Культура
МАЙСКИЙ ВАЛЬС ПЕТЕРБУРГСКИХ МУЗЕЕВ
06 май
Резкие созвучия контрастных цветов, яркая живописная гамма, абсолютно не свойственная военному времени. Эту повышенную цветность можно объяснить лишь особенностью обостренного восприятия постоянно голодного и измученного человека. С точки зрения медиков, такое возможно, но для художников войны цвет ассоциировался с жизнью, и всеми силами они боролись за живую, яркую картину мира. Художники в самые страшные минуты находили духовную опору именно в искусстве. Это и есть лейтмотив выставки "Путь к Победе", на которую приглашает вас корпус Бенуа Государственного Русского музея. Она состоит из двухсот работ в жанрах живописи, графики, скульптуры участников ежедневных трудовых и ратных дел той войны. Это наброски в блокнотах: зарисовки кратких моментов фронтового затишья, рисунки, созданные в городских квартирах под бомбежкой. Небольшие по формату потертые листы навсегда сохранили трагический привкус эпохи. Изобразительная летопись войны нашла отражение в экспозиции, которая развивается подобно хорошей драматургии: от завязки через кульминацию к развязке, кульминация - бой. Завершается все, конечно же, салютом! "Завязка" - блокада Ленинграда - образ культуры, стоящей на краю гибели. Искусство блокадного города противопоставлено варварству. Его живопись, впервые показанная на Большой земле на выставках, организованных в середине войны, потрясла мужеством, стала символом грядущей победы. Многие из этих работ демонстрируются и теперь. Портреты - лица войны: партизаны, рабочие, врачи. Рядом эпизоды эвакуации музеев и работники Ленинградского фарфорового завода, вывозящие свои работы на далекий Урал. Абсолютно разные, незнакомые друг с другом люди, в тяжелый час разделившие общую беду.
Одну из страниц страшной и огромной блокадной книги приоткроет для вас мемориальная экспозиция "Чтобы помнили...", разместившаяся до конца этого года в подвальных помещениях Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор". Она посвящена тому, как музейные работники, хранители уникальных коллекций, ценой своего здоровья и жизни в осажденном городе сумели сберечь национальное достояние, все то несметное богатство, от которого теперь получают истинное эстетическое наслаждение люди из разных уголков мира. Спасенные от разрушения, эти раритеты из музеев Гатчины, Царского Села, Петергофа и Павловска, а еще почтовые открытки и плакаты, письма того времени и учетные книги, документы и личные дневники хранителей поведают вам о героизме людей и их кропотливом труде. О том, как в условиях бомбежек и артиллерийских обстрелов, в неотапливаемом, заиндевелом здании они сохранили бесценные коллекции.
Война как отображение глубокого внутреннего чувства, как сильное человеческое переживание предстанет перед вами, если вы взглянете на живописно-мемориальный проект Виктора Васильева "Война. Фрагменты", который приютит завтра в своих залах галерея "Контракт Рисовальщика", что в доме 28 по набережной Мойки. По идее автора его творчество - почти монохромные живописные произведения, выполненные в смешанной технике, - "внутренние образы". В реальном мире, в данном случае в выставочном пространстве, они соединяются с "внешними образами". Это подлинные предметы времен Второй мировой - гильзы, пуговицы военной формы, солдатские жетоны, уникальные фотографии, документы и личные вещи советских и немецких солдат. Так возникает пространство войны, в котором нет случайных наблюдателей, а есть только те, кто "за" или "против". Где все понятия делятся на черное и белое. И остается только одна цель - выжить и победить, все остальное уходит на второй план. Существует только одно время - настоящее, военное. Оно особенное и качественно отличается от всех других времен...
Особое щемящее, пронзительное звучание в выставочном многоголосии принадлежит экспозиции "Сила слабых. Женщины в Великой Отечественной войне", устроенной Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи. Она - трепетно выношенный плод крупнейших музеев нашего города: военно-медицинского, военно-морского, военного и ведомственного костюма, обороны и блокады Ленинграда. Впервые в России многочисленным отважным и стойким женщинам войны уделили должное внимание, собрав экспозицию из более чем пятисот экспонатов. Она начинается с исторического экскурса "Русские женщины на войне", в который раз подтверждающего, что женское лицо войны - осунувшееся, но прекрасное - во все времена было устремлено к победе. Все в этом выставочном пространстве - уникальные фотографии, документы, личные письма, плакаты, оружие, боеприпасы, знамена, графические работы, живописные полотна и скульптуры - все посвящено женщине. Женщине на фронте, женщине-медику, женщине блокадного Ленинграда и, наконец, женщине-героине. Здесь воссоздана перевязочная военно-полевого госпиталя, восстановлен интерьер блокадной квартиры, реконструирован заводской цех. Представлены полные комплекты женского обмундирования различных родов войск, одежда медсестер, форма узниц концлагерей. Показаны все ордена и медали, которыми награждались женщины во время войны. Воссозданная здесь атмосфера способна заставить вас ярко и образно представить, как жили и что чувствовали женщины войны, их боль и тревогу за своих мужей, своих детей, за себя, хотя о себе они почти не думали...
Несмотря на то что война слишком быстро делала детей взрослыми, к счастью, они все же оставались детьми. Выставка "Куклы военного детства", на которую приглашает вас, ваших детей и внуков Музей кукол, что на Камской улице, даст возможность увидеть экспонаты, которые не только помогали пережить тяжелое время войны, но иногда даже спасали своих маленьких хозяев. Многие отцы, уходя на фронт, оставляли детям куклу, которая была призвана оберегать. Куклы часто спасали малышей от осколков стекла, закрывая их своим плюшевым тельцем. Иногда, покидая осажденный город, дети оставляли своих кукол, чтобы те хранили опустевший дом. И часто в бомбоубежище в долгие часы обстрелов ребята мастерили кукол, шили для них одежду. Так, 66 предметов из коллекции Маи Рудницкой, сшитые ею в блокаду для своих любимых кукол Иры и Юры, дают полное представление о том, как одевались и как жили дети войны, потому что куклы - отражение эпохи. По сути, это признаки времени и память наших сердец.
Марина ЛИСОВЕЦ
Одну из страниц страшной и огромной блокадной книги приоткроет для вас мемориальная экспозиция "Чтобы помнили...", разместившаяся до конца этого года в подвальных помещениях Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор". Она посвящена тому, как музейные работники, хранители уникальных коллекций, ценой своего здоровья и жизни в осажденном городе сумели сберечь национальное достояние, все то несметное богатство, от которого теперь получают истинное эстетическое наслаждение люди из разных уголков мира. Спасенные от разрушения, эти раритеты из музеев Гатчины, Царского Села, Петергофа и Павловска, а еще почтовые открытки и плакаты, письма того времени и учетные книги, документы и личные дневники хранителей поведают вам о героизме людей и их кропотливом труде. О том, как в условиях бомбежек и артиллерийских обстрелов, в неотапливаемом, заиндевелом здании они сохранили бесценные коллекции.
Война как отображение глубокого внутреннего чувства, как сильное человеческое переживание предстанет перед вами, если вы взглянете на живописно-мемориальный проект Виктора Васильева "Война. Фрагменты", который приютит завтра в своих залах галерея "Контракт Рисовальщика", что в доме 28 по набережной Мойки. По идее автора его творчество - почти монохромные живописные произведения, выполненные в смешанной технике, - "внутренние образы". В реальном мире, в данном случае в выставочном пространстве, они соединяются с "внешними образами". Это подлинные предметы времен Второй мировой - гильзы, пуговицы военной формы, солдатские жетоны, уникальные фотографии, документы и личные вещи советских и немецких солдат. Так возникает пространство войны, в котором нет случайных наблюдателей, а есть только те, кто "за" или "против". Где все понятия делятся на черное и белое. И остается только одна цель - выжить и победить, все остальное уходит на второй план. Существует только одно время - настоящее, военное. Оно особенное и качественно отличается от всех других времен...
Особое щемящее, пронзительное звучание в выставочном многоголосии принадлежит экспозиции "Сила слабых. Женщины в Великой Отечественной войне", устроенной Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи. Она - трепетно выношенный плод крупнейших музеев нашего города: военно-медицинского, военно-морского, военного и ведомственного костюма, обороны и блокады Ленинграда. Впервые в России многочисленным отважным и стойким женщинам войны уделили должное внимание, собрав экспозицию из более чем пятисот экспонатов. Она начинается с исторического экскурса "Русские женщины на войне", в который раз подтверждающего, что женское лицо войны - осунувшееся, но прекрасное - во все времена было устремлено к победе. Все в этом выставочном пространстве - уникальные фотографии, документы, личные письма, плакаты, оружие, боеприпасы, знамена, графические работы, живописные полотна и скульптуры - все посвящено женщине. Женщине на фронте, женщине-медику, женщине блокадного Ленинграда и, наконец, женщине-героине. Здесь воссоздана перевязочная военно-полевого госпиталя, восстановлен интерьер блокадной квартиры, реконструирован заводской цех. Представлены полные комплекты женского обмундирования различных родов войск, одежда медсестер, форма узниц концлагерей. Показаны все ордена и медали, которыми награждались женщины во время войны. Воссозданная здесь атмосфера способна заставить вас ярко и образно представить, как жили и что чувствовали женщины войны, их боль и тревогу за своих мужей, своих детей, за себя, хотя о себе они почти не думали...
Несмотря на то что война слишком быстро делала детей взрослыми, к счастью, они все же оставались детьми. Выставка "Куклы военного детства", на которую приглашает вас, ваших детей и внуков Музей кукол, что на Камской улице, даст возможность увидеть экспонаты, которые не только помогали пережить тяжелое время войны, но иногда даже спасали своих маленьких хозяев. Многие отцы, уходя на фронт, оставляли детям куклу, которая была призвана оберегать. Куклы часто спасали малышей от осколков стекла, закрывая их своим плюшевым тельцем. Иногда, покидая осажденный город, дети оставляли своих кукол, чтобы те хранили опустевший дом. И часто в бомбоубежище в долгие часы обстрелов ребята мастерили кукол, шили для них одежду. Так, 66 предметов из коллекции Маи Рудницкой, сшитые ею в блокаду для своих любимых кукол Иры и Юры, дают полное представление о том, как одевались и как жили дети войны, потому что куклы - отражение эпохи. По сути, это признаки времени и память наших сердец.
Марина ЛИСОВЕЦ