Культура
ТЕАТР С ТРУДНОЙ АББРЕВИАТУРОЙ
23 мартa
Что-то мне понравилось, что-то не очень. Бывали яркие моменты, но бывало и скучно. Я зевала там почти каждый вечер. Я ни разу не растрогалась до слез. Случалось смеяться от души или отмечать режиссерские находки, радоваться игре отдельных актеров или красивым костюмам. Однако общее впечатление осталось именно что академическое, как от высокого искусства вроде оперы или балета, хотя Табаков от академичности в названии демонстративно отказался: теперь это труднопроизносимая аббревиатура МХТ вместо привычного и многим родного МХАТа.
АМАДЕЙ
Гастроли открыл старый добрый "Амадей". Этому спектаклю более двадцати лет, существует даже телеверсия. И если художественный руководитель театра Олег Табаков - это бессменный Сальери, то Моцартов за эти годы сменилось несколько. Мы увидели душку Сергея Безрукова, юного, беспечного, легкого. Роль Констанции Вебер в свое время темпераментно исполняли Елена Майорова, Елена Проклова и Евгения Добровольская. Сегодня в паре с Безруковым довольно невыразительно выступает молодая актриса МХТ Ольга Литвинова.
В конце спектакля кающийся Сальери, сгубивший гения, так и не обретший славы даже за счет зависти своей и злодейства, обращается к публике со словами: "Посредственности всех времен и народов! Я отпускаю вам ваши грехи. Аминь". Ах, как взорвались овациями посредственности в зале, как хлопали они художественному руководителю знаменитого театра! Правильно сказал товарищ Сальери! Гениально сыграл товарищ Табаков!
ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА
Действие пьесы Островского перенесли в начало ХХ века. Акценты смещены, и публике стало многое понятно. Опять же не скучно. Главная героиня Юлия Тугина (Марина Зудина) элегантно одета: ее меха и шляпки совсем не похожи на традиционные наряды купчихи. Синематограф делает спектакль энергичным: на экранах-окнах показаны черно-белые виды Москвы, крутятся колеса с лампочками, словно огромный кинопроектор, мобильные декорации напоминают съемочные павильоны. В купеческий клуб приезжают прокутить деньги "хозяева жизни". Актриса Ольга Барнет играет шуструю тетку Юлии, Глафиру Фирсовну. Она статная, видная, комедийная, с дурацкой меховой сумкой-кошелкой; шмыгает носом, может и куриную ножку между делом сгрызть, и руки вытереть о подол, и спинку запросто почесать, и рюмочку-другую пропустить за разговором. Зал сразу ей рад.
Тугина-Зудина слишком уж милая, наивная, славная, добродушная и смышленая. Тем и странно видеть, как она унижается перед богатым купцом Прибытковым-Табаковым из-за денег, на коленях стоит. Но ради кудрявого красавца Юлия идет на свою последнюю жертву и выпрашивает в долг крупную сумму, которую юноша тут же проигрывает в карты.
Овацию в зале вызывает фраза Прибыткова-Табакова "Деньги эти пошли на любовника - во-от куда уходят наши деньги!", произнесенная с неповторимой интонацией кота Матроскина.
ВИШНЕВЫЙ САД
Никакого вишневого сада там нет. Ну, правда, во всех спектаклях был, хотя бы веточки какие-то, а тут - пустая сцена. Так решил художник Боровский, а он работал с Любимовым, с Ефремовым, с Додиным - ему можно. Знаменитый мхатовский занавес с чайкой, разрезанный на полотнища, между ними - легкая белая кисея (окна в сад), в первом акте - стулья в чехлах, во втором - стулья и скамьи. Это все. Разве что "многоуважаемый шкаф" на минуту показывается из-за полотнища, чтобы Гаев в исполнении петербургского артиста Сергея Дрейдена трогательно обратился к нему.
Звезда Рената Литвинова, на которую пришел, казалось, весь город, появляется вся в сиреневом, с серой лисой через плечо и неповторимым своим "фирменным" голосом произносит первую реплику. Зритель ждал ее, волновался, услышит ли в дальних рядах Литвинову - непрофессиональную актрису. Услышал с трудом, но обрадовался, вздохнул, улыбнулся даже. Рената оговаривается и забывает текст: "Я иду... иду... к ним на дно..." Рената манерничает: "Дачи... Дачники... Это же та-ак по-ошло!" Оказывается, она умеет плакать! Мало того, она может сердиться и громко кричать басом! Она даже рычит! Такой Литвиновой, как говорится, вы еще не видели.
Я перечитала массу критических рецензий на "Вишневый сад" с Литвиновой. Пресса дружно ее ругает. Зато главному критику - зрителям - нравится очень. Они кричат "браво" и дарят цветы охапками. Табаков вон тоже говорит, что ему дела нет до театроведов: он работает для людей.
МЕЩАНЕ
Не побоюсь этого слова: лучший спектакль из тех, что шли на основной сцене БДТ. Поставил его ростовчанин Кирилл Серебренников, простой физик по профессии, модный московский режиссер по призванию. Изобилие деталей и нюансов, с десяток артистов на сцене, глаза разбегаются, все важно и интересно, за всем не уследишь! Яркие цвета, много живой музыки (играет квартет), песни, танцы, драки - на шпагах в шутку и на кулаках всерьез, - смешные сценки, настоящие качели, гишпанские страсти, споры, ссоры, разговоры, чудачества, попытки самоубийства...
Снова МХТ представил старую пьесу в новой реальности: показал мещан чуть ли не в соседней коммуналке с дощатым полом и швейной машинкой. Горьковские мещане Серебренникова не хрестоматийны, а узнаваемы. Проще говоря, это мы с вами. Вот так мы орем на своих детей, которых любим до беспамятства, но не понимаем, хоть умри, а только раздражаемся, заводимся, мучаем себя и их.
Конфликт поколений, положений, отцов и детей блистательно разыгрывают Андрей Мягков, Евгения Добровольская, Дмитрий Назаров, Алексей Кравченко и молодые артисты МХТ.
БЕЛАЯ ГВАРДИЯ
Все побежали на "Белую гвардию", потому что там играют "наши" мальчики - Константин Хабенский с Михаилом Пореченковым. Табаков, того и гляди, еще увезет питерцев: намеревается походить по театрам, присмотреться. А пока - Булгаков. Металлическая сцена под углом (нужно думать про "жизнь под откос", трагические изломы судеб, свой угол зрения), фонари как кресты, желтый абажур (на фонаре), живая елка с красной звездой на макушке, "дивизион" солдат в массовке, звезды рекламы и сериалов в главных ролях.
В спектакле хороши объяснения в любви Елены Тальберг и Леонида Шервинского - человеческие, ненаигранные, без штампов. Зрителям также нравится неожиданный Лариосик в исполнении необъятного Александра Семчева - ему, трогательному, верят; его, неуклюжего, жалко.
Некоторые зрители смотрят на сцену со скукой, иные - с подобострастием или с умилением. Случается, что задремывают. Просыпаются от выстрелов на сцене или от звонка телефона в кармане. "Большевики идут!" - последняя - трагическая - реплика в спектакле прерывается оглушительной - банальной - трелью мобильного телефона. Михаил Пореченков оборачивается и с глубочайшим презрением, прищурившись, всматривается в темноту. Мхатовская пауза. Зал не к месту взрывается аплодисментами. Занавес.
Мария КИНГИСЕПП
АМАДЕЙ
Гастроли открыл старый добрый "Амадей". Этому спектаклю более двадцати лет, существует даже телеверсия. И если художественный руководитель театра Олег Табаков - это бессменный Сальери, то Моцартов за эти годы сменилось несколько. Мы увидели душку Сергея Безрукова, юного, беспечного, легкого. Роль Констанции Вебер в свое время темпераментно исполняли Елена Майорова, Елена Проклова и Евгения Добровольская. Сегодня в паре с Безруковым довольно невыразительно выступает молодая актриса МХТ Ольга Литвинова.
В конце спектакля кающийся Сальери, сгубивший гения, так и не обретший славы даже за счет зависти своей и злодейства, обращается к публике со словами: "Посредственности всех времен и народов! Я отпускаю вам ваши грехи. Аминь". Ах, как взорвались овациями посредственности в зале, как хлопали они художественному руководителю знаменитого театра! Правильно сказал товарищ Сальери! Гениально сыграл товарищ Табаков!
ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА
Действие пьесы Островского перенесли в начало ХХ века. Акценты смещены, и публике стало многое понятно. Опять же не скучно. Главная героиня Юлия Тугина (Марина Зудина) элегантно одета: ее меха и шляпки совсем не похожи на традиционные наряды купчихи. Синематограф делает спектакль энергичным: на экранах-окнах показаны черно-белые виды Москвы, крутятся колеса с лампочками, словно огромный кинопроектор, мобильные декорации напоминают съемочные павильоны. В купеческий клуб приезжают прокутить деньги "хозяева жизни". Актриса Ольга Барнет играет шуструю тетку Юлии, Глафиру Фирсовну. Она статная, видная, комедийная, с дурацкой меховой сумкой-кошелкой; шмыгает носом, может и куриную ножку между делом сгрызть, и руки вытереть о подол, и спинку запросто почесать, и рюмочку-другую пропустить за разговором. Зал сразу ей рад.
Тугина-Зудина слишком уж милая, наивная, славная, добродушная и смышленая. Тем и странно видеть, как она унижается перед богатым купцом Прибытковым-Табаковым из-за денег, на коленях стоит. Но ради кудрявого красавца Юлия идет на свою последнюю жертву и выпрашивает в долг крупную сумму, которую юноша тут же проигрывает в карты.
Овацию в зале вызывает фраза Прибыткова-Табакова "Деньги эти пошли на любовника - во-от куда уходят наши деньги!", произнесенная с неповторимой интонацией кота Матроскина.
ВИШНЕВЫЙ САД
Никакого вишневого сада там нет. Ну, правда, во всех спектаклях был, хотя бы веточки какие-то, а тут - пустая сцена. Так решил художник Боровский, а он работал с Любимовым, с Ефремовым, с Додиным - ему можно. Знаменитый мхатовский занавес с чайкой, разрезанный на полотнища, между ними - легкая белая кисея (окна в сад), в первом акте - стулья в чехлах, во втором - стулья и скамьи. Это все. Разве что "многоуважаемый шкаф" на минуту показывается из-за полотнища, чтобы Гаев в исполнении петербургского артиста Сергея Дрейдена трогательно обратился к нему.
Звезда Рената Литвинова, на которую пришел, казалось, весь город, появляется вся в сиреневом, с серой лисой через плечо и неповторимым своим "фирменным" голосом произносит первую реплику. Зритель ждал ее, волновался, услышит ли в дальних рядах Литвинову - непрофессиональную актрису. Услышал с трудом, но обрадовался, вздохнул, улыбнулся даже. Рената оговаривается и забывает текст: "Я иду... иду... к ним на дно..." Рената манерничает: "Дачи... Дачники... Это же та-ак по-ошло!" Оказывается, она умеет плакать! Мало того, она может сердиться и громко кричать басом! Она даже рычит! Такой Литвиновой, как говорится, вы еще не видели.
Я перечитала массу критических рецензий на "Вишневый сад" с Литвиновой. Пресса дружно ее ругает. Зато главному критику - зрителям - нравится очень. Они кричат "браво" и дарят цветы охапками. Табаков вон тоже говорит, что ему дела нет до театроведов: он работает для людей.
МЕЩАНЕ
Не побоюсь этого слова: лучший спектакль из тех, что шли на основной сцене БДТ. Поставил его ростовчанин Кирилл Серебренников, простой физик по профессии, модный московский режиссер по призванию. Изобилие деталей и нюансов, с десяток артистов на сцене, глаза разбегаются, все важно и интересно, за всем не уследишь! Яркие цвета, много живой музыки (играет квартет), песни, танцы, драки - на шпагах в шутку и на кулаках всерьез, - смешные сценки, настоящие качели, гишпанские страсти, споры, ссоры, разговоры, чудачества, попытки самоубийства...
Снова МХТ представил старую пьесу в новой реальности: показал мещан чуть ли не в соседней коммуналке с дощатым полом и швейной машинкой. Горьковские мещане Серебренникова не хрестоматийны, а узнаваемы. Проще говоря, это мы с вами. Вот так мы орем на своих детей, которых любим до беспамятства, но не понимаем, хоть умри, а только раздражаемся, заводимся, мучаем себя и их.
Конфликт поколений, положений, отцов и детей блистательно разыгрывают Андрей Мягков, Евгения Добровольская, Дмитрий Назаров, Алексей Кравченко и молодые артисты МХТ.
БЕЛАЯ ГВАРДИЯ
Все побежали на "Белую гвардию", потому что там играют "наши" мальчики - Константин Хабенский с Михаилом Пореченковым. Табаков, того и гляди, еще увезет питерцев: намеревается походить по театрам, присмотреться. А пока - Булгаков. Металлическая сцена под углом (нужно думать про "жизнь под откос", трагические изломы судеб, свой угол зрения), фонари как кресты, желтый абажур (на фонаре), живая елка с красной звездой на макушке, "дивизион" солдат в массовке, звезды рекламы и сериалов в главных ролях.
В спектакле хороши объяснения в любви Елены Тальберг и Леонида Шервинского - человеческие, ненаигранные, без штампов. Зрителям также нравится неожиданный Лариосик в исполнении необъятного Александра Семчева - ему, трогательному, верят; его, неуклюжего, жалко.
Некоторые зрители смотрят на сцену со скукой, иные - с подобострастием или с умилением. Случается, что задремывают. Просыпаются от выстрелов на сцене или от звонка телефона в кармане. "Большевики идут!" - последняя - трагическая - реплика в спектакле прерывается оглушительной - банальной - трелью мобильного телефона. Михаил Пореченков оборачивается и с глубочайшим презрением, прищурившись, всматривается в темноту. Мхатовская пауза. Зал не к месту взрывается аплодисментами. Занавес.
Мария КИНГИСЕПП