковский - часто это имя звучит в их доме, а в саду над домом соорудили в скале железную дверь, по поверхности которой ползет большая улитка. Эта дверь посвящена Андрею.
Устарого дерева на горе стоит деревянная скамья, за ней ствол дерева, а перед скамьей, на небольшом от нее расстоянии, положены две огромные мраморные плиты. Одна плита посвящена
Ф. Феллини, и на ней написано: "Что нужно для дружбы? Скамья, ствол дерева, чтобы на него облокотиться". Кажется, так. На другой плите, посвященной Д. Мазине: "А теперь, Джульетта, можешь плакать!"
Дальше простирается величественная долина.
Это не единственный памятник, который соорудил Тонино своим друзьям.
Финал жизни Федерико Феллини из рассказа друга Тонино, который был рядом с Феллини. Когда тот очнулся от глубокого забытья, сказал: "Хорошо бы еще раз влюбиться!"
Хамдамов Рустам давно дружит с Лорой и Тонино, и его натюрморт, очень большой, с крупно написанными фруктами, держит пространство двора и очень хорош. Рустама любят и ценят в этом доме.
Царствовала скука на конференции в Римини, посвященной дню памяти Феллини, пока не выступил Тонино. Проснулся давно уснувший президиум, гости, проснулась племянница Мазины, которая сидела рядом с нами. Смеялись, вспоминали, печалились, одним словом - царица Скука вдруг ушла из зала, оставив нас слушать рассказы Тонино о Феллини.
Часто Тонино говорит: "Осторожно!" Это предупреждение об опасности скороспелых суждений или заблуждений.
Школой для меня стала встреча с маэстро. Хотя я уже не школьница, совсем уже взрослая девочка, на днях стукнуло шестьдесят семь. Но все же, все же. Учусь пока...
Мне нравится его маленький кабинет, где протянешь руку, не вставая с кресла, сидя за письменным столом, - достанешь книгу, а за спиной стеллаж для рисовальной бумаги, чуть сзади диванчик. Сережа Бархин, когда я ему жалуюсь, что мне тесно в мастерской, хочу распространиться и на чердак, советует мне не расширяться, а сокращаться. Это утешает, и кабинет Тонино сразу всплывает в памяти. А так много в этом кабинете рождается!
Щелчки, которые я иногда получала от Тонино, - запомнила и ценю их тоже, говорю себе: "Осторожно! Подумай! Он же тебя любит, как многих своих друзей. Смирись, не стремись куда-то, к неведомым далям, оглядись! Вот, уже лучше! А теперь еще смиреннее!" Спасибо тебе, Тонино! И за щелчки тоже, они добрые.
СЫн крестьянский сохранил память о нищете, и я люблю его текст Mizeria, где есть такие слова:
"В каком-то смысле можно тосковать также и о нищете, то есть о том времени, когда у тебя складывались тяжелые, но здоровые отношения с тем, что в жизни действительно ценно".
Юбки Лоры красивы и разнообразны, и мне тоже, как Бобе, их собаке, которую им подарил Антониони, хочется держать ее губами, чтобы она далеко не уходила.
Я- последняя буква в алфавите, но хочу устроить 16 марта в галерее петербургского журнала "Новый мир искусства" маленькую акцию с выставкой работ Тонино и фотографий, сделанных мною в его доме, в Пеннабилли и в Москве. Будем говорить о вас, мои дорогие, потом будет публикация в журнале.
Целую вас, Тонино, Лора.
С любовью Марина Азизян
Мы публикуем сегодня подарок к юбилею, творческое приношение от художника - художнику.
Андрей Хржановский однажды днем привел ко мне в мастерскую Тонино Гуэрру с женой Лорой. Благодарна Андрею буду всегда за это знакомство.
Больше всего мне понравилось, как смотрел работы мои Тонино. Все смотрят по-разному. Чаще всего и не интересно показывать, но он смотрит с любопытством и вопросами.
Потом, после того как я кончила показывать, спросил: "Чем я могу отплатить Вам за этот показ?" Я была смущена, потому что готова сама была заплатить за то, что он смотрел.
Ворота дома Тонино и Лоры в Пенабилли просты, доверчивы и гостеприимны, они не бронированы и весьма легко распахиваются навстречу самым разным посетителям.
Однажды, когда я гостила у Тонино, к воротам подъехали полицейские машины с карабинерами, я испугалась, а когда они постучали в дом, стала звать Тонино. Оказалось, что они приехали, чтобы отвезти его в Римини, где президент Италии должен вручить ему самый главный орден республики. Эскорт отправился в Римини, и мы с Лорой ехали во второй машине. Когда Тонино вышел из машины на площадь, где ждали приезда Президента, дети кричали: "Тонино, Тонино!"
Так встречали национальное достояние.
Голос Гуэрры делается таинственно-бархатным, когда он рассказывает свои поэтические новеллы. Однажды после открытия совместной выставки московских, петербургских и итальянских художников с участием Т. Гуэрры в г. Червии мы были приглашены на обед в дом Тонино и, сидя около дома на террасе с красивым видом с горы на долину, слушали рассказы Тонино. Один сюжет был о любви во время войны. И вдруг Тонино запел тихо и очень музыкально показал песню, которую пела девушка - героиня этого рассказа.
Дом Тонино состоит из нескольких частей - старый дом, который они купили, а новый был пристроен к старому, сад террасами, который начинается снизу, от калитки, и поднимается выше дома, а дальше дом продолжается в город Пенабилли, где висят керамические плитки со стихами Тонино, солнечные часы, столбики, обернутые на верхушке медной полоской с текстами Тонино. Приезжают люди в город посмотреть, почитать, побыть рядом. Я видела сама группу молодых людей, которые стояли и смотрели на дом Тонино.
Ели как-то в кафе, где любят обедать кинематографисты, и Мастроянни в частности. Тонино был такой радостный, даже можно было бы сказать счастливый, предвкушал вкусную еду.
Рассказывал про Мастроянни. Официант-старик, маленький, худенький, в белом с черной бабочкой - похоже, что был всегда в этом кафе и подавал и Феллини, и Мастроянни.
Тонино тут же встретил знакомых, смеялся, радовался, рассказывал, а может быть, в этот момент и Мастроянни, которого он так любит, был где-то поблизости.
Женщина - это гениальная жена Лора. Мне нравилось наблюдать, как они собираются "на выход". Жена удаляется наверх переодеваться. Результат всегда неожиданный. Тонино выходит из дома всегда вовремя к машине и ждет под горой у калитки Лору. Ее нет. Нервничает, кричит наверх: "Лора, Лора!" Сердится, гневается, опять кричит. Но Лора выходит прекрасная, светлоглазая. Спокойная, талантливо одетая (ей чужд буржуазный стиль в одежде) - немного удивленная его гневом. Садятся в машину. Едут. Некоторое время еще раздается ворчанье на переднем сиденье, потом что-то его отвлекает от гнева, он неожиданно меняет тему, смеется, и жизнь продолжается.
Зона притяжения к Тонино обширна. Он возбуждает к творчеству людей самых разных - одаренных и не очень. Главное - он верит в них так, как они сами в себя не верят, и все становятся немного талантливее.
Имя Тонино произошло, наверное, от слова "тон" - музыкальный звук определенной высоты, а может быть, от слова "тон" - звук работающего сердца, или "тон" - оттенок речи, голоса; скорее всего "тон" - манера поведения, стиль жизни, но ведь "тон" в живописи - это оттенок цвета или светотени - Тонино - это все вышеперечисленное в одном имени.
Каватина моя затянулась! Надо короче, - устанут читать, переводить. Прости, Лорочка!
Лев с седой бородой - одна из самых моих любимых мультипликационных картин, снята по сценарию Т. Гуэрры режиссером Андреем Хржановским, где художником был любимый мною Сергей Бархин.
Много лет назад, когда я работала на "Ленфильме" художником, но еще не была членом Союза кинематографистов, в Доме кино должны были вечером показывать "Амаркорд" Феллини - Гуэрры. Нас, нечленов союза, не пускали. Пускали других нечленов - гинекологов, стоматологов, продавцов, обкомовских деятелей, но не нас, тогда еще молодых кинематографистов. Я пришла в Дом кино днем - по делу - пропустили, засела в туалете и досидела до сеанса.
Получилось.
После сеанса дама-администратор злыми глазками смерила меня с ног до головы: "А ты откуда здесь?" - "Из туалета!" - честно ответила я ей.
На лошадке с деревянными ножками стоит человек с рыбой в руках, на голове у него высокий колпак, расширяющийся кверху, за ним на горке растут два дерева. Около лошадки на земле стоит ведро. Наверное, он нес в нем рыбу, потом забрался на лошадку с деревянными ножками, чтобы видели его рыбу. Такой рисунок пастелью подарил мне Тонино. Тонино по астрологическому календарю - Рыба.
ОТонино! О! Как мне нравятся твои рисунки пастелью! Совершенно изумительная твоя щедрость, с которой ты даришь их направо-налево!
Параджанов любил Тонино. Однажды Сергей провожал его на вокзале и принес к поезду какую-то большую ветку. Внутри этой ветки притаилась тьма комаров, которые ночью напали на Тонино, и он давил их на стенках купе, оставляя на них пятнышки своей крови. Такую историю рассказал Тонино. Я поверила...
Ресторан в Римини, где все придумано Тонино: и полы, и оформление стен, и печь, и памятник комоду из керамики - поражает многих его друзей, которым он показывает его. В коридоре подземелья, ведущего дальше к этрусским пещерам, стоят макеты голубятен из разных стран, которые были сделаны чудесным мастером по заказу Тонино. Вечерами эти залы заполнены до отказа. Место это любимо.
Саша Сокуров очень нежно говорит о Тонино, а Тонино позвонил мне недавно - в феврале, расстроенный тем, что Сокуров не получил приза на Берлинском кинофестивале за свою картину "Солнце" о японском императоре Хирохито.
Я привозила кассеты с фильмами Сокурова, и, посмотрев их, Тонино по-русски сказал: "Большой человек". Я радуюсь, потому что очень люблю и ценю Сашу.
Тарковский - часто это имя звучит в их доме, а в саду над домом соорудили в скале железную дверь, по поверхности которой ползет большая улитка. Эта дверь посвящена Андрею.
Устарого дерева на горе стоит деревянная скамья, за ней ствол дерева, а перед скамьей, на небольшом от нее расстоянии, положены две огромные мраморные плиты. Одна плита посвящена
Ф. Феллини, и на ней написано: "Что нужно для дружбы? Скамья, ствол дерева, чтобы на него облокотиться". Кажется, так. На другой плите, посвященной Д. Мазине: "А теперь, Джульетта, можешь плакать!"
Дальше простирается величественная долина.
Это не единственный памятник, который соорудил Тонино своим друзьям.
Финал жизни Федерико Феллини из рассказа друга Тонино, который был рядом с Феллини. Когда тот очнулся от глубокого забытья, сказал: "Хорошо бы еще раз влюбиться!"
Хамдамов Рустам давно дружит с Лорой и Тонино, и его натюрморт, очень большой, с крупно написанными фруктами, держит пространство двора и очень хорош. Рустама любят и ценят в этом доме.
Царствовала скука на конференции в Римини, посвященной дню памяти Феллини, пока не выступил Тонино. Проснулся давно уснувший президиум, гости, проснулась племянница Мазины, которая сидела рядом с нами. Смеялись, вспоминали, печалились, одним словом - царица Скука вдруг ушла из зала, оставив нас слушать рассказы Тонино о Феллини.
Часто Тонино говорит: "Осторожно!" Это предупреждение об опасности скороспелых суждений или заблуждений.
Школой для меня стала встреча с маэстро. Хотя я уже не школьница, совсем уже взрослая девочка, на днях стукнуло шестьдесят семь. Но все же, все же. Учусь пока...
Мне нравится его маленький кабинет, где протянешь руку, не вставая с кресла, сидя за письменным столом, - достанешь книгу, а за спиной стеллаж для рисовальной бумаги, чуть сзади диванчик. Сережа Бархин, когда я ему жалуюсь, что мне тесно в мастерской, хочу распространиться и на чердак, советует мне не расширяться, а сокращаться. Это утешает, и кабинет Тонино сразу всплывает в памяти. А так много в этом кабинете рождается!
Щелчки, которые я иногда получала от Тонино, - запомнила и ценю их тоже, говорю себе: "Осторожно! Подумай! Он же тебя любит, как многих своих друзей. Смирись, не стремись куда-то, к неведомым далям, оглядись! Вот, уже лучше! А теперь еще смиреннее!" Спасибо тебе, Тонино! И за щелчки тоже, они добрые.
СЫн крестьянский сохранил память о нищете, и я люблю его текст Mizeria, где есть такие слова:
"В каком-то смысле можно тосковать также и о нищете, то есть о том времени, когда у тебя складывались тяжелые, но здоровые отношения с тем, что в жизни действительно ценно".
Юбки Лоры красивы и разнообразны, и мне тоже, как Бобе, их собаке, которую им подарил Антониони, хочется держать ее губами, чтобы она далеко не уходила.
Я- последняя буква в алфавите, но хочу устроить 16 марта в галерее петербургского журнала "Новый мир искусства" маленькую акцию с выставкой работ Тонино и фотографий, сделанных мною в его доме, в Пеннабилли и в Москве. Будем говорить о вас, мои дорогие, потом будет публикация в журнале.
Целую вас, Тонино, Лора.
С любовью Марина Азизян