Культура
РЕСПУБЛИКА SKIF
26 апреля
Первый из трех музыкальных дней открывало выступление Первого Венского овощного оркестра, игравшего на свежих овощах. Как было сказано перед выходом музыкантов на сцену, "все инструменты одноразового использования". Артисты перед каждым концертом ходят на рынок и закупают продукты, причем в больших количествах, потому что инструменты имеют свойство ломаться и портиться по ходу исполнения произведения. В таких случаях музыканты невозмутимо достают следующий огурец или морковку и продолжают уже ими толочь, например, внутренности тыквы. Еще инструменты нарезают, чистят, давят, продувают, трясут, бьют друг о друга, извлекая при этом вполне музыкальные звуки. Так, аппетитному оркестру удалось исполнить произведение Radioactivity группы Kraftwerk и даже кое-что из народного австрийского. Правда, часто звучание ассоциировалось с чавканьем утром в саванне, но все равно это интересный проект и милое развлечение.
Несомненным подарком фестиваля в этом году было выступление тувинской певицы Саинхо. Ее голос очень разнообразен: он то пронзительный детский, то низкий мужской, то клокочущий и булькающий, то нежно шепчущий; она с легкостью демонстрирует горловое пение и может исполнить обычную песню на русском языке. На этом фестивале она, ко всеобщему удовольствию, выступила дважды.
Очень позитивным по энергетике было выступление Пелагеи, сопровождавшееся красивым видеорядом на экране бывшего кинотеатра. Виды природы в интересных ракурсах и компьютерная графика составили хороший фон свойственным ее стилю полународным-полусовременным песням. Кстати, первый день SKIFа был целиком посвящен видеоарту. На большой экран проецировались работы с голландского фестиваля визуального искусства Impakt. Снятое крупным планом лицо подростка, поющего песню Backstreet boys, или дико вопящая девушка с фотоаппаратом на их же концерте, наверное, еще долго будут стоять у меня перед глазами. Кроме сюжетов на такие темы, большое внимание уделялось этническим проблемам, эмиграции и путешествиям по экзотическим странам.
Но были на фестивале и неудачи. Например, привезти в полном составе Balanescu Quartet организаторам так и не удалось, поэтому за всех выступал один скрипач Александр Баланеску. Конечно, в таком виде, без какого-либо аккомпанемента, воспринимать произведения было сложно, и поэтому интересное звучание, присущее этому коллективу, передать не удалось. Вопреки ожиданиям, не так интересны оказались и The Ex. Впрочем, это можно списать на то, что они лишились части необходимых вещей по дороге на выступление. Незаметными остались и проекты голландского коллектива WORM, располагавшиеся в фойе, а следовательно, без соответствовавшего света и звука. Выступления на холодной и пахнущей краской клубной сцене, попасть на которую можно было только с улицы (во всех смыслах этого выражения, поскольку там билеты никто не проверял), не были интересными и только мешали, создавая шум на главной сцене.
По прошествии четырех дней как-то даже не верится, что SKIF закончился и следующий будет не скоро. Конечно, на фестивале зарождаются новые музыкальные проекты и связи, мы можем следить за творческой жизнью его участников весь год, но к особой атмосфере этого праздника быстро привыкаешь. И становится естественным ходить от одной сцены к другой, постоянно попадая вместо выступления на чью-то настройку аппаратуры, смотреть ленинградскую хронику вперемешку с мультиками, попивать чай с восточными сладостями, встречать одни и те же лица разной степени осмысленности и пытаться протолкнуться в толпе таких же путешествующих от одного выступления к другому.
Фестиваль теперь будет готовиться к десятому, юбилейному празднику, Центр современного искусства "обмыл" SKIFом свое рождение, а что будет дальше - посмотрим.
Алина ЦИОПА
Несомненным подарком фестиваля в этом году было выступление тувинской певицы Саинхо. Ее голос очень разнообразен: он то пронзительный детский, то низкий мужской, то клокочущий и булькающий, то нежно шепчущий; она с легкостью демонстрирует горловое пение и может исполнить обычную песню на русском языке. На этом фестивале она, ко всеобщему удовольствию, выступила дважды.
Очень позитивным по энергетике было выступление Пелагеи, сопровождавшееся красивым видеорядом на экране бывшего кинотеатра. Виды природы в интересных ракурсах и компьютерная графика составили хороший фон свойственным ее стилю полународным-полусовременным песням. Кстати, первый день SKIFа был целиком посвящен видеоарту. На большой экран проецировались работы с голландского фестиваля визуального искусства Impakt. Снятое крупным планом лицо подростка, поющего песню Backstreet boys, или дико вопящая девушка с фотоаппаратом на их же концерте, наверное, еще долго будут стоять у меня перед глазами. Кроме сюжетов на такие темы, большое внимание уделялось этническим проблемам, эмиграции и путешествиям по экзотическим странам.
Но были на фестивале и неудачи. Например, привезти в полном составе Balanescu Quartet организаторам так и не удалось, поэтому за всех выступал один скрипач Александр Баланеску. Конечно, в таком виде, без какого-либо аккомпанемента, воспринимать произведения было сложно, и поэтому интересное звучание, присущее этому коллективу, передать не удалось. Вопреки ожиданиям, не так интересны оказались и The Ex. Впрочем, это можно списать на то, что они лишились части необходимых вещей по дороге на выступление. Незаметными остались и проекты голландского коллектива WORM, располагавшиеся в фойе, а следовательно, без соответствовавшего света и звука. Выступления на холодной и пахнущей краской клубной сцене, попасть на которую можно было только с улицы (во всех смыслах этого выражения, поскольку там билеты никто не проверял), не были интересными и только мешали, создавая шум на главной сцене.
По прошествии четырех дней как-то даже не верится, что SKIF закончился и следующий будет не скоро. Конечно, на фестивале зарождаются новые музыкальные проекты и связи, мы можем следить за творческой жизнью его участников весь год, но к особой атмосфере этого праздника быстро привыкаешь. И становится естественным ходить от одной сцены к другой, постоянно попадая вместо выступления на чью-то настройку аппаратуры, смотреть ленинградскую хронику вперемешку с мультиками, попивать чай с восточными сладостями, встречать одни и те же лица разной степени осмысленности и пытаться протолкнуться в толпе таких же путешествующих от одного выступления к другому.
Фестиваль теперь будет готовиться к десятому, юбилейному празднику, Центр современного искусства "обмыл" SKIFом свое рождение, а что будет дальше - посмотрим.
Алина ЦИОПА