Культура
ВЛАДИМИР ГУСЕВ: РУКОВОДИТЬ НЕ ЛЮБЛЮ...
22 апреля
ЮБИЛЕЙНАЯ АРИФМЕТИКА
Хочу начать с арифметики, чтобы не сложилось впечатления, что мы какие-то махинации с датами устраиваем. Дело в том, что у Русского музея две даты. И обе абсолютно правомерны: 13 апреля 1895 года был подписан указ о создании Русского музея императора Александра III с предоставлением ему Михайловского дворца. Это дата основания музея, 110-летие этого события мы нынче и отмечаем. А официальное открытие для публики состоялось три года спустя, в 1898 году. Эту дату - столетие открытия музея - мы, основательно подготовившись, отметили в 1998-м, в 1995 году к такому масштабному празднику мы еще не были готовы.
А нынче мы отмечаем юбилей основания музея, но уже не устраиваем праздника с фейерверком и шампанским, а продолжаем осуществлять программу, которую начали в Париже, где открыли свой стенд на Международной книжной ярмарке. На другой день отметили там приближающийся юбилей, основали Французскую ассоциацию друзей Русского музея. Ее почетным членом стал знаменитый писатель, академик, бывший президент французской Академии Морис Дрюон.
"СПАСИБО, ПЕРМЬ!"
А 25 апреля мы готовимся отметить в Перми (день в день) подписание указа об основании Русского музея. Там мы отметим не только музейную дату, но и 60-летие Победы, поскольку именно в этот город во время войны были эвакуированы 26 тысяч произведений из коллекции Русского музея. Откроем и выставку под названием "Спасибо, Пермь!". На ней будет представлена часть из тех эвакуированных шедевров.
А возвратясь в родной город, уже в мае в связи с Международным днем музеев отчитаемся перед прессой и общественностью о том, что было сделано в последнее время. В этот перечень войдут открытие Минералогического кабинета в Строгановском дворце, открытый фонд скульптуры в Инженерном замке, Фонд современного искусства в Мраморном дворце. А завершат все эти наши юбилейные акции Дни Русского музея в Москве. В Историческом музее начнет работу большая выставка "Крестьянский мир в русском искусстве". Уже готов красивый альбом этой экспозиции. А потом состоится открытие нашего очередного виртуального филиала, на этот раз в МГУ. Позже нечто подобное появится в СПбГУ и Педагогическом университете. То есть складывается сеть дистанционного гуманитарного образования на базе Русского музея.
Делаться все это будет на деньги попечительского совета, спонсоров и друзей нашего музея. Бюджетные средства тут не участвуют. Конечно, наши попечители хотят, чтобы эти акции стали достоянием общественности. Вы ведь знаете, как иногда не просто в центральные СМИ просачивается позитивная информация из культурной жизни. Вот если украли из музеев что-то или показали то, что когда-то было украдено, это будет моментально растиражировано...
ЮБИЛЕЙНЫЕ ИТОГИ
Можно сказать, что за эти годы мы научились работать с программами. Была принята программа "Возрождение, развитие и реконструкция Русского музея". Она рассчитана до 2008 года. Эта программа поначалу казалась маниловщиной со среднепотолочными цифрами. Но на деле удалось сделать довольно много. Сегодня можно говорить о том, что на 60-70 процентов она выполнена. К 2008 году будет завершена в основном программа создания в историческом центре Петербурга уникального архитектурно-музейного комплекса, состоящего из дворцов, зданий, территорий... Я говорю "в основном" не потому, что мы чего-то не успеваем. А оттого, что многое возникало уже по ходу дела. В частности, Михайловский сад, Инженерный замок, в самое последнее время и Летний сад...
"ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ"
Конечно же, не хочу, чтоб у вас возникло впечатление идиллии - далеко не все еще получается так, как хотелось бы. Не во всех дворцах удалось подготовить хорошую постоянную экспозицию. Ведь некоторые из них нам передавались в аварийном состоянии.
Необходимо время на то, чтобы обустроиться. Но главная задача - приводить в порядок те здания, которые нам переданы - безусловно, осуществляется. Теперь в нашем хозяйстве прибавились и Летний дворец Петра, и павильоны, и Домик Петра. В каждом дворце выстраивается своя выставочная линия...
- Можно сказать, что все опасения, высказываемые в прессе и обществе о том, что, нахватав столько объектов, Русский музей потерпит кораблекрушение, не удержится на плаву, начнет тонуть, не оправдались?..
- Действительно, удалось сделать многое. Хотя с Летним садом была уже почти курьезная ситуация. Года два с половиной назад мы собрались с моими заместителями и договорились, что больше ничего брать под свое крыло не будем, хватит. Империя, когда захватывает слишком большие территории, начинает рушиться, потому что эти территории надо содержать, умело ими управлять и так далее. И чуть ли не на следующий день от города поступает предложение взять под свою опеку еще и Летний сад. Я снова собрал заместителей, втайне надеясь, что они в соответствии с нашей договоренностью скажут "нет", Летний сад - это уже явный перебор. Хватит нам нервотрепки, седых волос и прочего. А они неожиданно сказали "да". Хотя понимали, что с этим объектом мы приобретаем только все его проблемы. Но... ведь интересно. И потом, это генетически единая территория. Первые три летних сада: собственно Летний сад, сады Инженерного замка и сад Русского музея. К тому же Летний сад - ровесник Петербурга. Очень много профессионально интересного, но сложно. Не все, я уже говорил, делаем безошибочно.
Я думаю, что за сто лет в главном здании скопился огромный запас духовной энергии. Но и физически это была непомерно громадная коллекция. Музей буквально распирало изнутри. А тут время предоставило такие необыкновенные возможности, о которых не приходилось даже мечтать в советскую эпоху. И произошел такой мирный выброс энергии. Возникло уникальное созвездие дворцов и парков.
БРОСОК В ПРОВИНЦИЮ
- Этот выброс, похоже, оказался очень мощным, поскольку началась своеобразная экспансия Русского музея в провинцию...
- Знаете, я даже не ожидал... Сама наша программа "Россия" оказалась очень востребованной. Самое трудное было повернуть сам музей к этой программе. Ну, чего греха таить, конечно, сотрудникам интереснее сделать выставку где-нибудь в Италии, съездить туда, да еще и деньги заработать... А здесь мы только тратим. Но сейчас уже все поняли, насколько интересно поездить по России. Но главная цель этой программы - не реклама столичного музея и его возможностей, а наоборот, преодоление предрассудка, что художественная культура исчерпывается Садовым кольцом и Невским проспектом. Она рождалась и рождается в провинции. А потом уже оседает в столицах.
Программа наша стала полезна для местных музеев, она помогла привлечь к ним интерес местной публики и властей региона. Причем если поначалу мы со своими выставками были чуть ли не просителями, то теперь уже главы городов и регионов сами подают заявки, готовы помогать местным музеям, обеспечивать их транспортом, оборудованием, местами в гостиницах... Недавно из Саратова нам позвонили и сообщили, что благодаря тому что мы привезли им репинских "Бурлаков", местный музей заработал полтора миллиона рублей и смог на эти деньги купить дом Репина в Ширяево, где тот и писал своих "Бурлаков". А вчера пришло письмо из Калининграда. Сообщают о том, сколько тысяч посетителей посмотрели нашу выставку. Для Калининграда это совершенно невозможная цифра. И виртуальный наш музей там успешно заработал. Мы проехали по Поволжью, потом был Северо-Запад, теперь Урал...
География виртуальных музеев еще шире. Они демократичны и дают возможность не только рассказать о музее, но, главным образом, через нашу коллекцию показать историю России в образах, лицах, персонажах... И это только начало и в географическом смысле - мы много где собираемся побывать, и в отношении технологий - будем устраивать телемосты, конференции, виртуальные открытия выставок в режиме он-лайн...
ГРЯДУЩИЙ ДЕНЬ МУЗЕЯ
- Давайте вернемся в родной город... Что ждет публику в ближайшее время?
- Динамика нашей работы стала совершенно другой. Если 15 лет назад мы делали 12 выставок в год и это было рекордом, то теперь порядка 60-70 выставок в год. И это не погоня за количеством за счет потери качества, а просто тот потолок, до которого мы доросли. Но это количество выставок и в родном городе, и по России, и за границей. А дома делаем 40-50 выставок. Есть крупные, программные экспозиции. Вот сейчас готовим такую, она называется "Искусство 60-х - 80-х годов прошлого века". Сюда войдут "бульдозерные" выставки, андеграунд, рождение неформального искусства. Мы привлечем на эту выставку и кино, и фото, и музыку...
Мне, увы, не удается посмотреть и трети этих выставок. Не успеваю просто физически. И это нормально. Часто спрашивают: почему вы в открытиях не участвуете? Да потому что если пытаться во всем участвовать, будешь только тормозить процесс.
- Это интересная тема... Если вы завтра уйдете руководить, скажем, Метрополитен-музеем, то Русский музей сможет работать на таком же уровне?..
- Нет-нет, я уйду только на заслуженный отдых... Честно говоря, руководить не люблю. Кто-то из западных специалистов хорошо сказал: "Как проверяется руководитель? Вот если он по каким-то причинам уходит на полгода и без него музей работает хуже, то он плохой руководитель, если без него работает лучше, значит - хороший". Я стараюсь по возможности, не мешать людям работать. Если бы я пытался изображать из себя специалиста и в строительстве, и в науке, и в реставрации, и в торговле, нам не удалось бы так продвинуться...
- Владимир Александрович, еще раз определимся с датами. Итак, юбилей основания Русского музея...
- 13 апреля 1895 года... Поскольку это ХIХ век, надо прибавить еще 12 дней, и получается 25 апреля 2005 года - 110 лет со дня подписания указа.
- Постойте, но ведь ваш день рождения тоже 25 апреля, и в этом году у вас замечательный юбилей - 60 лет.
- Да, я только недавно как-то об этом задумался, потому что раньше дату основания мы не отмечали. Я вам уже об этом говорил.
- Такое совпадение дат случайным не бывает. Это перст судьбы?!.
- Выходит, так...
Александр УРЕС
Хочу начать с арифметики, чтобы не сложилось впечатления, что мы какие-то махинации с датами устраиваем. Дело в том, что у Русского музея две даты. И обе абсолютно правомерны: 13 апреля 1895 года был подписан указ о создании Русского музея императора Александра III с предоставлением ему Михайловского дворца. Это дата основания музея, 110-летие этого события мы нынче и отмечаем. А официальное открытие для публики состоялось три года спустя, в 1898 году. Эту дату - столетие открытия музея - мы, основательно подготовившись, отметили в 1998-м, в 1995 году к такому масштабному празднику мы еще не были готовы.
А нынче мы отмечаем юбилей основания музея, но уже не устраиваем праздника с фейерверком и шампанским, а продолжаем осуществлять программу, которую начали в Париже, где открыли свой стенд на Международной книжной ярмарке. На другой день отметили там приближающийся юбилей, основали Французскую ассоциацию друзей Русского музея. Ее почетным членом стал знаменитый писатель, академик, бывший президент французской Академии Морис Дрюон.
"СПАСИБО, ПЕРМЬ!"
А 25 апреля мы готовимся отметить в Перми (день в день) подписание указа об основании Русского музея. Там мы отметим не только музейную дату, но и 60-летие Победы, поскольку именно в этот город во время войны были эвакуированы 26 тысяч произведений из коллекции Русского музея. Откроем и выставку под названием "Спасибо, Пермь!". На ней будет представлена часть из тех эвакуированных шедевров.
А возвратясь в родной город, уже в мае в связи с Международным днем музеев отчитаемся перед прессой и общественностью о том, что было сделано в последнее время. В этот перечень войдут открытие Минералогического кабинета в Строгановском дворце, открытый фонд скульптуры в Инженерном замке, Фонд современного искусства в Мраморном дворце. А завершат все эти наши юбилейные акции Дни Русского музея в Москве. В Историческом музее начнет работу большая выставка "Крестьянский мир в русском искусстве". Уже готов красивый альбом этой экспозиции. А потом состоится открытие нашего очередного виртуального филиала, на этот раз в МГУ. Позже нечто подобное появится в СПбГУ и Педагогическом университете. То есть складывается сеть дистанционного гуманитарного образования на базе Русского музея.
Делаться все это будет на деньги попечительского совета, спонсоров и друзей нашего музея. Бюджетные средства тут не участвуют. Конечно, наши попечители хотят, чтобы эти акции стали достоянием общественности. Вы ведь знаете, как иногда не просто в центральные СМИ просачивается позитивная информация из культурной жизни. Вот если украли из музеев что-то или показали то, что когда-то было украдено, это будет моментально растиражировано...
ЮБИЛЕЙНЫЕ ИТОГИ
Можно сказать, что за эти годы мы научились работать с программами. Была принята программа "Возрождение, развитие и реконструкция Русского музея". Она рассчитана до 2008 года. Эта программа поначалу казалась маниловщиной со среднепотолочными цифрами. Но на деле удалось сделать довольно много. Сегодня можно говорить о том, что на 60-70 процентов она выполнена. К 2008 году будет завершена в основном программа создания в историческом центре Петербурга уникального архитектурно-музейного комплекса, состоящего из дворцов, зданий, территорий... Я говорю "в основном" не потому, что мы чего-то не успеваем. А оттого, что многое возникало уже по ходу дела. В частности, Михайловский сад, Инженерный замок, в самое последнее время и Летний сад...
"ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ"
Конечно же, не хочу, чтоб у вас возникло впечатление идиллии - далеко не все еще получается так, как хотелось бы. Не во всех дворцах удалось подготовить хорошую постоянную экспозицию. Ведь некоторые из них нам передавались в аварийном состоянии.
Необходимо время на то, чтобы обустроиться. Но главная задача - приводить в порядок те здания, которые нам переданы - безусловно, осуществляется. Теперь в нашем хозяйстве прибавились и Летний дворец Петра, и павильоны, и Домик Петра. В каждом дворце выстраивается своя выставочная линия...
- Можно сказать, что все опасения, высказываемые в прессе и обществе о том, что, нахватав столько объектов, Русский музей потерпит кораблекрушение, не удержится на плаву, начнет тонуть, не оправдались?..
- Действительно, удалось сделать многое. Хотя с Летним садом была уже почти курьезная ситуация. Года два с половиной назад мы собрались с моими заместителями и договорились, что больше ничего брать под свое крыло не будем, хватит. Империя, когда захватывает слишком большие территории, начинает рушиться, потому что эти территории надо содержать, умело ими управлять и так далее. И чуть ли не на следующий день от города поступает предложение взять под свою опеку еще и Летний сад. Я снова собрал заместителей, втайне надеясь, что они в соответствии с нашей договоренностью скажут "нет", Летний сад - это уже явный перебор. Хватит нам нервотрепки, седых волос и прочего. А они неожиданно сказали "да". Хотя понимали, что с этим объектом мы приобретаем только все его проблемы. Но... ведь интересно. И потом, это генетически единая территория. Первые три летних сада: собственно Летний сад, сады Инженерного замка и сад Русского музея. К тому же Летний сад - ровесник Петербурга. Очень много профессионально интересного, но сложно. Не все, я уже говорил, делаем безошибочно.
Я думаю, что за сто лет в главном здании скопился огромный запас духовной энергии. Но и физически это была непомерно громадная коллекция. Музей буквально распирало изнутри. А тут время предоставило такие необыкновенные возможности, о которых не приходилось даже мечтать в советскую эпоху. И произошел такой мирный выброс энергии. Возникло уникальное созвездие дворцов и парков.
БРОСОК В ПРОВИНЦИЮ
- Этот выброс, похоже, оказался очень мощным, поскольку началась своеобразная экспансия Русского музея в провинцию...
- Знаете, я даже не ожидал... Сама наша программа "Россия" оказалась очень востребованной. Самое трудное было повернуть сам музей к этой программе. Ну, чего греха таить, конечно, сотрудникам интереснее сделать выставку где-нибудь в Италии, съездить туда, да еще и деньги заработать... А здесь мы только тратим. Но сейчас уже все поняли, насколько интересно поездить по России. Но главная цель этой программы - не реклама столичного музея и его возможностей, а наоборот, преодоление предрассудка, что художественная культура исчерпывается Садовым кольцом и Невским проспектом. Она рождалась и рождается в провинции. А потом уже оседает в столицах.
Программа наша стала полезна для местных музеев, она помогла привлечь к ним интерес местной публики и властей региона. Причем если поначалу мы со своими выставками были чуть ли не просителями, то теперь уже главы городов и регионов сами подают заявки, готовы помогать местным музеям, обеспечивать их транспортом, оборудованием, местами в гостиницах... Недавно из Саратова нам позвонили и сообщили, что благодаря тому что мы привезли им репинских "Бурлаков", местный музей заработал полтора миллиона рублей и смог на эти деньги купить дом Репина в Ширяево, где тот и писал своих "Бурлаков". А вчера пришло письмо из Калининграда. Сообщают о том, сколько тысяч посетителей посмотрели нашу выставку. Для Калининграда это совершенно невозможная цифра. И виртуальный наш музей там успешно заработал. Мы проехали по Поволжью, потом был Северо-Запад, теперь Урал...
География виртуальных музеев еще шире. Они демократичны и дают возможность не только рассказать о музее, но, главным образом, через нашу коллекцию показать историю России в образах, лицах, персонажах... И это только начало и в географическом смысле - мы много где собираемся побывать, и в отношении технологий - будем устраивать телемосты, конференции, виртуальные открытия выставок в режиме он-лайн...
ГРЯДУЩИЙ ДЕНЬ МУЗЕЯ
- Давайте вернемся в родной город... Что ждет публику в ближайшее время?
- Динамика нашей работы стала совершенно другой. Если 15 лет назад мы делали 12 выставок в год и это было рекордом, то теперь порядка 60-70 выставок в год. И это не погоня за количеством за счет потери качества, а просто тот потолок, до которого мы доросли. Но это количество выставок и в родном городе, и по России, и за границей. А дома делаем 40-50 выставок. Есть крупные, программные экспозиции. Вот сейчас готовим такую, она называется "Искусство 60-х - 80-х годов прошлого века". Сюда войдут "бульдозерные" выставки, андеграунд, рождение неформального искусства. Мы привлечем на эту выставку и кино, и фото, и музыку...
Мне, увы, не удается посмотреть и трети этих выставок. Не успеваю просто физически. И это нормально. Часто спрашивают: почему вы в открытиях не участвуете? Да потому что если пытаться во всем участвовать, будешь только тормозить процесс.
- Это интересная тема... Если вы завтра уйдете руководить, скажем, Метрополитен-музеем, то Русский музей сможет работать на таком же уровне?..
- Нет-нет, я уйду только на заслуженный отдых... Честно говоря, руководить не люблю. Кто-то из западных специалистов хорошо сказал: "Как проверяется руководитель? Вот если он по каким-то причинам уходит на полгода и без него музей работает хуже, то он плохой руководитель, если без него работает лучше, значит - хороший". Я стараюсь по возможности, не мешать людям работать. Если бы я пытался изображать из себя специалиста и в строительстве, и в науке, и в реставрации, и в торговле, нам не удалось бы так продвинуться...
- Владимир Александрович, еще раз определимся с датами. Итак, юбилей основания Русского музея...
- 13 апреля 1895 года... Поскольку это ХIХ век, надо прибавить еще 12 дней, и получается 25 апреля 2005 года - 110 лет со дня подписания указа.
- Постойте, но ведь ваш день рождения тоже 25 апреля, и в этом году у вас замечательный юбилей - 60 лет.
- Да, я только недавно как-то об этом задумался, потому что раньше дату основания мы не отмечали. Я вам уже об этом говорил.
- Такое совпадение дат случайным не бывает. Это перст судьбы?!.
- Выходит, так...
Александр УРЕС