Культура
СУНДУК КАРАБАСА-БАРАБАСА
08 апреля
Кукольный театр обычно ассоциируется у нас с маленькими забавными фигурками на тряпочной сцене, множеством беспокойных ребятишек в зале и отдыхающими от них родителями в холле. Оказывается, все может быть и иначе. Венгерский национальный театральный музей и институт решили показать нам вблизи жизнь кукол, для чего привезли до 3 мая в Петербург свою старинную коллекцию. Самая старая из кукол уже отмечает свое 155-летие, а самая молодая - 55-летие.
Они прожили нелегкую жизнь - кто-то на потеху ярмарочной публике выступал на улице, а кто-то дослужился до крупных ролей в театре. Некоторые играли под гудки деревенских неумех, а кто-то в это время "исполнял" арии таких композиторов, как Гайдн и Перголези (в кукольном театре действительно ставились их оперы "Аптекарь" и "Служанка-госпожа"). Самые молодые из актеров успели даже "спеть" под фонограмму: в ХХ веке кукольные театры пользовались грамофонными записями.
Куклы на выставке можно встретить разные: перчаточные, тростевые, на жерди и даже... одни головы, без туловищ. Рядом с ними - кровожадное пояснение из биографии мастера: "...он продал более 8000 голов кукол". На самом деле все не так страшно: просто туловища покупатели приделывали сами, а художник ограничивался изготовлением головы.
Экспозиция вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это уникальный шанс посмотреть вблизи на деревянных актеров, ведь это ручной труд и кропотливая работа, детально вырисованное выражение лица и интересные костюмы. Но с другой стороны, жизнь кукольного театра во многом символична, и такое разглядывание под микроскопом может разочаровать, а то и напугать. По крайней мере - ребенка. Отделенные части туловища, выпученные глаза, расставленные руки, желтоватые лица воспринимаются неоднозначно в век Барби и Кена.
Но если смотреть на кукольный театр исключительно как на самостоятельное искусство с огромной историей, знаменитыми династиями мастеров (о них можно узнать, побывав на выставке) и их шедеврами, то придаешь этой выставке особое значение. Ведь последний раз в Театр марионеток гости приезжали более 25 лет назад - тогда это были куклы из Чехословакии.
Выставка работает с 11 до 16 часов в Государственном театре марионеток имени Е.С. Деммени (Невский, 52) до 3 мая.
Алина ЦИОПА
Они прожили нелегкую жизнь - кто-то на потеху ярмарочной публике выступал на улице, а кто-то дослужился до крупных ролей в театре. Некоторые играли под гудки деревенских неумех, а кто-то в это время "исполнял" арии таких композиторов, как Гайдн и Перголези (в кукольном театре действительно ставились их оперы "Аптекарь" и "Служанка-госпожа"). Самые молодые из актеров успели даже "спеть" под фонограмму: в ХХ веке кукольные театры пользовались грамофонными записями.
Куклы на выставке можно встретить разные: перчаточные, тростевые, на жерди и даже... одни головы, без туловищ. Рядом с ними - кровожадное пояснение из биографии мастера: "...он продал более 8000 голов кукол". На самом деле все не так страшно: просто туловища покупатели приделывали сами, а художник ограничивался изготовлением головы.
Экспозиция вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это уникальный шанс посмотреть вблизи на деревянных актеров, ведь это ручной труд и кропотливая работа, детально вырисованное выражение лица и интересные костюмы. Но с другой стороны, жизнь кукольного театра во многом символична, и такое разглядывание под микроскопом может разочаровать, а то и напугать. По крайней мере - ребенка. Отделенные части туловища, выпученные глаза, расставленные руки, желтоватые лица воспринимаются неоднозначно в век Барби и Кена.
Но если смотреть на кукольный театр исключительно как на самостоятельное искусство с огромной историей, знаменитыми династиями мастеров (о них можно узнать, побывав на выставке) и их шедеврами, то придаешь этой выставке особое значение. Ведь последний раз в Театр марионеток гости приезжали более 25 лет назад - тогда это были куклы из Чехословакии.
Выставка работает с 11 до 16 часов в Государственном театре марионеток имени Е.С. Деммени (Невский, 52) до 3 мая.
Алина ЦИОПА