Культура
ДВЕ КРАЙНОСТИ ЯПОНСКОЙ ДУШИ
06 апреля
На открытии и. о. генерального консула Японии в СПб господин Хино объяснил, что к показу были отобраны четыре лучшие картины 90-х годов, чтобы у петербургского зрителя "была возможность увидеть многогранную Японию". Он сказал: "Надеюсь, что Япония станет ближе вам".
Непривычно звучал японский язык: все фильмы шли с субтитрами, без традиционного дубляжа. Классической Японии, впрочем, мы не увидели. Какие-то задворки, окраины, лавочки, шоссе, кучи мусора да урбанистические пейзажи. Обстановка в домах и образ жизни - как в любой другой стране, где никто не спит на циновках и не сидит на полу, разве что все едят палочками. Вот только отношение к жизни - непонятное, слишком уж созерцательное, тихое. В проявлении чувств - две крайности: японцы либо упорно молчат и негромко бормочут, либо в ярости надрывно кричат.
В названии картины "К жизни пригоден" (1998 г.) явно не хватает знака вопроса. Главный герой по имени Ютака выступает как зеркало философии экзистенциализма. Когда ему было 14 лет, его сбила машина. За десять лет, которые мальчик провел в коме, распалась его семья: отец стал миссионером и мотается по миру, мать работает на какой-то фабрике под своей девичьей фамилией, сестра сбежала со странным парнем-неудачником, и все ненавидят друг друга. Люди вообще кажутся теперь Ютаке странными и непонятными, поэтому он дружит с лошадью, которая забрела в его опустевший дом невесть откуда и которую он почему-то называет пони. Постепенно, однако, вся семья собирается вместе. Они учатся жить заново, строят кафе, конюшню и манеж под названием "Ранчо Ютаки", с удовольствием хозяйничают и наслаждаются общением друг с другом. И уже мерещится хеппи-энд, как вдруг объявляется виновник того давнего и трагического ДТП, недавно вышедший из тюрьмы. Он возмущен семейной идиллией до глубины души: он ведь считал, что сломал жизнь им всем и себе заодно. Он хватается за бензопилу и идет крушить ранчо. У Ютаки это вызывает философский вопрос: "А правда, зачем все это нужно? И зачем - я?.." И Ютака собственноручно превращает все в груды мусора - без тени эмоций на лице.
В картине "Август в воде" (1995 г.) сначала очень много воды - дождь стеной, бурная река, брызги в бассейне, взволнованное море. Затем очень мало воды - страшная засуха, каменные джунгли, горячий воздух, раскаленное небо.
Школьнице Идзуми - чемпионке по прыжкам в воду - в наши дни суждено стать избавителем города от засухи и смерти. Идзуми чуть было не умирает после неудачного удара об воду, затем поправляется и, казалось бы, возвращается к обычной жизни. Но это уже другой человек. Ее что-то тревожит, она разговаривает с дельфинами и ведет дневники, к ней является посланник из космоса, ей хочется обнять деревья и гладить камни, слиться с природой и скрыться от людей. В то же время людские страдания причиняют ей нестерпимую боль. Идзуми учится управлять энергией и возвращает городу воду, но сама исчезает навсегда, совершив свой последний прыжок со скалы. Из банальной героини первых полос газет, гордости нации и надежды японского спорта Идзуми превращается в водопад, в дождь, в живой родник, в персонаж мифов и легенд.
Документальная картина "Полуденные звезды" (1988 г.) просто вывернула меня наизнанку. Это рассказ в виде серии новелл об умственно отсталых людях, которые находят настоящую отдушину в творчестве. Они рисуют - фломастерами, гуашью, углем, мелом, пальцами - и лепят из глины. То, что они создают, описать невозможно - это надо видеть. Они целыми днями сидят скрючившись, творят себе без устали и радуются, а если отобрать у них бумагу - плачут. Герои фильма - совершенно реальные люди, социально беспомощные, смешные, толстые, некрасивые, неуклюжие, шумные, странные...
Напоследок нас порадовали комедией "Сумо достало" (1991 г.) Петербуржцы от души посмеялись над забавными приключениями студентов японского университета, которым ради сдачи сессии предстояло возродить клуб сумо, освоить сложную технику этой древней борьбы, запомнить, что борцы одеты не в "трусы" и не в "бандаж", а в маваси, и преодолеть собственную трусость и лень. Юмор переплетался с философией, ирония слышалась в патриотическом пафосе.
Верность традициям и умение гордиться своей культурой, любовь к родине и душевная чуткость - вот, пожалуй, о чем думают и о чем снимают кино в Японии.
Мария КИНГИСЕПП
Непривычно звучал японский язык: все фильмы шли с субтитрами, без традиционного дубляжа. Классической Японии, впрочем, мы не увидели. Какие-то задворки, окраины, лавочки, шоссе, кучи мусора да урбанистические пейзажи. Обстановка в домах и образ жизни - как в любой другой стране, где никто не спит на циновках и не сидит на полу, разве что все едят палочками. Вот только отношение к жизни - непонятное, слишком уж созерцательное, тихое. В проявлении чувств - две крайности: японцы либо упорно молчат и негромко бормочут, либо в ярости надрывно кричат.
В названии картины "К жизни пригоден" (1998 г.) явно не хватает знака вопроса. Главный герой по имени Ютака выступает как зеркало философии экзистенциализма. Когда ему было 14 лет, его сбила машина. За десять лет, которые мальчик провел в коме, распалась его семья: отец стал миссионером и мотается по миру, мать работает на какой-то фабрике под своей девичьей фамилией, сестра сбежала со странным парнем-неудачником, и все ненавидят друг друга. Люди вообще кажутся теперь Ютаке странными и непонятными, поэтому он дружит с лошадью, которая забрела в его опустевший дом невесть откуда и которую он почему-то называет пони. Постепенно, однако, вся семья собирается вместе. Они учатся жить заново, строят кафе, конюшню и манеж под названием "Ранчо Ютаки", с удовольствием хозяйничают и наслаждаются общением друг с другом. И уже мерещится хеппи-энд, как вдруг объявляется виновник того давнего и трагического ДТП, недавно вышедший из тюрьмы. Он возмущен семейной идиллией до глубины души: он ведь считал, что сломал жизнь им всем и себе заодно. Он хватается за бензопилу и идет крушить ранчо. У Ютаки это вызывает философский вопрос: "А правда, зачем все это нужно? И зачем - я?.." И Ютака собственноручно превращает все в груды мусора - без тени эмоций на лице.
В картине "Август в воде" (1995 г.) сначала очень много воды - дождь стеной, бурная река, брызги в бассейне, взволнованное море. Затем очень мало воды - страшная засуха, каменные джунгли, горячий воздух, раскаленное небо.
Школьнице Идзуми - чемпионке по прыжкам в воду - в наши дни суждено стать избавителем города от засухи и смерти. Идзуми чуть было не умирает после неудачного удара об воду, затем поправляется и, казалось бы, возвращается к обычной жизни. Но это уже другой человек. Ее что-то тревожит, она разговаривает с дельфинами и ведет дневники, к ней является посланник из космоса, ей хочется обнять деревья и гладить камни, слиться с природой и скрыться от людей. В то же время людские страдания причиняют ей нестерпимую боль. Идзуми учится управлять энергией и возвращает городу воду, но сама исчезает навсегда, совершив свой последний прыжок со скалы. Из банальной героини первых полос газет, гордости нации и надежды японского спорта Идзуми превращается в водопад, в дождь, в живой родник, в персонаж мифов и легенд.
Документальная картина "Полуденные звезды" (1988 г.) просто вывернула меня наизнанку. Это рассказ в виде серии новелл об умственно отсталых людях, которые находят настоящую отдушину в творчестве. Они рисуют - фломастерами, гуашью, углем, мелом, пальцами - и лепят из глины. То, что они создают, описать невозможно - это надо видеть. Они целыми днями сидят скрючившись, творят себе без устали и радуются, а если отобрать у них бумагу - плачут. Герои фильма - совершенно реальные люди, социально беспомощные, смешные, толстые, некрасивые, неуклюжие, шумные, странные...
Напоследок нас порадовали комедией "Сумо достало" (1991 г.) Петербуржцы от души посмеялись над забавными приключениями студентов японского университета, которым ради сдачи сессии предстояло возродить клуб сумо, освоить сложную технику этой древней борьбы, запомнить, что борцы одеты не в "трусы" и не в "бандаж", а в маваси, и преодолеть собственную трусость и лень. Юмор переплетался с философией, ирония слышалась в патриотическом пафосе.
Верность традициям и умение гордиться своей культурой, любовь к родине и душевная чуткость - вот, пожалуй, о чем думают и о чем снимают кино в Японии.
Мария КИНГИСЕПП