Северо-Запад
ОДИССЕЯ ДОКТОРА ЖИВАГО
22 апреля
Этот человек - не литературный персонаж. Но у него действительно такая фамилия, и он действительно доктор - геологии. Работает в лаборатории тектоники литосферных плит в Институте океанологии РАН. Александр ЖИВАГО - ровесник Первой мировой войны, он родился 1 августа 1914 года. В свои 91 год он бодр, подтянут, четок в мыслях и в формулировках. Биография Александра Васильевича теснейшим образом связана с героической и романтичной историей освоения отечественными учеными водных глубин - от Средиземноморья до Антарктики.
ОДИН ИЗ "ДЕТЕЙ АРБАТА"
Мы встретились с ним на палубе легендарного научного судна "Витязь", которое сейчас стоит на вечном приколе в Музее Мирового океана (см. "НВ" по пятницам" от 15.04.05). Живаго здесь частый гость - и не случайно, он участник первого рейса "Витязя" и, приезжая сюда, как бы возвращается в молодость...
- Я учился в Москве, знаменитой 7-й, очень хорошей школе. Я и мои одноклассники - это именно те самые "дети Арбата". Я сидел за одной партой с Женей Долматовским, в школе учились еще многие из известных в стране людей. Потом я поступил в университет и закончил его в печальном 1937 году. Был распределен в Архангельск, преподавал геологию, тогда в 10-х классах был курс геологии. Потом возвращение в Москву, в институт географии. Потом Алтайская экспедиция. Горное озеро, откуда вытекает Бия, - там мы пользовались так называемым шликовым методом для определения возраста террас.
Потом началась война, и Александра Живаго включили в комиссию, занимавшуюся оборонными работами (ее возглавлял академик Ферсман). Гидрографическая работа. Делалось описание океанского и морского бассейнов, главным образом Черного моря - нужны были исследования, фотосъемки береговой полосы при берегах Болгарии, Румынии - там высаживались десанты. Было очень трудно, сначала базировались в Туапсе - после бомбежки пришлось перебраться в Ольгинку. В результате было создано навигационно-географическое руководство, сданное в военные издания. Сейчас оно рассекречено. Потом гидрографы переехали в Бахчисарай, а потом продолжали работу аж в Омске...
МОРЕ ПОЗВАЛО
Он очень хотел всегда работать в море, и мечта сбылась. После войны, уже в 1949 году, он принял участие в первом рейсе "Витязя":
- "Витязь", бывший "Марс", до этого английский, перевели в Одессу, еще безо всякой приписки. Самым первым капитаном был Иван Овчинников, а первый рейс начался 13 апреля, в понедельник, сначала мы просто знакомились с морской работой, с лебедками и так далее. Но 13-е сыграло роль - мы потеряли очень хорошую трубу. Начальником экспедиции был Семен Бруевич. Под его руководством брали грунт для изучения осолонения и опреснения Черного моря (так называемые новые эвксинские отложения). Из этого рейса, включая меня, сейчас живы трое...
Следующим этапом жизни стала Антарктика - великая эпоха изучения безмолвного белого континента. В 1955 году началась первая советская Антарктическая экспедиция на дизель-электроходе "Обь":
- Уходили мы из Калининграда. Город еще был в развалинах... Судно большое, 17 тысяч тонн водоизмещение, со скошенным носом, бывшее грузовое "Шельде" - почти не переоборудованное для научных целей, кубрики на 8 мест... Но это не помешало нам добраться до Антарктиды (первый рейс длился 9 месяцев, второй тоже, третий - 11 месяцев) и сделать ряд серьезных открытий. Сведений об Антарктиде тогда во всем мире было немного... А мы провели оконтурение параметров хребта срединно-океанического типа, окаймляющего Антарктиду. Изучали шельф, глубоководные котловины, открыты были подводные горы, нагорья вулканические.
КАК ПРОГИБАЕТСЯ ШЕЛЬФ
Помню, ночью я стою на вахте, и начинается быстрое поднятие дна - так на глубине 300 метров я открываю новую гору... Никогда не забыть.
Александр Васильевич показывает карты, планы, сам рисует на листочке расположение этих гор и котловин. Непонятные для непосвященного изгибы, линии и извилины обретают смысл - скажем, такое открытие: выяснилось, что шельф Антарктиды наклоняется от края в сторону континента. И Живаго приводит два объяснения. Первое - большое давление Антарктиды на земную кору создает "нагнетение" на шельф, и он прогибается. Вторая версия связана с конечными моренами.
В процессе экспедиций был открыт бугристый шельф, скалы, возникшие в результате движения земной коры. Затем внутри шельфа обнаружены краевые желоба. Все это возникало и видоизменялось в геологическом времени, измеряемом сотнями миллионов лет...
ВИРТУАЛЬНЫЙ АТЛАС
В 1957 году в мире был Международный геофизический год:
- Наша экспедиция была на острове Пасхи. Высадились в Тихом океане, уточнили там данные о срединно-океаническом хребте. В 1960-66 годах создавали первый в мире атлас Антарктики, состоящий из двух томов - карты и описания. Этот атлас получил Госпремию.
А вот со вторым атласом Живаго и его коллегам не повезло:
- Это было уже в 90-е годы. Мы сдали работу в Гидрографическое управление, в Санкт-Петербург, долго ждали, несколько лет, а потом сообщили - атлас будет без второго тома, без текстов, проблемы финансирования. А потом заявили, что вовсе не будет бумажной версии, все будет только в электронном виде. Мне очень хорошая женщина-редактор сделала распечатку по доброте душевной...
А в этом атласе Живаго делал первую тектоническую карту Южного океана. Вообще, пожалуй, не найти такого моря, в котором бы не побывал Александр Васильевич. В Средиземном - открыли большие соляные образования (напоминающие на карте столбики с округлыми вершинами), возникновение которых в том же геологическом времени связано с перемещениями и вторжениями различных водных потоков. Интересная работа была и в дельте Нила...
КАК СОХРАНИТЬ СЕБЯ
- Все так романтично. А как сейчас живет отечественная океанология?
- Знаете, всегда с удовольствием - именно из-за романтики - шла к нам молодежь. А сейчас как-то все замедлилось. Наши ученые, и не только кто помоложе, но и вполне пожилые люди, оставили нашу страну и живут, работают за границей - в Израиле, в Штатах. И их понять можно: не только в зарплате дело, а и в возможности работать нормально - лаборатории, оборудование, оснащение. А у нас? Я профессор - мой оклад 3400 рублей...
Живаго рассказывает о том, что знаменитые суда - "Академик Иоффе", "Сергей Вавилов" - сейчас сдаются в аренду американским туристическим фирмам. Эти суда идут на Багамы, затем в Антарктику. Туристы посещают наши научные станции, зарубежные, например - польскую. И на эти суда арендаторы разрешают брать несколько человек - наших специалистов. Так и добираются ученые до объектов изучения. За счет этой аренды получаются небольшие прибавки к зарплате, скромные средства на исследования. На работу на Каспии. На изучение изменений в Белом море, влияния рек, впадающих в море Баренцево. Малые суда изучают зону - "река-море". Идут работы в почти исчезнувшем с лица земли Аральском море...
...Грустно. И все же, когда на палубе "Витязя" мы прощаемся с Живаго, мой коллега говорит: "Когда я вижу таких людей, я перестаю бояться старости. Ведь боишься в первую очередь потерять ясность ума. Но если делаешь свое дело при любых обстоятельствах, не боишься бедности, сложностей - ты всегда сохранишь себя".
Светлана ГАВРИЛИНА
ОДИН ИЗ "ДЕТЕЙ АРБАТА"
Мы встретились с ним на палубе легендарного научного судна "Витязь", которое сейчас стоит на вечном приколе в Музее Мирового океана (см. "НВ" по пятницам" от 15.04.05). Живаго здесь частый гость - и не случайно, он участник первого рейса "Витязя" и, приезжая сюда, как бы возвращается в молодость...
- Я учился в Москве, знаменитой 7-й, очень хорошей школе. Я и мои одноклассники - это именно те самые "дети Арбата". Я сидел за одной партой с Женей Долматовским, в школе учились еще многие из известных в стране людей. Потом я поступил в университет и закончил его в печальном 1937 году. Был распределен в Архангельск, преподавал геологию, тогда в 10-х классах был курс геологии. Потом возвращение в Москву, в институт географии. Потом Алтайская экспедиция. Горное озеро, откуда вытекает Бия, - там мы пользовались так называемым шликовым методом для определения возраста террас.
Потом началась война, и Александра Живаго включили в комиссию, занимавшуюся оборонными работами (ее возглавлял академик Ферсман). Гидрографическая работа. Делалось описание океанского и морского бассейнов, главным образом Черного моря - нужны были исследования, фотосъемки береговой полосы при берегах Болгарии, Румынии - там высаживались десанты. Было очень трудно, сначала базировались в Туапсе - после бомбежки пришлось перебраться в Ольгинку. В результате было создано навигационно-географическое руководство, сданное в военные издания. Сейчас оно рассекречено. Потом гидрографы переехали в Бахчисарай, а потом продолжали работу аж в Омске...
МОРЕ ПОЗВАЛО
Он очень хотел всегда работать в море, и мечта сбылась. После войны, уже в 1949 году, он принял участие в первом рейсе "Витязя":
- "Витязь", бывший "Марс", до этого английский, перевели в Одессу, еще безо всякой приписки. Самым первым капитаном был Иван Овчинников, а первый рейс начался 13 апреля, в понедельник, сначала мы просто знакомились с морской работой, с лебедками и так далее. Но 13-е сыграло роль - мы потеряли очень хорошую трубу. Начальником экспедиции был Семен Бруевич. Под его руководством брали грунт для изучения осолонения и опреснения Черного моря (так называемые новые эвксинские отложения). Из этого рейса, включая меня, сейчас живы трое...
Следующим этапом жизни стала Антарктика - великая эпоха изучения безмолвного белого континента. В 1955 году началась первая советская Антарктическая экспедиция на дизель-электроходе "Обь":
- Уходили мы из Калининграда. Город еще был в развалинах... Судно большое, 17 тысяч тонн водоизмещение, со скошенным носом, бывшее грузовое "Шельде" - почти не переоборудованное для научных целей, кубрики на 8 мест... Но это не помешало нам добраться до Антарктиды (первый рейс длился 9 месяцев, второй тоже, третий - 11 месяцев) и сделать ряд серьезных открытий. Сведений об Антарктиде тогда во всем мире было немного... А мы провели оконтурение параметров хребта срединно-океанического типа, окаймляющего Антарктиду. Изучали шельф, глубоководные котловины, открыты были подводные горы, нагорья вулканические.
КАК ПРОГИБАЕТСЯ ШЕЛЬФ
Помню, ночью я стою на вахте, и начинается быстрое поднятие дна - так на глубине 300 метров я открываю новую гору... Никогда не забыть.
Александр Васильевич показывает карты, планы, сам рисует на листочке расположение этих гор и котловин. Непонятные для непосвященного изгибы, линии и извилины обретают смысл - скажем, такое открытие: выяснилось, что шельф Антарктиды наклоняется от края в сторону континента. И Живаго приводит два объяснения. Первое - большое давление Антарктиды на земную кору создает "нагнетение" на шельф, и он прогибается. Вторая версия связана с конечными моренами.
В процессе экспедиций был открыт бугристый шельф, скалы, возникшие в результате движения земной коры. Затем внутри шельфа обнаружены краевые желоба. Все это возникало и видоизменялось в геологическом времени, измеряемом сотнями миллионов лет...
ВИРТУАЛЬНЫЙ АТЛАС
В 1957 году в мире был Международный геофизический год:
- Наша экспедиция была на острове Пасхи. Высадились в Тихом океане, уточнили там данные о срединно-океаническом хребте. В 1960-66 годах создавали первый в мире атлас Антарктики, состоящий из двух томов - карты и описания. Этот атлас получил Госпремию.
А вот со вторым атласом Живаго и его коллегам не повезло:
- Это было уже в 90-е годы. Мы сдали работу в Гидрографическое управление, в Санкт-Петербург, долго ждали, несколько лет, а потом сообщили - атлас будет без второго тома, без текстов, проблемы финансирования. А потом заявили, что вовсе не будет бумажной версии, все будет только в электронном виде. Мне очень хорошая женщина-редактор сделала распечатку по доброте душевной...
А в этом атласе Живаго делал первую тектоническую карту Южного океана. Вообще, пожалуй, не найти такого моря, в котором бы не побывал Александр Васильевич. В Средиземном - открыли большие соляные образования (напоминающие на карте столбики с округлыми вершинами), возникновение которых в том же геологическом времени связано с перемещениями и вторжениями различных водных потоков. Интересная работа была и в дельте Нила...
КАК СОХРАНИТЬ СЕБЯ
- Все так романтично. А как сейчас живет отечественная океанология?
- Знаете, всегда с удовольствием - именно из-за романтики - шла к нам молодежь. А сейчас как-то все замедлилось. Наши ученые, и не только кто помоложе, но и вполне пожилые люди, оставили нашу страну и живут, работают за границей - в Израиле, в Штатах. И их понять можно: не только в зарплате дело, а и в возможности работать нормально - лаборатории, оборудование, оснащение. А у нас? Я профессор - мой оклад 3400 рублей...
Живаго рассказывает о том, что знаменитые суда - "Академик Иоффе", "Сергей Вавилов" - сейчас сдаются в аренду американским туристическим фирмам. Эти суда идут на Багамы, затем в Антарктику. Туристы посещают наши научные станции, зарубежные, например - польскую. И на эти суда арендаторы разрешают брать несколько человек - наших специалистов. Так и добираются ученые до объектов изучения. За счет этой аренды получаются небольшие прибавки к зарплате, скромные средства на исследования. На работу на Каспии. На изучение изменений в Белом море, влияния рек, впадающих в море Баренцево. Малые суда изучают зону - "река-море". Идут работы в почти исчезнувшем с лица земли Аральском море...
...Грустно. И все же, когда на палубе "Витязя" мы прощаемся с Живаго, мой коллега говорит: "Когда я вижу таких людей, я перестаю бояться старости. Ведь боишься в первую очередь потерять ясность ума. Но если делаешь свое дело при любых обстоятельствах, не боишься бедности, сложностей - ты всегда сохранишь себя".
Светлана ГАВРИЛИНА