Культура
"ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОЭМА" В МОСКОВСКОЙ СУПЕРОБЛОЖКЕ
23 мартa
Яков Петрович Голядкин в исполнении Виктора Гвоздицкого отнюдь не родственник Акакия Акакиевича, хотя зловредный Двойник и пытается в финале натянуть на него "шинель" (по-простому - смирительную рубашку). Голядкин - Гвоздицкий не маленький человек, он - самый что ни на есть герой благородный. Не смех, а уважение вызывает его желание быть "самому по себе" и идти "своим путем" без интриг и масок. Смешон он становится в тот момент, когда, следуя за героем Достоевского, пытается примерить на себя маску под названием "и я не хуже всех". Но очень быстро герой Гвоздицкого, во фраке и белых перчатках похожий на пожившего Чацкого, обретает утраченное было благородство и интеллигентно сходит с ума в отсутствие пошлого общества и вульгарного Двойника. Общество лицемерных, дрессированных чиновников в спектакле живет отдельно своей периферийной жизнью, не касаясь и не взаимодействуя с Голядкиным: прохаживаются строем где-то наверху, делают зарядку на авансцене, ныряют в люки - "проруби" - и лишь демонстрацией своей "ненормальности" слегка оттеняют "нормальность" безумного Голядкина. Например, в финале, укутанный в смирительную рубашку, Голядкин будет проникновенно и здраво взирать на крутящуюся возле его ног толпу чиновников - псов и чиновниц - попугаев. Моноспектакль становится "дуэтом" после того, как появляется Двойник. У Достоевского безумный Голядкин породил странного, страшного, ни на что не похожего монстра, в спектакле плодом больного воображения оказывается уголовник. Девотченко - Двойник и Девотченко - Хлестаков - одно и то же лицо. Двойник, так же как и его предшественник, умеет виртуозно "втирать очки", произносить проникновенные, жалобные речи, и страшен он не своей "потусторонней" природой, а как раз своей "обыкновенностью", телесностью и заурядностью. Спектакль Фокина о том, как лицемерный и "ненормальный" мир вытесняет благородного человека, не терпит присутствия личности. Да уж, широк Достоевский и, прямо скажем, заковырист. Его "выровнять", обузить, "упаковать" и - вперед. В Москву, в Москву, в Москву!
Виктория АМИНОВА
Виктория АМИНОВА