Экономика
КОМУ ДОСТАНУТСЯ "СИЛОВЫЕ МАШИНЫ"?
19 апреля
Руководство ОАО "Силовые машины" намерено обеспечить дальнейшее развитие компании путем внедрения современных эффективных технологий во всех сферах деятельности, повышения технического уровня выпускаемой продукции, снижения себестоимости, а также активной коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынках и роста объема продаж.
Мы считаем, что в данной ситуации "Силовые машины" вправе ожидать определенной поддержки со стороны государственных органов в продвижении продукции российского энергомашиностроения на экспорт, формировании портфеля заказов на внутреннем рынке, а также финансировании НИОКР. Партнерские отношения с концерном Siemens, который является миноритарным акционером ОАО "Силовые машины", будут продолжаться - в частности, речь идет о технологическом сотрудничестве в первую очередь в области создания газовых турбин, а также производственной кооперации.
Более 70 процентов акций "Силовых машин" ("СМ") контролирует "Интеррос" Владимира Потанина. Siemens еще в июле 2004 года направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) запрос о покупке акций компании. Siemens и "Интеррос" предполагали создать энергомашиностроительное СП, причем Siemens должен был приобрести более 73 процентов акций "Силовых машин" и вложить в эту компанию значительные инвестиции.
Чтобы предупредить опасения о переходе к иностранцам контроля над стратегическим предприятием, "СМ" даже продали свой основной оборонный актив - "Калужский турбинный завод". Но ФАС долгое время сомневалась, одобрять ли сделку, не зная, как поступить с другими оборонными мощностями в составе "СМ". Ожидалось, что она примет решение в августе, но у концерна была запрошена дополнительная информация, полученная только 5 ноября. Одобрение сделки оказалось под вопросом, хотя концерн действительно пообещал в течение нескольких лет инвестировать в "СМ" 200-300 млн долларов, остро необходимых для модернизации производства. А тем временем на "СМ" нашелся еще один покупатель - холдинг "Базовый элемент".
Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф 16 марта объявил о планах правительства в течение 2-3 недель определить рамочные условия, на которых Siemens мог бы приобрести "Силовые машины", а 6 апреля подтвердил, что Минэкономразвития РФ "считает возможной" такую продажу. Это заявление министр сделал на конференции, организованной Американской торговой палатой. Аудитория состояла из представителей работающих в России американских компаний. Эксперты сразу отнеслась к заявлению Германа Грефа с недоверием, подчеркивая, что он был ориентирован на иностранную публику. Одна из цитат: "Сложилось впечатление, что главной задачей его выступления было показать, что Россия - вполне европейская страна, а ее министры не лишены европейских манер и чувства юмора".
Заявление министра прозвучало тем более любопытно, что точка зрения противников сделки с Siemens (а к ним относится и российский премьер) в этом вопросе исчерпывается тезисом: "Иностранцы к стратегическим объектам не допускаются". К тому же Герман Греф заявил журналистам, что в правительство направлен отчет о сделке "с плюсами и минусами", но в Белом доме сказали, что его не получали, да и премьер поручил изучить вопрос, стоит ли одобрять сделку с Siemens, не Грефу, а Виктору Христенко (который, надо сказать, своего отрицательного мнения никогда и не скрывал)...
По мнению аналитиков, отказ ФАС не стал неожиданностью. На недавних переговорах российского президента с Герхардом Шредером тема приобретения "Силовых машин", похоже, не обсуждалась, но Siemens подписал контракт с ОАО "РЖД" на поставку локомотивов, что можно расценивать в качестве компенсации за отрицательное решение ФАС.
Теперь пресс-служба холдинга "Интеррос" заявила, что он "будет думать, как дальше развивать компанию". Однако Герман Греф сказал, что Siemens и "СМ" продолжают переговоры, ищут возможности новой конфигурации сделки. А "Интеррос" делает "хорошую мину" - выражает надежду, что "невозможность совершения сделки не помешает концерну "Силовые машины" и Siemens развивать партнерские отношения", а позицию ФАС рассматривает как "свидетельство готовности государства содействовать развитию российского энергомашиностроения".
"СМ" тоже говорят о давних партнерских связях с Siemens, по лицензии которого "Интертурбо" (совместное предприятие "СМ" и Siemens) выпускает турбины ГТ-160, вместе они реконструируют и Асуанскую ГЭС в Египте...
Эксперты полагают, что решение ФАС определила позиция правительства, которое вынуждено разбираться с обращениями академика Евгения Велихова и полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова, причем последний прямо заявил, что "предприятия, входящие в холдинг "Силовые машины", имеют огромное значение для оборонного комплекса России, и было бы стратегически обоснованно, чтобы инвестор у холдинга был исключительно российский". Да и Государственная дума именно по соображениям национальной безопасности выступила против...
Похожей точки зрения придерживаются очень многие. Так, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Виктор Иванов, ветеран "Электросилы", говорит, что и сегодня половина энергетических мощностей в России вырабатывается генераторами с маркой этой петербургской компании, ныне входящей в холдинг "Силовые машины". Заводы, преемником которых он стал, оборудовали более половины электростанций Украины и других стран СНГ, экспортировали продукцию более чем в 100 стран мира.
Теперь, подчеркнул Виктор Иванов, "износ оборудования на электростанциях достигает 80 процентов", и у России нет средств для модернизации половины энергомощностей страны. Он считает "не убедительными" аргументы представителей РАО "ЕЭС", ориентирующихся на импортное оборудование. Союз промышленников Петербурга выступает против продажи контрольного пакета акций "СМ" за рубеж. "Дело даже не столько в государственном оборонном заказе, который размещен на предприятиях концерна. Сделка затрагивает стратегические и экономические интересы России", - заявил Иванов. Кстати, в то время, когда он произносил эти слова, глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс вел в США очередные переговоры о покупке там энергетического оборудования. Не в первый раз приходится слышать от российских энергетиков, что отрасли помогли бы отечественные заказы. Но...
Несмотря на слова о партнерстве "СМ" и Siemens, ФАС в мотивировке своего отказа указала, что "реализация сделки приведет к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования. Обе компании производят энергетическое оборудование всех типов и масштабов и являются конкурентами на российском и мировом рынках энергетического машиностроения".
Кто в действительности друг другу Siemens и "СМ" - конкуренты или партнеры? Чью точку зрения выражает Герман Греф, если правительство фактически имеет противоположную? Почему государство, раз уж признает "Силовые машины" своим стратегическим активом, не поможет им в развитии, не вынуждая искать зарубежных инвесторов?
Михаил ЖУРАВЛЕВ
Мы считаем, что в данной ситуации "Силовые машины" вправе ожидать определенной поддержки со стороны государственных органов в продвижении продукции российского энергомашиностроения на экспорт, формировании портфеля заказов на внутреннем рынке, а также финансировании НИОКР. Партнерские отношения с концерном Siemens, который является миноритарным акционером ОАО "Силовые машины", будут продолжаться - в частности, речь идет о технологическом сотрудничестве в первую очередь в области создания газовых турбин, а также производственной кооперации.
Более 70 процентов акций "Силовых машин" ("СМ") контролирует "Интеррос" Владимира Потанина. Siemens еще в июле 2004 года направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) запрос о покупке акций компании. Siemens и "Интеррос" предполагали создать энергомашиностроительное СП, причем Siemens должен был приобрести более 73 процентов акций "Силовых машин" и вложить в эту компанию значительные инвестиции.
Чтобы предупредить опасения о переходе к иностранцам контроля над стратегическим предприятием, "СМ" даже продали свой основной оборонный актив - "Калужский турбинный завод". Но ФАС долгое время сомневалась, одобрять ли сделку, не зная, как поступить с другими оборонными мощностями в составе "СМ". Ожидалось, что она примет решение в августе, но у концерна была запрошена дополнительная информация, полученная только 5 ноября. Одобрение сделки оказалось под вопросом, хотя концерн действительно пообещал в течение нескольких лет инвестировать в "СМ" 200-300 млн долларов, остро необходимых для модернизации производства. А тем временем на "СМ" нашелся еще один покупатель - холдинг "Базовый элемент".
Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф 16 марта объявил о планах правительства в течение 2-3 недель определить рамочные условия, на которых Siemens мог бы приобрести "Силовые машины", а 6 апреля подтвердил, что Минэкономразвития РФ "считает возможной" такую продажу. Это заявление министр сделал на конференции, организованной Американской торговой палатой. Аудитория состояла из представителей работающих в России американских компаний. Эксперты сразу отнеслась к заявлению Германа Грефа с недоверием, подчеркивая, что он был ориентирован на иностранную публику. Одна из цитат: "Сложилось впечатление, что главной задачей его выступления было показать, что Россия - вполне европейская страна, а ее министры не лишены европейских манер и чувства юмора".
Заявление министра прозвучало тем более любопытно, что точка зрения противников сделки с Siemens (а к ним относится и российский премьер) в этом вопросе исчерпывается тезисом: "Иностранцы к стратегическим объектам не допускаются". К тому же Герман Греф заявил журналистам, что в правительство направлен отчет о сделке "с плюсами и минусами", но в Белом доме сказали, что его не получали, да и премьер поручил изучить вопрос, стоит ли одобрять сделку с Siemens, не Грефу, а Виктору Христенко (который, надо сказать, своего отрицательного мнения никогда и не скрывал)...
По мнению аналитиков, отказ ФАС не стал неожиданностью. На недавних переговорах российского президента с Герхардом Шредером тема приобретения "Силовых машин", похоже, не обсуждалась, но Siemens подписал контракт с ОАО "РЖД" на поставку локомотивов, что можно расценивать в качестве компенсации за отрицательное решение ФАС.
Теперь пресс-служба холдинга "Интеррос" заявила, что он "будет думать, как дальше развивать компанию". Однако Герман Греф сказал, что Siemens и "СМ" продолжают переговоры, ищут возможности новой конфигурации сделки. А "Интеррос" делает "хорошую мину" - выражает надежду, что "невозможность совершения сделки не помешает концерну "Силовые машины" и Siemens развивать партнерские отношения", а позицию ФАС рассматривает как "свидетельство готовности государства содействовать развитию российского энергомашиностроения".
"СМ" тоже говорят о давних партнерских связях с Siemens, по лицензии которого "Интертурбо" (совместное предприятие "СМ" и Siemens) выпускает турбины ГТ-160, вместе они реконструируют и Асуанскую ГЭС в Египте...
Эксперты полагают, что решение ФАС определила позиция правительства, которое вынуждено разбираться с обращениями академика Евгения Велихова и полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова, причем последний прямо заявил, что "предприятия, входящие в холдинг "Силовые машины", имеют огромное значение для оборонного комплекса России, и было бы стратегически обоснованно, чтобы инвестор у холдинга был исключительно российский". Да и Государственная дума именно по соображениям национальной безопасности выступила против...
Похожей точки зрения придерживаются очень многие. Так, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Виктор Иванов, ветеран "Электросилы", говорит, что и сегодня половина энергетических мощностей в России вырабатывается генераторами с маркой этой петербургской компании, ныне входящей в холдинг "Силовые машины". Заводы, преемником которых он стал, оборудовали более половины электростанций Украины и других стран СНГ, экспортировали продукцию более чем в 100 стран мира.
Теперь, подчеркнул Виктор Иванов, "износ оборудования на электростанциях достигает 80 процентов", и у России нет средств для модернизации половины энергомощностей страны. Он считает "не убедительными" аргументы представителей РАО "ЕЭС", ориентирующихся на импортное оборудование. Союз промышленников Петербурга выступает против продажи контрольного пакета акций "СМ" за рубеж. "Дело даже не столько в государственном оборонном заказе, который размещен на предприятиях концерна. Сделка затрагивает стратегические и экономические интересы России", - заявил Иванов. Кстати, в то время, когда он произносил эти слова, глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс вел в США очередные переговоры о покупке там энергетического оборудования. Не в первый раз приходится слышать от российских энергетиков, что отрасли помогли бы отечественные заказы. Но...
Несмотря на слова о партнерстве "СМ" и Siemens, ФАС в мотивировке своего отказа указала, что "реализация сделки приведет к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования. Обе компании производят энергетическое оборудование всех типов и масштабов и являются конкурентами на российском и мировом рынках энергетического машиностроения".
Кто в действительности друг другу Siemens и "СМ" - конкуренты или партнеры? Чью точку зрения выражает Герман Греф, если правительство фактически имеет противоположную? Почему государство, раз уж признает "Силовые машины" своим стратегическим активом, не поможет им в развитии, не вынуждая искать зарубежных инвесторов?
Михаил ЖУРАВЛЕВ