Северо-Запад
УНИЗИТЕЛЬНЫЙ РЕЙС
29 апреля
Ночь. Автовокзал на Обводном. В очередной раз (дело происходит еще в середине апреля) я сажусь в автобус, который следует до станции Волот маршрутом Новгород - Шимск - Старая Русса. Мне нужно в Старую Руссу.
Шестичасовой путь в достаточно комфортабельном автобусе даже ночью дело не очень утомительное. Можно поспать, можно даже почитать - над сиденьями присутствуют вполне работающие лампочки и включатели-выключатели. К тому же на выезде из города нет сейчас пробок, поэтому можно предположить, что все будет по графику и расписанию (в дневное время же я всегда недоумеваю, какому гению могла прийти в голову мысль разместить междугородную - и международную - автостанцию практически в задыхающемся от транспорта центре, только выезд из которого до городской черты занимает полтора часа. Вспоминаю, к примеру, Львов, где такая станция вынесена за 9 километров от центра и отменно организовано транспортное сообщение города с автовокзалом).
Проехали два часа до Сябрениц. Здесь - "санитарная" остановка. Ее на самом деле стоило бы назвать антисанитарной. Еще пару лет назад я описывала ситуацию: старое здание автостанции не функционирует, и бетонное строение при ней - туалет - без дверей и воды, в ужасающем состоянии, куда войти просто страшно, тем более ночью еще нет света... Мужское население автобуса, отбросив условности, устраивается на обочине, потом начинает отбрасывать условности и население женское, по еще не сошедшему снегу слегка зайдя за строение...
Водители, правда, порой нарушают предписание, развернувшись и заехав к кемпингу напротив, где есть платное гигиеническое заведение (а также заправка и кафешка). Но ночью не работает и оно...
Устроив антисанитарию, автобус трогается дальше (я прикрываю глаза и вспоминаю путешествие из Калининграда в Варшаву на таком же рейсовом автобусе и тоже ночью - там "санитарные" остановки делают на заправках, и "заведения" там работают круглые сутки и бесплатно. У нас тоже сейчас уже много нормальных заправок с должной инфраструктурой, но рейсовые автобусы не выпускают там пассажиров). Теперь следующая остановка - Великий Новгород.
Днем здесь работает не так давно построенный современный автовокзал, днем здесь проходящий автобус стоит долго, и можно успеть выйти, размять ноги, купить свежие газеты и поесть горяченького в вокзальном кафе - там мило, чисто, разнообразно, недорого и вкусно. Не говоря уже о туалете. Но мы едем ночью. Автовокзал закрыт.
Двое мужчин спрашивают у водителя: "А... где..." Тот широким жестом показывает на железнодорожную насыпь: "А вот, пожалуйста!" Темнота скрывает все неприличие - ну стоят, повернувшись спиной, две фигуры. Дамам хуже.
В 200 метрах, конечно, вокзал железнодорожный, и там есть "оно", платное, две кабинки - но, во-первых, дам больше, а во-вторых, автобус ночью стоит минуты три-четыре, можно не успеть... Две дамы очень просят водителя подождать и несутся в ночь... Возвращаются, запыхавшись, и мы едем дальше...
В прошлый раз я писала об огромной унизительности всей этой коллизии. Автобус идет из культурной столицы, через древний русский город, по местам, где масса исторических воспоминаний, где изумительная природа, вдохновлявшая поэтов и музыкантов. Территория, о которой часто говорят как о весьма привлекательной для инвесторов и туристов. А жители этой территории - кем они должны себя чувствовать в этом междугородном автобусе? Старики, беременные женщины, больные люди? Да и просто граждане - каково ехать, боясь откупорить в дороге бутылочку минералки, чтобы промочить горло? Ведь в дороге хочется пить, а то и перекусить...
Поскольку в Шимске не выходит никто из пассажиров, следующей остановкой будет только Старая Русса. Я выхожу, да и те, кому до самого Волота, чуть полегче - на железнодорожном вокзале в Руссе все бесплатно и круглосуточно. Правда, дискомфортно - вместо кабин перегородки с бетонными насестами, но, по крайней мере, не на ветру, а в здании вокзала, свет горит, и некая гигиена: все вымыто, и глаза начинают слезиться от невыносимой хлорки...
Хотя в этом рейсе, как выяснилось, бывают и неожиданности. Мой коллега ехал в Руссу днем позже меня. Задремал и проснулся под крик: "Волот, Волот!" Проспал, решил бедняга. Но выяснилось, что по никому не известным мотивам водитель решил сначала доехать до Волота, а потом развернуться на Руссу. Даром что автобус прибыл на полтора часа позже, чем было положено по расписанию, а в Старой Руссе многих с этого рейса встречали на вокзале...
Когда я готовила прошлую публикацию на эту тему, все пыталась разобраться, кто же все-таки отвечает за наши унижения: транспортники? Местные власти? Федералы, в чьем ведении автотрасса? Ответы получала сложные и непонятные с точки зрения логики и здравого смысла. Мне обещали, что все вот-вот должно измениться. А мне кажется, что все изменится лишь тогда, когда кому-то из ответственных лиц доведется как-нибудь ночью на холоде посидеть где-нибудь на железнодорожной насыпи в позе орла... Под взглядами населения.
Светлана ГАВРИЛИНА
Шестичасовой путь в достаточно комфортабельном автобусе даже ночью дело не очень утомительное. Можно поспать, можно даже почитать - над сиденьями присутствуют вполне работающие лампочки и включатели-выключатели. К тому же на выезде из города нет сейчас пробок, поэтому можно предположить, что все будет по графику и расписанию (в дневное время же я всегда недоумеваю, какому гению могла прийти в голову мысль разместить междугородную - и международную - автостанцию практически в задыхающемся от транспорта центре, только выезд из которого до городской черты занимает полтора часа. Вспоминаю, к примеру, Львов, где такая станция вынесена за 9 километров от центра и отменно организовано транспортное сообщение города с автовокзалом).
Проехали два часа до Сябрениц. Здесь - "санитарная" остановка. Ее на самом деле стоило бы назвать антисанитарной. Еще пару лет назад я описывала ситуацию: старое здание автостанции не функционирует, и бетонное строение при ней - туалет - без дверей и воды, в ужасающем состоянии, куда войти просто страшно, тем более ночью еще нет света... Мужское население автобуса, отбросив условности, устраивается на обочине, потом начинает отбрасывать условности и население женское, по еще не сошедшему снегу слегка зайдя за строение...
Водители, правда, порой нарушают предписание, развернувшись и заехав к кемпингу напротив, где есть платное гигиеническое заведение (а также заправка и кафешка). Но ночью не работает и оно...
Устроив антисанитарию, автобус трогается дальше (я прикрываю глаза и вспоминаю путешествие из Калининграда в Варшаву на таком же рейсовом автобусе и тоже ночью - там "санитарные" остановки делают на заправках, и "заведения" там работают круглые сутки и бесплатно. У нас тоже сейчас уже много нормальных заправок с должной инфраструктурой, но рейсовые автобусы не выпускают там пассажиров). Теперь следующая остановка - Великий Новгород.
Днем здесь работает не так давно построенный современный автовокзал, днем здесь проходящий автобус стоит долго, и можно успеть выйти, размять ноги, купить свежие газеты и поесть горяченького в вокзальном кафе - там мило, чисто, разнообразно, недорого и вкусно. Не говоря уже о туалете. Но мы едем ночью. Автовокзал закрыт.
Двое мужчин спрашивают у водителя: "А... где..." Тот широким жестом показывает на железнодорожную насыпь: "А вот, пожалуйста!" Темнота скрывает все неприличие - ну стоят, повернувшись спиной, две фигуры. Дамам хуже.
В 200 метрах, конечно, вокзал железнодорожный, и там есть "оно", платное, две кабинки - но, во-первых, дам больше, а во-вторых, автобус ночью стоит минуты три-четыре, можно не успеть... Две дамы очень просят водителя подождать и несутся в ночь... Возвращаются, запыхавшись, и мы едем дальше...
В прошлый раз я писала об огромной унизительности всей этой коллизии. Автобус идет из культурной столицы, через древний русский город, по местам, где масса исторических воспоминаний, где изумительная природа, вдохновлявшая поэтов и музыкантов. Территория, о которой часто говорят как о весьма привлекательной для инвесторов и туристов. А жители этой территории - кем они должны себя чувствовать в этом междугородном автобусе? Старики, беременные женщины, больные люди? Да и просто граждане - каково ехать, боясь откупорить в дороге бутылочку минералки, чтобы промочить горло? Ведь в дороге хочется пить, а то и перекусить...
Поскольку в Шимске не выходит никто из пассажиров, следующей остановкой будет только Старая Русса. Я выхожу, да и те, кому до самого Волота, чуть полегче - на железнодорожном вокзале в Руссе все бесплатно и круглосуточно. Правда, дискомфортно - вместо кабин перегородки с бетонными насестами, но, по крайней мере, не на ветру, а в здании вокзала, свет горит, и некая гигиена: все вымыто, и глаза начинают слезиться от невыносимой хлорки...
Хотя в этом рейсе, как выяснилось, бывают и неожиданности. Мой коллега ехал в Руссу днем позже меня. Задремал и проснулся под крик: "Волот, Волот!" Проспал, решил бедняга. Но выяснилось, что по никому не известным мотивам водитель решил сначала доехать до Волота, а потом развернуться на Руссу. Даром что автобус прибыл на полтора часа позже, чем было положено по расписанию, а в Старой Руссе многих с этого рейса встречали на вокзале...
Когда я готовила прошлую публикацию на эту тему, все пыталась разобраться, кто же все-таки отвечает за наши унижения: транспортники? Местные власти? Федералы, в чьем ведении автотрасса? Ответы получала сложные и непонятные с точки зрения логики и здравого смысла. Мне обещали, что все вот-вот должно измениться. А мне кажется, что все изменится лишь тогда, когда кому-то из ответственных лиц доведется как-нибудь ночью на холоде посидеть где-нибудь на железнодорожной насыпи в позе орла... Под взглядами населения.
Светлана ГАВРИЛИНА