Культура
ПОСЛАНИЕ РАДОСТИ
01 апреля
"Сердце радуется", - обращается к своему спутнику посетительница выставки "Рисунок и акварель в России. XVIII век", открывшейся в Михайловском замке Государственного Русского музея.
В череде различных выставок, участники которых обращаются к нам с громкими посланиями о современных нравственных, социальных и прочих катаклизмах, академическая выставка приобретает новую ценность. Прикосновение к наследию классиков обогащает наш духовный мир и просто, как заметила наша героиня, "радует сердце".
Итак, с чувством трепета от предстоящей встречи с красотой вступаем мы в недавно отреставрированные залы Михайловского замка и... оказываемся в XVIII веке. Со стен на нас смотрят произведения Петровской, Екатерининской эпох. Среди них "План столичного и губернского града Святого Петра". Ну а самый ранний экспонат, декоративное обрамление панегирика Петру I, датируется 1712 годом. Перед этим графическим произведением мы задерживаемся, задумываясь о том, что почти три столетия назад он был поднесен Петру Великому.
Заметим, что темы XVIII века представлены на выставке во всем многообразии: открытие монумента Петру I, взятие крепости Измаил... Мы отмечаем гармонию и трогательную красоту пейзажей: виды Петербурга на рисунках Кваренги, работы М.И. Махаева с его возвышенным ощущением петербургского пространства, нежные крымские акварели и гатчинские гуаши.
Безусловно, почувствовать ауру XVIII века нетрудно, оказавшись в окружении исторических персонажей. Д.Г. Левицкий запечатлел для потомков Екатерину II законодательницу, генерал-фельдмаршал князь Г.А. Потемкин-Таврический изображен на фоне петербургского пейзажа. И тем удивительнее видеть изображение великого князя Павла Петровича с семьей, выполненное в совершенно иной технике силуэтов из черной бумаги.
Однако представление об эпохе нельзя ограничивать лишь портретами знати, и мы замираем перед драматической серией рисунков И.А. Ерменева "Нищие-слепцы".
И наконец, завершают экспозицию рисунки натурщиков. Именно рисунок, как никакая другая техника, позволяет почувствовать присутствие автора, увидеть движение его руки.
Работы натурщиков предоставляют редкую возможность для изучения ранней академической школы. Редкую потому, что, несмотря на то, что произведения рисунка и акварели составляют одну третью часть коллекции Русского музея, в музее нет постоянной выставки этих произведений. Многие рисунки экспонируются впервые.
Безусловно, данная выставка не просто зрелищна. Она является результатом кропотливой работы специалистов, представивших вниманию посетителей самые блистательные произведения как русских художников, так и иностранных мастеров, связавших свое творчество с Россией.
Остается обратить ваше внимание на то, что данная выставка продлится до 15 мая.
Мария ЧАРНЕЦКАЯ
В череде различных выставок, участники которых обращаются к нам с громкими посланиями о современных нравственных, социальных и прочих катаклизмах, академическая выставка приобретает новую ценность. Прикосновение к наследию классиков обогащает наш духовный мир и просто, как заметила наша героиня, "радует сердце".
Итак, с чувством трепета от предстоящей встречи с красотой вступаем мы в недавно отреставрированные залы Михайловского замка и... оказываемся в XVIII веке. Со стен на нас смотрят произведения Петровской, Екатерининской эпох. Среди них "План столичного и губернского града Святого Петра". Ну а самый ранний экспонат, декоративное обрамление панегирика Петру I, датируется 1712 годом. Перед этим графическим произведением мы задерживаемся, задумываясь о том, что почти три столетия назад он был поднесен Петру Великому.
Заметим, что темы XVIII века представлены на выставке во всем многообразии: открытие монумента Петру I, взятие крепости Измаил... Мы отмечаем гармонию и трогательную красоту пейзажей: виды Петербурга на рисунках Кваренги, работы М.И. Махаева с его возвышенным ощущением петербургского пространства, нежные крымские акварели и гатчинские гуаши.
Безусловно, почувствовать ауру XVIII века нетрудно, оказавшись в окружении исторических персонажей. Д.Г. Левицкий запечатлел для потомков Екатерину II законодательницу, генерал-фельдмаршал князь Г.А. Потемкин-Таврический изображен на фоне петербургского пейзажа. И тем удивительнее видеть изображение великого князя Павла Петровича с семьей, выполненное в совершенно иной технике силуэтов из черной бумаги.
Однако представление об эпохе нельзя ограничивать лишь портретами знати, и мы замираем перед драматической серией рисунков И.А. Ерменева "Нищие-слепцы".
И наконец, завершают экспозицию рисунки натурщиков. Именно рисунок, как никакая другая техника, позволяет почувствовать присутствие автора, увидеть движение его руки.
Работы натурщиков предоставляют редкую возможность для изучения ранней академической школы. Редкую потому, что, несмотря на то, что произведения рисунка и акварели составляют одну третью часть коллекции Русского музея, в музее нет постоянной выставки этих произведений. Многие рисунки экспонируются впервые.
Безусловно, данная выставка не просто зрелищна. Она является результатом кропотливой работы специалистов, представивших вниманию посетителей самые блистательные произведения как русских художников, так и иностранных мастеров, связавших свое творчество с Россией.
Остается обратить ваше внимание на то, что данная выставка продлится до 15 мая.
Мария ЧАРНЕЦКАЯ