Экономика
СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВ НАЧИНАЕТСЯ С ИХ ПОВЫШЕНИЯ?
06 апреля
В обоих речь о снижении налогов. В одном проекте оно больше, в другом меньше. Таково основное отличие. Но важна еще предыстория.
Единый налог на вмененный доход во всем мире считается одной из удобных форм взимания отчислений в бюджет. Удобной и для плательщиков, и для получателей. Для первых потому, что упрощаются расчеты, что выбирают они эту форму добровольно. Выбирают все, кому можно по определенным критериям, предварительно убедившись: вариант наиболее выгодный. А для вторых он хорош потому, что все это и способствует стабильному росту пополнения казны за счет популярного налога (если можно так сказать о налоге). Эти немаловажные его свойства не могли не заинтересовать российских сборщиков платежей и законодателей. В результате теперь тоже имеем такой. То есть не совсем такой. Во-первых, ни о какой добровольности, конечно, никто не помышлял. Назначен, кому положено. А во-вторых, определение налоговых расчетов, их величины и порядка взяли на себя законодатели федерального, а также местного уровня. И Госдума дважды в последние годы увеличивала базовую доходность налогообложения, которое выросло в полтора, два, а в некоторых случаях едва не в пять раз. Но запаниковавшим было предпринимателям на федеральном уровне разъяснили: местная власть вправе корректировать коэффициенты и снижать эти налоги.
Только дело уже было сделано. Городской бюджет из-за разбежавшихся от убойного оброка плательщиков потерял в прошлом году 123 миллиона рублей. Эти цифры и причину потери не раз называли в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли. Решили: малый бизнес надо выручать. Создали рабочую группу, в состав которой были включены и представители предпринимательских организаций, чтобы подготовить законопроект о нормальном петербургском ЕНВД, который должен послужить благу и казны, и предпринимательства, поскольку одного без другого не бывает. В середине марта такой проект утвердило правительство. Благодаря ему, по заявлению авторов, налоговая нагрузка должна быть снижена на 160 миллионов рублей.
Но некоторые дотошные предприниматели, включая тех, что входили в рабочую группу по разработке законопроекта, продолжая прикидывать последствия его будущего применения, подсчитали, что освобождение от налогового разорения получили при этом лишь три отрасли малого бизнеса: химчистки, прачечные, комиссионная торговля. У большинства остальных - копеечное снижение налога и перспектива уходить в "тень" не прощаясь или вовсе из бизнеса. По расчетам участника рабочей группы комитета экономического развития, эксперта петербургской Торгово-промышленной палаты Геннадия Вечерского, у таких предприятий с учетом новых коэффициентов оплаты налога по правительственному проекту получается, что сумма отчислений превышает балансовую прибыль. То есть требуется отдавать больше, чем заработали. И он приводит конкретные примеры таких расчетов:
"Магазин продовольственных товаров (без алкоголя). Площадь торгового зала 141 квадратный метр. Располагается на Сенной площади. Ежемесячная балансовая прибыль в среднемесячном исчислении 15 тысяч рублей. Налог (ЕНВД) при К2 = 0,7 (по законопроекту правительства) - 29,4 тысячи рублей. Подобный магазин в Красногвардейском районе: при балансовой прибыли в 29 тысяч рублей налог - 31,2 тысячи". И так далее.
Эти расчеты и стали поводом для подготовки еще одного законопроекта, возвращающего, как считают его инициаторы, ЕНВД к приемлемым величинам. То есть сниженным в среднем для всех плательщиков ровно настолько, насколько он был повышен - в 1,5 раза. В Законодательном собрании представлял этот проект (после правительственного) депутат муниципального образования "Красное Село" Александр Мишин. Заместитель председателя комитета экономического развития Сергей Зимин при этом посоветовал предпринимателям обратить внимание на то, что "дополнительным фактором снижения налога станет изменившийся коэффициент-дефлятор". На просьбу прокомментировать явление двух законопроектов, председатель общественного совета по малому бизнесу при губернаторе Сергей Федоров сказал, что доводы предпринимательских организаций нельзя не учитывать. Только и правительственный законопроект тоже утверждался с их участием. Налоги, конечно, и дальше надо снижать. Но важно сделать и первый шаг. Президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей Роман Пастухов предложил обсудить законопроекты в организации с участием действующих предпринимателей, "которые сразу четко объяснят, чего какой закон стоит". А Геннадий Вечерский напомнил, что странные "скачки" единого налога начались после призывов на самом высоком уровне налоги малому бизнесу снижать и всячески способствовать его развитию.
Обсуждение осталось незавершенным. В конце апреля участники встречаются снова. Представителям предпринимательских организаций и комитета экономического развития депутаты предложили к тому времени подготовить дополнения и поправки к окончательному варианту законопроекта.
Лев АНИКИН
Единый налог на вмененный доход во всем мире считается одной из удобных форм взимания отчислений в бюджет. Удобной и для плательщиков, и для получателей. Для первых потому, что упрощаются расчеты, что выбирают они эту форму добровольно. Выбирают все, кому можно по определенным критериям, предварительно убедившись: вариант наиболее выгодный. А для вторых он хорош потому, что все это и способствует стабильному росту пополнения казны за счет популярного налога (если можно так сказать о налоге). Эти немаловажные его свойства не могли не заинтересовать российских сборщиков платежей и законодателей. В результате теперь тоже имеем такой. То есть не совсем такой. Во-первых, ни о какой добровольности, конечно, никто не помышлял. Назначен, кому положено. А во-вторых, определение налоговых расчетов, их величины и порядка взяли на себя законодатели федерального, а также местного уровня. И Госдума дважды в последние годы увеличивала базовую доходность налогообложения, которое выросло в полтора, два, а в некоторых случаях едва не в пять раз. Но запаниковавшим было предпринимателям на федеральном уровне разъяснили: местная власть вправе корректировать коэффициенты и снижать эти налоги.
Только дело уже было сделано. Городской бюджет из-за разбежавшихся от убойного оброка плательщиков потерял в прошлом году 123 миллиона рублей. Эти цифры и причину потери не раз называли в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли. Решили: малый бизнес надо выручать. Создали рабочую группу, в состав которой были включены и представители предпринимательских организаций, чтобы подготовить законопроект о нормальном петербургском ЕНВД, который должен послужить благу и казны, и предпринимательства, поскольку одного без другого не бывает. В середине марта такой проект утвердило правительство. Благодаря ему, по заявлению авторов, налоговая нагрузка должна быть снижена на 160 миллионов рублей.
Но некоторые дотошные предприниматели, включая тех, что входили в рабочую группу по разработке законопроекта, продолжая прикидывать последствия его будущего применения, подсчитали, что освобождение от налогового разорения получили при этом лишь три отрасли малого бизнеса: химчистки, прачечные, комиссионная торговля. У большинства остальных - копеечное снижение налога и перспектива уходить в "тень" не прощаясь или вовсе из бизнеса. По расчетам участника рабочей группы комитета экономического развития, эксперта петербургской Торгово-промышленной палаты Геннадия Вечерского, у таких предприятий с учетом новых коэффициентов оплаты налога по правительственному проекту получается, что сумма отчислений превышает балансовую прибыль. То есть требуется отдавать больше, чем заработали. И он приводит конкретные примеры таких расчетов:
"Магазин продовольственных товаров (без алкоголя). Площадь торгового зала 141 квадратный метр. Располагается на Сенной площади. Ежемесячная балансовая прибыль в среднемесячном исчислении 15 тысяч рублей. Налог (ЕНВД) при К2 = 0,7 (по законопроекту правительства) - 29,4 тысячи рублей. Подобный магазин в Красногвардейском районе: при балансовой прибыли в 29 тысяч рублей налог - 31,2 тысячи". И так далее.
Эти расчеты и стали поводом для подготовки еще одного законопроекта, возвращающего, как считают его инициаторы, ЕНВД к приемлемым величинам. То есть сниженным в среднем для всех плательщиков ровно настолько, насколько он был повышен - в 1,5 раза. В Законодательном собрании представлял этот проект (после правительственного) депутат муниципального образования "Красное Село" Александр Мишин. Заместитель председателя комитета экономического развития Сергей Зимин при этом посоветовал предпринимателям обратить внимание на то, что "дополнительным фактором снижения налога станет изменившийся коэффициент-дефлятор". На просьбу прокомментировать явление двух законопроектов, председатель общественного совета по малому бизнесу при губернаторе Сергей Федоров сказал, что доводы предпринимательских организаций нельзя не учитывать. Только и правительственный законопроект тоже утверждался с их участием. Налоги, конечно, и дальше надо снижать. Но важно сделать и первый шаг. Президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей Роман Пастухов предложил обсудить законопроекты в организации с участием действующих предпринимателей, "которые сразу четко объяснят, чего какой закон стоит". А Геннадий Вечерский напомнил, что странные "скачки" единого налога начались после призывов на самом высоком уровне налоги малому бизнесу снижать и всячески способствовать его развитию.
Обсуждение осталось незавершенным. В конце апреля участники встречаются снова. Представителям предпринимательских организаций и комитета экономического развития депутаты предложили к тому времени подготовить дополнения и поправки к окончательному варианту законопроекта.
Лев АНИКИН