Северо-Запад
СЛАНЦЕВСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА
01 апреля
Только летом в паре домиков живут дачники. Но именно здесь в начале прошлого века был поставлен храм Покрова Пресвятой Богородицы, который и сегодня мог бы украсить и любую из столиц, и любой из городов - признанных сокровищниц русского православного зодчества.
Почему так называется этот населенный пункт - неизвестно. Никаких коз здесь нет. Вот гора (а точнее - высокий холм) есть. На нем и стоит храм. Надо сказать, что в Сланцевском районе деревень с похожими названиями много. Есть и Борисова Гора, и Гусева, и Деткова, и Куклина, и Лососевая, и Патреева, и Чудская... Конечно, есть и церкви. Но больше нигде в округе нет такого храма.
Храм на горе
Дело даже не в архитектурных достоинствах (хотя и с этой точки зрения он выглядит воплощенным совершенством). Кстати, строил этот храм архитектор Косяков, творец знаменитой кронштадтской доминанты - Морского собора и Оптинского подворья. Эффект этого собора складывается из всей совокупности деталей, которыми в отдельности обладают многие российские соборы. Одни из них имеют богатую историю и традиции, другие - великолепное убранство и известные почитаемые иконы, третьи хранят исторические реликвии и культурные ценности... Именно эта совокупность заставляет людей (порой издалека) приезжать и приходить именно сюда, в это, казалось бы, забытое всеми место, хотя наверняка они могли бы найти церковь поближе, чтобы обвенчаться или окрестить ребенка.
Этот храм хоть и воздвигнут на высоте, тем не менее скрыт леском и совершенно не виден с дороги. Только если свернуть с автотрассы на ничем не примечательный проселок и обогнуть лесок, открывается картина, в реальность которой в первый момент невозможно поверить. Как видение или мираж, неожиданно возникает среди привычного глазу неброского пейзажа российского Северо-Запада устремленный в небо прекрасный многокупольный храм. Такой эффект создают его собственная 35-метровая высота, архитектурный стиль с элементами готики и высокое место расположения. А уж если еще повезет с погодой и он будет смотреться на фоне яркого неба, в лучах солнца - впечатление миража будет практически абсолютным.
До второго пришествия
Когда-то здесь был небольшой монастырь и приют для девочек, где их обучали грамоте да рукоделию. Но богатый крестьянин из деревни Поречье, что неподалеку, не пожалел ни денег, ни сил, чтобы поставить здесь новый храм. В дореволюционные годы получить от церковных властей разрешение на строительство было делом очень и очень непростым. Но в 1907 году, почти 100 лет назад, строительство было завершено. Говорят, что Иоанн Кронштадтский, один из наиболее почитаемых праведников, ныне причисленный к лику святых, освящая собор, произнес: "Стоять сему храму до второго пришествия". Слова его оказались пророческими.
После революции в монастыре обосновалась коммуна, монахинь выслали в Сибирь да в Казахстан, а в храме устроили клуб. Однако, в отличие от очень многих полностью или частично уничтоженных советской властью соборов и церквей, в этом даже стекла не были разбиты...
Уцелел храм и в Великую Отечественную. И не только уцелел - в 1942 году с разрешения оккупационных властей здесь возобновились службы. Служил приехавший из-под Ленинграда немолодой отец Алексей, нашлись и несколько бывших монашек. Отступая, фашисты жгли и разоряли окрестные деревни, добрались и до монастыря, даже взорвали одну из старинных каменных построек. Такая же участь ожидала и храм. Но, говорят, будто бы вышел навстречу врагам вместе с ближними своими отец Алексей с крестом в руках, чтобы погибнуть всем вместе... И ушли фашисты, не повредив храм. Так это было или нет, сейчас сказать сложно. Но остается фактом, что среди всеобщего разрушения он уцелел. Из него даже не вывезли, как предполагалось, иконостас и другое имущество. С тех пор, за исключением короткого периода конца 1940-х годов, службы здесь ведутся исправно.
С Божьей помощью
Сказать, что здесь многолюдно, нельзя. Однако по нынешним временам да для этих мест и несколько десятков человек, собирающихся в праздник, - это вовсе не мало. Настоятель храма отец Олег Нецветаев (на снимке) говорит, что даже дорога к храму оказывает большое влияние на людей. Одно дело, когда в городской суете человек влетает в церковь, чтобы через пять минут, подгоняемый делами, из нее вылететь. И совсем другое, когда даже городские жители поневоле оказываются вынуждены пройти от дороги в гору, видя окрестный простор, красивый храм, вдыхая чистый воздух... Те считаные минуты, которые занимает путь от подножия холма до дверей храма, разительно преображают людей. Они отрешаются от сиюминутных житейских забот и раздоров, настраиваются на совершенно иной лад - лад умиротворения, терпимости и любви. Именно на то, чего так остро сегодня не хватает людям.
Храм живет небогато, однако отец Олег не жалуется. "Бог помогает", - говорит он. Однако не помешала бы ему и более земная помощь. Сам храм, несмотря на возраст, в хорошем состоянии, предки строить умели... Но вот косметический ремонт ему не повредил бы. Тем более в свете грядущего столетия. И еще одна проблема - надо бы провести экспертизу состояния деревянных крестов и купольных конструкций, все-таки 100 лет - не шутка. Обычной строительной бригадой тут не обойтись, реставраторы нужны.
Живет храм в Козьей Горе. Живет и даже развивается. Арендует 85 соток земли под строения и небольшое приусадебное хозяйство, планирует строительство новой канцелярии и гостиницы для приезжих. Как говорит отец Олег, "мы благодарны людям за денежные пожертвования, но не меньше нам нужна помощь в выполнении конкретных работ. И помощи мы ждем не только от верующих. В том, чтобы сохранить несомненную достопримечательность Сланцевского района, заинтересован каждый человек, считающий себя патриотом родного края. Мимо этой красоты и неверующий не сможет пройти равнодушно". И это - истинная правда.
Михаил ЖУРАВЛЕВ
Почему так называется этот населенный пункт - неизвестно. Никаких коз здесь нет. Вот гора (а точнее - высокий холм) есть. На нем и стоит храм. Надо сказать, что в Сланцевском районе деревень с похожими названиями много. Есть и Борисова Гора, и Гусева, и Деткова, и Куклина, и Лососевая, и Патреева, и Чудская... Конечно, есть и церкви. Но больше нигде в округе нет такого храма.
Храм на горе
Дело даже не в архитектурных достоинствах (хотя и с этой точки зрения он выглядит воплощенным совершенством). Кстати, строил этот храм архитектор Косяков, творец знаменитой кронштадтской доминанты - Морского собора и Оптинского подворья. Эффект этого собора складывается из всей совокупности деталей, которыми в отдельности обладают многие российские соборы. Одни из них имеют богатую историю и традиции, другие - великолепное убранство и известные почитаемые иконы, третьи хранят исторические реликвии и культурные ценности... Именно эта совокупность заставляет людей (порой издалека) приезжать и приходить именно сюда, в это, казалось бы, забытое всеми место, хотя наверняка они могли бы найти церковь поближе, чтобы обвенчаться или окрестить ребенка.
Этот храм хоть и воздвигнут на высоте, тем не менее скрыт леском и совершенно не виден с дороги. Только если свернуть с автотрассы на ничем не примечательный проселок и обогнуть лесок, открывается картина, в реальность которой в первый момент невозможно поверить. Как видение или мираж, неожиданно возникает среди привычного глазу неброского пейзажа российского Северо-Запада устремленный в небо прекрасный многокупольный храм. Такой эффект создают его собственная 35-метровая высота, архитектурный стиль с элементами готики и высокое место расположения. А уж если еще повезет с погодой и он будет смотреться на фоне яркого неба, в лучах солнца - впечатление миража будет практически абсолютным.
До второго пришествия
Когда-то здесь был небольшой монастырь и приют для девочек, где их обучали грамоте да рукоделию. Но богатый крестьянин из деревни Поречье, что неподалеку, не пожалел ни денег, ни сил, чтобы поставить здесь новый храм. В дореволюционные годы получить от церковных властей разрешение на строительство было делом очень и очень непростым. Но в 1907 году, почти 100 лет назад, строительство было завершено. Говорят, что Иоанн Кронштадтский, один из наиболее почитаемых праведников, ныне причисленный к лику святых, освящая собор, произнес: "Стоять сему храму до второго пришествия". Слова его оказались пророческими.
После революции в монастыре обосновалась коммуна, монахинь выслали в Сибирь да в Казахстан, а в храме устроили клуб. Однако, в отличие от очень многих полностью или частично уничтоженных советской властью соборов и церквей, в этом даже стекла не были разбиты...
Уцелел храм и в Великую Отечественную. И не только уцелел - в 1942 году с разрешения оккупационных властей здесь возобновились службы. Служил приехавший из-под Ленинграда немолодой отец Алексей, нашлись и несколько бывших монашек. Отступая, фашисты жгли и разоряли окрестные деревни, добрались и до монастыря, даже взорвали одну из старинных каменных построек. Такая же участь ожидала и храм. Но, говорят, будто бы вышел навстречу врагам вместе с ближними своими отец Алексей с крестом в руках, чтобы погибнуть всем вместе... И ушли фашисты, не повредив храм. Так это было или нет, сейчас сказать сложно. Но остается фактом, что среди всеобщего разрушения он уцелел. Из него даже не вывезли, как предполагалось, иконостас и другое имущество. С тех пор, за исключением короткого периода конца 1940-х годов, службы здесь ведутся исправно.
С Божьей помощью
Сказать, что здесь многолюдно, нельзя. Однако по нынешним временам да для этих мест и несколько десятков человек, собирающихся в праздник, - это вовсе не мало. Настоятель храма отец Олег Нецветаев (на снимке) говорит, что даже дорога к храму оказывает большое влияние на людей. Одно дело, когда в городской суете человек влетает в церковь, чтобы через пять минут, подгоняемый делами, из нее вылететь. И совсем другое, когда даже городские жители поневоле оказываются вынуждены пройти от дороги в гору, видя окрестный простор, красивый храм, вдыхая чистый воздух... Те считаные минуты, которые занимает путь от подножия холма до дверей храма, разительно преображают людей. Они отрешаются от сиюминутных житейских забот и раздоров, настраиваются на совершенно иной лад - лад умиротворения, терпимости и любви. Именно на то, чего так остро сегодня не хватает людям.
Храм живет небогато, однако отец Олег не жалуется. "Бог помогает", - говорит он. Однако не помешала бы ему и более земная помощь. Сам храм, несмотря на возраст, в хорошем состоянии, предки строить умели... Но вот косметический ремонт ему не повредил бы. Тем более в свете грядущего столетия. И еще одна проблема - надо бы провести экспертизу состояния деревянных крестов и купольных конструкций, все-таки 100 лет - не шутка. Обычной строительной бригадой тут не обойтись, реставраторы нужны.
Живет храм в Козьей Горе. Живет и даже развивается. Арендует 85 соток земли под строения и небольшое приусадебное хозяйство, планирует строительство новой канцелярии и гостиницы для приезжих. Как говорит отец Олег, "мы благодарны людям за денежные пожертвования, но не меньше нам нужна помощь в выполнении конкретных работ. И помощи мы ждем не только от верующих. В том, чтобы сохранить несомненную достопримечательность Сланцевского района, заинтересован каждый человек, считающий себя патриотом родного края. Мимо этой красоты и неверующий не сможет пройти равнодушно". И это - истинная правда.
Михаил ЖУРАВЛЕВ