Северо-Запад
КАК НАЗЫВАЮТ ПАРОХОДЫ
25 мартa
В экспозиции представлена история развития подводного флота России. Первое подобное судно появилось в 1881 году. Сконструировано оно было С. Джевецким. Первые подлодки имели на борту всего 2 торпеды. Часть экспонатов и фотографий предоставил Мурманский музей Северного флота. Другие подарило Офицерское морское собрание Череповца. Что-то принесли горожане.
Один из самых популярных экспонатов - регенерационная дыхательная установка, с помощью которой на современной подлодке получают кислород. По свидетельству некоторых экспертов, именно из-за этого оборудования произошел взрыв в одном из отсеков подлодки "Курск".
По фотографиям и экспонатам можно представить себе, например, как трудится акустик. Сегодня уже с помощью компьютера он определяет препятствия, которые могут поджидать судно. В одной из витрин можно увидеть сухой паек подводника. Конечно, раньше он был намного скуднее - состоял из банки консервов и проспиртованного хлеба, который благодаря этому популярному в народе химическому соединению дольше хранился. Непосредственно перед едой алкоголь выпаривали, и хлеб становился вполне привычным на вкус. Ну а сегодня в пайке подводника можно найти даже сгущенное молоко, правда не в банке, а в тюбике, как у космонавтов.
Большая часть экспозиции посвящена подлодке "Северсталь" - имя именно этого корабля вынесено в название выставки. Атомный подводный крейсер стратегического назначения, на котором располагаются 20 ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок, был единственной подлодкой на Северном флоте, не имевшей "гражданского" имени - только бортовой номер. И команда всегда была заинтересована в том, чтобы как-то окрестить свой корабль.
Шефов ждали с юга, из Краснодарского края - не просто так, конечно, а чтобы была возможность отправлять детей членов экипажа на лето в теплые края. Но интерес возник совершенно с другой стороны - с севера. Крупнейшее металлургическое предприятие искало себе подшефных. Руководство предприятия приехало посмотреть на еще безымянную подводную лодку. И в 2000 году было принято решение: подлодка будет носить имя "Северсталь".
О славном походе подлодки на Северный полюс рассказывают красочные фотографии. На выставке представлен флаг, на котором расписалась вся команда, побывавшая в этом путешествии. Ходила "Северсталь" и в кругосветку. Провела в этом походе 4 месяца и 20 дней. Благо все удобства на судне теперь есть - сауна, бассейн, тренажерный зал.
Предприятие по мере возможности старается помогать своим подшефным. Выступать перед командой приезжают творческие коллективы Череповца. Ежегодно сюда на зимние каникулы приезжают дети подводников - не юг, но все равно есть где отдохнуть. Интересно, что отбор желающих служить на "Северстали" среди молодых работников предприятия проводится на конкурсной основе.
Сейчас, к сожалению, пошли разговоры о том, чтобы лодку сдать "на иголки". Она уже отходила отведенный ей срок (20 лет). И шефы задумались: не дешевле ли будет дать свое имя другому судну, поменьше. Но пока это только разговоры, и самая большая подлодка в мире, даже занесенная по этому поводу в Книгу рекордов Гиннесса, - в строю.
Впрочем, как уже было сказано, выставка посвящена не только этой подводной лодке. В одном из разделов экспозиции можно найти информацию о подводной лодке "Вепрь", над которой шефство с 1996 года несет город Череповец. Каждый призыв по два военнообязанных из Череповца проходят на ней службу. В отличие от "Северстали", "Вепрь" может наносить удары по мишеням как на суше, так и на воде.
Завершает экспозицию стенд, посвященный подлодке "Курск". События августа 2002 года еще свежи в памяти. Тем более что здесь можно увидеть кренометр с затонувшей подлодки, а также фотографию череповчанина Руслана Тряничева, который служил на ней матросом и погиб вместе со всем экипажем. Стенд дополняет очень яркое трагичное живописное произведение - картина Елены Волковой "Гибель подводной лодки "Курск". На картине судно погружается в море, и в этот момент из люка подлодки вырывается поток света в виде креста - символ того, что души моряков в эту страшную минуту вырвались из железного плена и вознеслись к небесам...
Юлия ДОГАДИНА
Один из самых популярных экспонатов - регенерационная дыхательная установка, с помощью которой на современной подлодке получают кислород. По свидетельству некоторых экспертов, именно из-за этого оборудования произошел взрыв в одном из отсеков подлодки "Курск".
По фотографиям и экспонатам можно представить себе, например, как трудится акустик. Сегодня уже с помощью компьютера он определяет препятствия, которые могут поджидать судно. В одной из витрин можно увидеть сухой паек подводника. Конечно, раньше он был намного скуднее - состоял из банки консервов и проспиртованного хлеба, который благодаря этому популярному в народе химическому соединению дольше хранился. Непосредственно перед едой алкоголь выпаривали, и хлеб становился вполне привычным на вкус. Ну а сегодня в пайке подводника можно найти даже сгущенное молоко, правда не в банке, а в тюбике, как у космонавтов.
Большая часть экспозиции посвящена подлодке "Северсталь" - имя именно этого корабля вынесено в название выставки. Атомный подводный крейсер стратегического назначения, на котором располагаются 20 ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок, был единственной подлодкой на Северном флоте, не имевшей "гражданского" имени - только бортовой номер. И команда всегда была заинтересована в том, чтобы как-то окрестить свой корабль.
Шефов ждали с юга, из Краснодарского края - не просто так, конечно, а чтобы была возможность отправлять детей членов экипажа на лето в теплые края. Но интерес возник совершенно с другой стороны - с севера. Крупнейшее металлургическое предприятие искало себе подшефных. Руководство предприятия приехало посмотреть на еще безымянную подводную лодку. И в 2000 году было принято решение: подлодка будет носить имя "Северсталь".
О славном походе подлодки на Северный полюс рассказывают красочные фотографии. На выставке представлен флаг, на котором расписалась вся команда, побывавшая в этом путешествии. Ходила "Северсталь" и в кругосветку. Провела в этом походе 4 месяца и 20 дней. Благо все удобства на судне теперь есть - сауна, бассейн, тренажерный зал.
Предприятие по мере возможности старается помогать своим подшефным. Выступать перед командой приезжают творческие коллективы Череповца. Ежегодно сюда на зимние каникулы приезжают дети подводников - не юг, но все равно есть где отдохнуть. Интересно, что отбор желающих служить на "Северстали" среди молодых работников предприятия проводится на конкурсной основе.
Сейчас, к сожалению, пошли разговоры о том, чтобы лодку сдать "на иголки". Она уже отходила отведенный ей срок (20 лет). И шефы задумались: не дешевле ли будет дать свое имя другому судну, поменьше. Но пока это только разговоры, и самая большая подлодка в мире, даже занесенная по этому поводу в Книгу рекордов Гиннесса, - в строю.
Впрочем, как уже было сказано, выставка посвящена не только этой подводной лодке. В одном из разделов экспозиции можно найти информацию о подводной лодке "Вепрь", над которой шефство с 1996 года несет город Череповец. Каждый призыв по два военнообязанных из Череповца проходят на ней службу. В отличие от "Северстали", "Вепрь" может наносить удары по мишеням как на суше, так и на воде.
Завершает экспозицию стенд, посвященный подлодке "Курск". События августа 2002 года еще свежи в памяти. Тем более что здесь можно увидеть кренометр с затонувшей подлодки, а также фотографию череповчанина Руслана Тряничева, который служил на ней матросом и погиб вместе со всем экипажем. Стенд дополняет очень яркое трагичное живописное произведение - картина Елены Волковой "Гибель подводной лодки "Курск". На картине судно погружается в море, и в этот момент из люка подлодки вырывается поток света в виде креста - символ того, что души моряков в эту страшную минуту вырвались из железного плена и вознеслись к небесам...
Юлия ДОГАДИНА