Культура
ПОБЕДА ПО ОЧКАМ
20 апреля
Нынче фильмом стал едва ли не лучший роман популярного автора из серии приключений сыщика Эраста Петровича Фандорина. Называется он "Статский советник". Премьеры картины в Москве и Петербурге были шумными и носили все признаки светского мероприятия. Однако во время петербургского гала-представления довелось мне наблюдать одну забавную сценку. Съемочная группа "Статского советника", выйдя после показа в фойе кинотеатра "Аврора", где и происходило действо, заметила красочный плакат "Турецкого гамбита". Продюсер Леонид Верещагин с иронией задал риторический вопрос: "Наверное, это специально для нас вывесили?" Была в этой шутке и доля правды, ибо невольное соревнование двух лент, вышедших в прокат с разрывом в два месяца, напрашивается само собою. Ведь в них действует один и тот же герой.
У "Турецкого гамбита" было то явное преимущество, что его мощно и навязчиво раскручивал Первый канал. Тогда как в "Статском советнике" канал только "участвовал". Основная же нагрузка пала на знаменитую студию "ТриТэ", ведомую Никитой Михалковым. Последний не отказал себе и зрителям в удовольствии сыграть в новом фильме роль главного злодея князя Глеба Георгиевича (привет Жеглову!) Пожарского, а заодно и закадровую роль главного продюсера. Что вполне привычно для Голливуда, но еще является новинкой для отечественного кинематографа. Фандориным стал Олег Меньшиков. Подобный центральный дуэт изначально поставил двух известных мастеров экрана, принадлежащих к разным поколениям, в ситуацию состязания. Меньшиков, отказавшись от того, чтобы ставить фильм для себя, казалось, получил столь выигрышную и "вкусную" роль, где можно играть и ни о чем больше не думать.
Функции режиссера были отданы модному и молодому постановщику из "поколения кинематографических детей" Филиппу Янковскому. Он явно мастеровит и умеет эффектно монтировать, чувствует вещественную среду кадра и хорошо подбирает актеров. Правда, от чрезмерного обилия звезд на экране в "Статском советнике" рябит в глазах. Да и не все они успели "остыть" от прежде сыгранных ролей в новые предлагаемые обстоятельства жанра исторического детектива. Так, Владимир Машков явно "заехал" в картину из "Идиота" вместе с ролью Рогожина, а кокетливая Маша Миронова сыграла в новом фильме очередную вариацию легкомысленной дамочки. Впрочем, и главному террористу "Статского советника" по имени Грин достался примелькавшийся имидж рефлексирующего борца за народное дело. Константин Хабенский блестяще с такой трактовкой справился, но его усилия оказались не столь эффектными, ибо центральный дуэт Фандорин - Пожарский разыграл совсем другую историю.
Будто бы ненароком, но в реальности-то с умыслом, Никита Сергеевич вступил в очередное творческое соревнование с Олегом Евгеньевичем. Но если в "Утомленных солнцем" подобная закадровая интрига окрашивалась в сюжете в тона любовного соперничества, то в "Статском советнике" поединок был разыгран в конкретных рамках криминального сюжета. Фабула проста: надо обезвредить боевую группу террористов-революционеров. Кто первым это сделал, тот и выиграл. Те, кто прочел роман Акунина (писатель сам написал сценарий фильма), знают: Пожарский изначально полностью контролировал боевиков, используя их действия как повод для личного самоутверждения и укрепления вертикали власти. Мотивы, которые вполне убедительно приводит в картине герой Михалкова, просты: без крепкой и жесткой власти российское государство просто-напросто рухнет. Слышится что-то родное в подобных рассуждениях, но в логике князю Пожарскому не откажешь. Тем более что он переигрывает Фандорина на детективном поприще постоянно. Его же разоблачение фактически не состоялось, а нелепая гибель лишь помогла скрыть тайну истинных мотивов этого злодея.
Как-то не сразу, но постепенно, по ходу просмотра, мне пришла на ум одна любопытная мысль о том, что и сам-то Фандорин на экране существует лишь как сюжетосвязующее звено. Да, у него есть поступки, действия. Меньшиков даже демонстрирует нам процесс дедуктивных рассуждений сыщика. Но это не создает того, что в классической критике называется характером героя. Меньшиковский Фандорин функционален, но не живуч как полнокровная личность. Странное дело: он не вызвал у меня никаких чувств. В отличие, скажем, от того, каким сыграл акунинского персонажа Егор Бероев в "Турецком гамбите". Да и в актерском дуэте с Михалковым у Меньшикова не оказалось никаких приемов, чтобы встать вровень с сочной, богатой на интонации, смыслы и оттенки игрой Никиты Сергеевича, купающегося в роли и наслаждающегося ею всласть. Он, видимо, хотел сыграть Пожарского. И он его сыграл во что бы то ни стало. Увы! Меньшиков даже страдания или любовное томление своего героя не смог продемонстрировать должным образом. Из всей богатой палитры актерских выразительных средств он только и сумел сыграть знаменитое фандоринское заикание, невозмутимость и привычку загибать пальцы. Да и то все это было еще раньше придумано самим Борисом Акуниным.
На ум приходят образы других гениальных сыщиков, коих мы уже знаем: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, инспектор Мегрэ. У каждого из них в книгах и на экране были свои отличительные приметы, слабости, привычки, которые носили человеческий характер. У Фандорина их на экране не оказалось. И оттого-то он скучен и зануден в "Статском советнике" до невероятности. Конечно, магия личности самого талантливого артиста эпохи отчасти возмещает отсутствие реальных чувств (впрочем, Фандорину дарована и любовная интрига, которая никаким образом в фильме не разрешается). Но у Михалкова "домашних заготовок" в арсенале актерских приемов оказалось явно больше. Он не нокаутировал противника, иначе картина Янковского просто бы превратилась в монофильм. И тем не менее можно констатировать, исходя из принятых в боксе правил: в данном творческом поединке Никита Сергеевич одержал победу по очкам. А вот о результатах соперничества "Статского советника" с "Турецким гамбитом" в российском прокате мы сможем судить лишь спустя некоторое время.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
У "Турецкого гамбита" было то явное преимущество, что его мощно и навязчиво раскручивал Первый канал. Тогда как в "Статском советнике" канал только "участвовал". Основная же нагрузка пала на знаменитую студию "ТриТэ", ведомую Никитой Михалковым. Последний не отказал себе и зрителям в удовольствии сыграть в новом фильме роль главного злодея князя Глеба Георгиевича (привет Жеглову!) Пожарского, а заодно и закадровую роль главного продюсера. Что вполне привычно для Голливуда, но еще является новинкой для отечественного кинематографа. Фандориным стал Олег Меньшиков. Подобный центральный дуэт изначально поставил двух известных мастеров экрана, принадлежащих к разным поколениям, в ситуацию состязания. Меньшиков, отказавшись от того, чтобы ставить фильм для себя, казалось, получил столь выигрышную и "вкусную" роль, где можно играть и ни о чем больше не думать.
Функции режиссера были отданы модному и молодому постановщику из "поколения кинематографических детей" Филиппу Янковскому. Он явно мастеровит и умеет эффектно монтировать, чувствует вещественную среду кадра и хорошо подбирает актеров. Правда, от чрезмерного обилия звезд на экране в "Статском советнике" рябит в глазах. Да и не все они успели "остыть" от прежде сыгранных ролей в новые предлагаемые обстоятельства жанра исторического детектива. Так, Владимир Машков явно "заехал" в картину из "Идиота" вместе с ролью Рогожина, а кокетливая Маша Миронова сыграла в новом фильме очередную вариацию легкомысленной дамочки. Впрочем, и главному террористу "Статского советника" по имени Грин достался примелькавшийся имидж рефлексирующего борца за народное дело. Константин Хабенский блестяще с такой трактовкой справился, но его усилия оказались не столь эффектными, ибо центральный дуэт Фандорин - Пожарский разыграл совсем другую историю.
Будто бы ненароком, но в реальности-то с умыслом, Никита Сергеевич вступил в очередное творческое соревнование с Олегом Евгеньевичем. Но если в "Утомленных солнцем" подобная закадровая интрига окрашивалась в сюжете в тона любовного соперничества, то в "Статском советнике" поединок был разыгран в конкретных рамках криминального сюжета. Фабула проста: надо обезвредить боевую группу террористов-революционеров. Кто первым это сделал, тот и выиграл. Те, кто прочел роман Акунина (писатель сам написал сценарий фильма), знают: Пожарский изначально полностью контролировал боевиков, используя их действия как повод для личного самоутверждения и укрепления вертикали власти. Мотивы, которые вполне убедительно приводит в картине герой Михалкова, просты: без крепкой и жесткой власти российское государство просто-напросто рухнет. Слышится что-то родное в подобных рассуждениях, но в логике князю Пожарскому не откажешь. Тем более что он переигрывает Фандорина на детективном поприще постоянно. Его же разоблачение фактически не состоялось, а нелепая гибель лишь помогла скрыть тайну истинных мотивов этого злодея.
Как-то не сразу, но постепенно, по ходу просмотра, мне пришла на ум одна любопытная мысль о том, что и сам-то Фандорин на экране существует лишь как сюжетосвязующее звено. Да, у него есть поступки, действия. Меньшиков даже демонстрирует нам процесс дедуктивных рассуждений сыщика. Но это не создает того, что в классической критике называется характером героя. Меньшиковский Фандорин функционален, но не живуч как полнокровная личность. Странное дело: он не вызвал у меня никаких чувств. В отличие, скажем, от того, каким сыграл акунинского персонажа Егор Бероев в "Турецком гамбите". Да и в актерском дуэте с Михалковым у Меньшикова не оказалось никаких приемов, чтобы встать вровень с сочной, богатой на интонации, смыслы и оттенки игрой Никиты Сергеевича, купающегося в роли и наслаждающегося ею всласть. Он, видимо, хотел сыграть Пожарского. И он его сыграл во что бы то ни стало. Увы! Меньшиков даже страдания или любовное томление своего героя не смог продемонстрировать должным образом. Из всей богатой палитры актерских выразительных средств он только и сумел сыграть знаменитое фандоринское заикание, невозмутимость и привычку загибать пальцы. Да и то все это было еще раньше придумано самим Борисом Акуниным.
На ум приходят образы других гениальных сыщиков, коих мы уже знаем: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, инспектор Мегрэ. У каждого из них в книгах и на экране были свои отличительные приметы, слабости, привычки, которые носили человеческий характер. У Фандорина их на экране не оказалось. И оттого-то он скучен и зануден в "Статском советнике" до невероятности. Конечно, магия личности самого талантливого артиста эпохи отчасти возмещает отсутствие реальных чувств (впрочем, Фандорину дарована и любовная интрига, которая никаким образом в фильме не разрешается). Но у Михалкова "домашних заготовок" в арсенале актерских приемов оказалось явно больше. Он не нокаутировал противника, иначе картина Янковского просто бы превратилась в монофильм. И тем не менее можно констатировать, исходя из принятых в боксе правил: в данном творческом поединке Никита Сергеевич одержал победу по очкам. А вот о результатах соперничества "Статского советника" с "Турецким гамбитом" в российском прокате мы сможем судить лишь спустя некоторое время.
Сергей ИЛЬЧЕНКО