Культура
О ЧЕМ МОЛИТСЯ МАЛЬЧИК?
29 апреля
Преподнесенная скульптура является точной копией "Мальчика", созданного за триста лет до нашей эры и найденного в конце XV века на острове Родос. Сама статуя пережила множество путешествий, не раз меняя владельцев. Пока ее не приобрел прусский император и не установил перед своей библиотекой в Сан-Суси, она объездила практически всю Европу. Кстати, сразу после Великой Отечественной войны она принадлежала и русским: ее забрали из Германии вместе с остальными трофейными произведениями искусства. Но в 1958 году Советский Союз вернул скульптуру Германии. С тех пор оригинал находится в Старом музее Шинкеля в Берлине.
Что интересно, это уже не первая копия бронзового мальчика в Петергофе: еще в XIX веке такую же статую подарил своей сестре Шарлотте - супруге Николая I - император Фридрих Вильгельм IV. Тогда ее установили в Царицыном павильоне в Петергофе как "кусочек Пруссии" на память распрощавшейся с родиной Шарлотте. Но во время Второй мировой войны копия погибла. И теперь, спустя 60 лет, Германия дарит России еще одну копию культовой статуэтки, которая через несколько недель также будет установлена в Царицыном павильоне на Царицыном острове в Петергофе. И уже с середины июня на нее могут посмотреть петербуржцы и туристы.
Немецкая сторона считает это событие символическим, призванным стать начальным этапом совместной работы России и Германии по вопросу культурных ценностей. И министр культуры Германии Андреа Вайс, говоря об этом, особенно подчеркнула, что у наших стран "общие культурные корни", что должно принести определенные плоды в двусторонних отношениях. В частности, речь идет о передаче Германии серебра герцога Анхальского, которое сейчас находится в Эрмитаже. "Сейчас переговоры периодически заходят в тупик и топчутся на месте, - заявила при передаче статуи мальчика Андреа Вайс, - у нас нет возможности вообще разговаривать на эту тему, нам недостает знака доброй воли с российской стороны, что это все вообще не напрасно".
Кроме того, при передаче скульптуры говорилось о секретных фондах, время которых, по мнению министра культуры Германии, ушло в прошлое. Теперь России предлагают создать совместную группу экспертов и вместе разобраться, какие произведения искусства сохранены, а какие утрачены. "Мы отдаем себе отчет в том, что все, что происходит сейчас в российско-германских отношениях, тем или иным образом связано с последствиями войны. Мы, немцы, осознаем свою вину, но нужно продолжать разговоры, потому что из-за нашего совместного молчания разрушаются предметы культуры. Подарком стала именно эта скульптура, потому что именно она пережила и высоты и низины наших отношений, и мы надеемся, что сегодня она откроет в них новую главу. В качестве ответного подарка мы хотим получить не обмены ценностями, а возможность более открыто обсуждать эти темы", - сказала министр культуры.
А вот как характеризует получение подарка российская сторона: генеральный директор музея-заповедника "Петергоф" Вадим Знаменов пояснил, что "Молящийся мальчик" - один из очень важных элементов, это не просто случайная придумка, это просьба владелицы. А раз уж этот странный романтический мир на острове создавался для нее, то и мальчик этот играет очень важную роль. Но это не определяющая скульптура, хотя и интересная. Есть и еще одно: этих скульптур было сделано когда-то великое множество, и они разошлись по всем странам - разных величин, иногда с нарушениями пропорций, но они существуют и украшают многие здания сегодня. Но нам было очень важно, чтобы эта скульптура пришла к нам именно из Германии, где для создания формы был использован оригинал. Значит, здесь все сделано точно и правдиво. И она повторила тот самый путь, который проделала первая скульптура: изготовлена в Германии, приехала сюда, некоторое время была где-то без использования, а потом была водружена на Царицын остров".
Алина ЦИОПА
Что интересно, это уже не первая копия бронзового мальчика в Петергофе: еще в XIX веке такую же статую подарил своей сестре Шарлотте - супруге Николая I - император Фридрих Вильгельм IV. Тогда ее установили в Царицыном павильоне в Петергофе как "кусочек Пруссии" на память распрощавшейся с родиной Шарлотте. Но во время Второй мировой войны копия погибла. И теперь, спустя 60 лет, Германия дарит России еще одну копию культовой статуэтки, которая через несколько недель также будет установлена в Царицыном павильоне на Царицыном острове в Петергофе. И уже с середины июня на нее могут посмотреть петербуржцы и туристы.
Немецкая сторона считает это событие символическим, призванным стать начальным этапом совместной работы России и Германии по вопросу культурных ценностей. И министр культуры Германии Андреа Вайс, говоря об этом, особенно подчеркнула, что у наших стран "общие культурные корни", что должно принести определенные плоды в двусторонних отношениях. В частности, речь идет о передаче Германии серебра герцога Анхальского, которое сейчас находится в Эрмитаже. "Сейчас переговоры периодически заходят в тупик и топчутся на месте, - заявила при передаче статуи мальчика Андреа Вайс, - у нас нет возможности вообще разговаривать на эту тему, нам недостает знака доброй воли с российской стороны, что это все вообще не напрасно".
Кроме того, при передаче скульптуры говорилось о секретных фондах, время которых, по мнению министра культуры Германии, ушло в прошлое. Теперь России предлагают создать совместную группу экспертов и вместе разобраться, какие произведения искусства сохранены, а какие утрачены. "Мы отдаем себе отчет в том, что все, что происходит сейчас в российско-германских отношениях, тем или иным образом связано с последствиями войны. Мы, немцы, осознаем свою вину, но нужно продолжать разговоры, потому что из-за нашего совместного молчания разрушаются предметы культуры. Подарком стала именно эта скульптура, потому что именно она пережила и высоты и низины наших отношений, и мы надеемся, что сегодня она откроет в них новую главу. В качестве ответного подарка мы хотим получить не обмены ценностями, а возможность более открыто обсуждать эти темы", - сказала министр культуры.
А вот как характеризует получение подарка российская сторона: генеральный директор музея-заповедника "Петергоф" Вадим Знаменов пояснил, что "Молящийся мальчик" - один из очень важных элементов, это не просто случайная придумка, это просьба владелицы. А раз уж этот странный романтический мир на острове создавался для нее, то и мальчик этот играет очень важную роль. Но это не определяющая скульптура, хотя и интересная. Есть и еще одно: этих скульптур было сделано когда-то великое множество, и они разошлись по всем странам - разных величин, иногда с нарушениями пропорций, но они существуют и украшают многие здания сегодня. Но нам было очень важно, чтобы эта скульптура пришла к нам именно из Германии, где для создания формы был использован оригинал. Значит, здесь все сделано точно и правдиво. И она повторила тот самый путь, который проделала первая скульптура: изготовлена в Германии, приехала сюда, некоторое время была где-то без использования, а потом была водружена на Царицын остров".
Алина ЦИОПА