Культура
РАДА: МЫ ПОЕМ ФОЛЬКЛОР. ПРОСТО СЛОВА ЗАПИСАЛИ САМИ
06 май
Психоделический... "Психэ" - это душа. Мы следуем за нашей душой. Никакого отношения к наркотикам - это принципиально. Все свои ощущения и видения мы получаем от Музыки. Много импровизаций, звук как энергия, пение как психоделический процесс путешествия по мирам. Фолк - потому, что наша музыка (мелодии и образы) основана на русской фольклорной традиции. Очень много образов, перекочевавших из заговоров, обрядовых песен славян. Мелодии напоминают русскую народную песню.
В общем-то мы поем фольклор, просто слова записали сами. Не написали, а записали. Сейчас мы выпустили альбом "Женитьба", где вместе с нами поет фолк-ансамбль "Ясный День" - последователи Дм. Покровского. Так вот, они поют народные песни, ни на звук их не изменяя. И эти песни абсолютно гармонично вписываются в наши композиции. В одной композиции одновременно звучит "У колодезя вода" - старинная песня - и наша "А придет пора". При этом ни наша песня, ни народная не подвергались изменениям: они просто из одного пространства.
Мы находимся в Традиции здесь и сейчас, продолжая ее, являясь единственным ранее потерянным звеном русской традиции. Мы ничего не восстанавливаем, мы не играем в матрешечный, лубочный фольклор - просто мы внутри русской культуры, русского народного миросозерцания.
- Нет ли идей синтезировать фолк с современными электронными технологиями?
- Так вроде уже есть "Иван Купала" или "Волга".
- Может быть, получится небывалый еще русский Deep forest?
- Может. Но мы делаем то, что в данную секунду ощущаем необходимым. Возможно, завтра это будет необходимо для развития группы. Тогда сделаем.
- Какой исторический образ резонирует с тобой?
- Мне достаточно своего образа. Певицы, поэта. Во мне и так очень многое видят слушатели - кто-то визионера, кто-то шаманку. Кто-то видит медиума. Но я просто пою свои песни.
- Русский фолк очень неоднороден - поморская, сибирская, казачья песенные традиции очень разные. Какое пространство притягивает тебя?
- Север России. Архангельск, например. Такие протяжные, очень красивые песни, дивное и очень сложное многоголосие.
- Многим в твоем пении слышатся шаманские мотивы. Есть они в реальности или это уже додумывает публика?
- Шаман - это тот, кто ощущает природу живым организмом, знает, что есть духи, знает, что есть разные миры, может путешествовать между мирами. Мне кажется, это могут все. Просто не всем нужно этим заниматься. Я знаю, что пение, звук - это энергия. Энергия эта передается и голосом, и текстом, и движением тела. Этому не надо учиться, это естественное ощущение жизни. Какая разница, как это называть?
- Говорят, ты параллельно с выступлениями берешь уроки сценического мастерства. Это правда?
- Нет. Мне не нужно сценическое мастерство - на сцене не играю, живу на сцене. Так было всегда. Я проживаю на сцене жизнь, просто более ярко и концентрированно, нежели тогда, когда еду в автобусе, например. Я беру до сих пор уроки вокала у своего педагога, оперной певицы Марины Кикиной. В свое время я училась пластике - искусству обращения со своим телом.
- Считается, что музыка "Рада & Терновник" очень эротичная. Мне кажется, если это так, то речь может идти только о высокой эротике. Не о том, что порой принято понимать под этим сегодня. На твой взгляд - это так?
- Да уж, разумеется, не порно. Это высокое искусство, высокая эротика. Но эти чувства доступны далеко не всем, увы. Это изысканные, тонкие чувства - умение получить несказанное удовольствие от небывалой красоты заката, например. Можно слушать музыку и пение и получать невероятной силы и изысканности эротические переживания. Но это не для всех. Опять же наши песни о самом основном в жизни - о любви и смерти, о небе и тьме, о земле и воздухе. Эти песни обращены к самой сути человека - к человеку без одежды, к человеку обнаженному.
- Вы делаете для этого что-нибудь специально?
- Нет, конечно. Просто женский голос потенциально может вызывать эти ощущения, плавные движения руками, подчеркивающие музыку, само сочетание поющей женщины с жестким звуком рока. Сами голосовые проходы от высоких оперных ноток к хрипу и низкому грудному звуку - они свойственны для наших песен, и именно их люди считают эротичными. Но этот стиль пения - он не для того, чтобы вызвать к жизни определенные чувства, эти чувства лишь побочный эффект нашей музыки. Специально нам ничего делать не нужно. Все есть.
- Стандартный вопрос для непетербуржцев: твое отношение к Петербургу. Петербург у каждого свой. Что этот город для тебя?
- Мне нравится Петербург. Не потому, что его улицы - это Достоевский и Пушкин, не потому, что я так люблю реки и каналы. Мне нравится сочетание хрупкости - от постоянно осыпающихся зданий и этих бесчисленных отбитых пальчиков у статуй - и массивности, вычурности. В этом сочетании есть что-то до боли человеческое - быть массивным и вычурным и осыпаться. Мне нравится гулять по неожиданно небольшим переулкам, нравится, что так много воды - я очень люблю смотреть на воду, - нравятся львы.
- По принципу дуализма: твое отношение к Москве.
- Люблю сам город - переулки, старый город, которого все меньше, странные сочетания промзон с сияющими офисными зданиями - сюрреалистичность Москвы. Люблю кривые улочки, непонятно куда ведущие, неожиданные тупики, старые дома. А с людьми год от году все тяжелее - многие приезжающие в Москву на заработки люди ее не любят. Это чужой для них город, они не любят и его, и тех, кто в нем живет. Единственное желание - заработать, неважно, чем и как. Поэтому, мне кажется, над городом очень душная и тяжелая атмосфера.
Достоверно:
Группа "Рада & Терновник" образовалась 7 октября 1991 года в Москве. До этого Рада (Радислава Анчевская) пела свои песни под акустическую гитару, выступая на квартирниках и в рок-кабаре "Кардиограмма" Алексея Дидурова. Сразу после возникновения группа стала активно выступать на разнообразных фестивалях российского ("Индюки", "Рок-Рождество в Балтийском доме", Love Street, "Сирин"...) и международного (Humania music, "Арт-бдения", "Рок-индепендент") уровня. Быстро прославилась как психоделическая команда с вокалисткой в духе Диаманды Галлас. На тот момент про группу говорили, что это "язычество".
В 1999 году "Рада & Терновник" играет жесткий постпанк. В том же году записан трип-хоповый альбом "для глубокого погружения": "Любовь Моя Печаль". Иногда Рада выступает (по старой памяти) в акустике. В 1998 году был выпущен альбом "Где-то сказки были" - песни под гитару, а также два сборника стихов. В конце 1999 года выпущен концертный альбом группы "Русский Эпос" (запись концерта в ЦДХ).
В 2000 году состав группы пополнился скрипачом Геннадием Лаврентьевым, перкуссионистом Джоном Кукарямбой и Анной Шленской (конги). В этом составе записан мощный электрический арт-роковый диск "Холодные времена". К тому времени группа приняла участие в ток-шоу Артемия Троицкого "Кафе "Обломов" и "Антропологии" Дмитрия Диброва. В 2001 году появляется альбом "Книга о жестокости женщин" - акустический дарк-фолк, со скрипкой, цимбалами и индийской гармоникой.
В 2002 году группа играет в двух составах: акустика - симфо-фолк с участием Петра Бугрименко (фагот) и Елизаветы Наливайко (виолончель). Электричество - шаманская готика с мужскими бэк-вокалами, тягучим басом и жесткими ударными. В 2001 году, к 10-летию группы, выходит сборник лучших песен "Подлинная история трех миров. 1991-2001". К осени 2002 года выходит альбом "Саламандра" - неоклассика со средневековым уклоном. В 2003 году выходит замечательная пластинка "Все любимое просто".
Сейчас коллектив играет жесткую драйвовую музыку. На бас-гитаре - Игорь Черных, вернувшийся в коллектив осенью 2003 года. В 2003 году коллектив принимает участие в международном фестивале "Окна открой!" (Петербург), гастролирует по России (Ярославль, Петрозаводск, Владимир, Набережные Челны, Киев, Ростов-на-Дону, Иркутск, Новосибирск). В 2004 году группа выпускает диск "Бессонница" - песни основаны на русской фольклорной мелодике.
Виктор НИКОЛАЕВ, Вадим ШТЕПА
В общем-то мы поем фольклор, просто слова записали сами. Не написали, а записали. Сейчас мы выпустили альбом "Женитьба", где вместе с нами поет фолк-ансамбль "Ясный День" - последователи Дм. Покровского. Так вот, они поют народные песни, ни на звук их не изменяя. И эти песни абсолютно гармонично вписываются в наши композиции. В одной композиции одновременно звучит "У колодезя вода" - старинная песня - и наша "А придет пора". При этом ни наша песня, ни народная не подвергались изменениям: они просто из одного пространства.
Мы находимся в Традиции здесь и сейчас, продолжая ее, являясь единственным ранее потерянным звеном русской традиции. Мы ничего не восстанавливаем, мы не играем в матрешечный, лубочный фольклор - просто мы внутри русской культуры, русского народного миросозерцания.
- Нет ли идей синтезировать фолк с современными электронными технологиями?
- Так вроде уже есть "Иван Купала" или "Волга".
- Может быть, получится небывалый еще русский Deep forest?
- Может. Но мы делаем то, что в данную секунду ощущаем необходимым. Возможно, завтра это будет необходимо для развития группы. Тогда сделаем.
- Какой исторический образ резонирует с тобой?
- Мне достаточно своего образа. Певицы, поэта. Во мне и так очень многое видят слушатели - кто-то визионера, кто-то шаманку. Кто-то видит медиума. Но я просто пою свои песни.
- Русский фолк очень неоднороден - поморская, сибирская, казачья песенные традиции очень разные. Какое пространство притягивает тебя?
- Север России. Архангельск, например. Такие протяжные, очень красивые песни, дивное и очень сложное многоголосие.
- Многим в твоем пении слышатся шаманские мотивы. Есть они в реальности или это уже додумывает публика?
- Шаман - это тот, кто ощущает природу живым организмом, знает, что есть духи, знает, что есть разные миры, может путешествовать между мирами. Мне кажется, это могут все. Просто не всем нужно этим заниматься. Я знаю, что пение, звук - это энергия. Энергия эта передается и голосом, и текстом, и движением тела. Этому не надо учиться, это естественное ощущение жизни. Какая разница, как это называть?
- Говорят, ты параллельно с выступлениями берешь уроки сценического мастерства. Это правда?
- Нет. Мне не нужно сценическое мастерство - на сцене не играю, живу на сцене. Так было всегда. Я проживаю на сцене жизнь, просто более ярко и концентрированно, нежели тогда, когда еду в автобусе, например. Я беру до сих пор уроки вокала у своего педагога, оперной певицы Марины Кикиной. В свое время я училась пластике - искусству обращения со своим телом.
- Считается, что музыка "Рада & Терновник" очень эротичная. Мне кажется, если это так, то речь может идти только о высокой эротике. Не о том, что порой принято понимать под этим сегодня. На твой взгляд - это так?
- Да уж, разумеется, не порно. Это высокое искусство, высокая эротика. Но эти чувства доступны далеко не всем, увы. Это изысканные, тонкие чувства - умение получить несказанное удовольствие от небывалой красоты заката, например. Можно слушать музыку и пение и получать невероятной силы и изысканности эротические переживания. Но это не для всех. Опять же наши песни о самом основном в жизни - о любви и смерти, о небе и тьме, о земле и воздухе. Эти песни обращены к самой сути человека - к человеку без одежды, к человеку обнаженному.
- Вы делаете для этого что-нибудь специально?
- Нет, конечно. Просто женский голос потенциально может вызывать эти ощущения, плавные движения руками, подчеркивающие музыку, само сочетание поющей женщины с жестким звуком рока. Сами голосовые проходы от высоких оперных ноток к хрипу и низкому грудному звуку - они свойственны для наших песен, и именно их люди считают эротичными. Но этот стиль пения - он не для того, чтобы вызвать к жизни определенные чувства, эти чувства лишь побочный эффект нашей музыки. Специально нам ничего делать не нужно. Все есть.
- Стандартный вопрос для непетербуржцев: твое отношение к Петербургу. Петербург у каждого свой. Что этот город для тебя?
- Мне нравится Петербург. Не потому, что его улицы - это Достоевский и Пушкин, не потому, что я так люблю реки и каналы. Мне нравится сочетание хрупкости - от постоянно осыпающихся зданий и этих бесчисленных отбитых пальчиков у статуй - и массивности, вычурности. В этом сочетании есть что-то до боли человеческое - быть массивным и вычурным и осыпаться. Мне нравится гулять по неожиданно небольшим переулкам, нравится, что так много воды - я очень люблю смотреть на воду, - нравятся львы.
- По принципу дуализма: твое отношение к Москве.
- Люблю сам город - переулки, старый город, которого все меньше, странные сочетания промзон с сияющими офисными зданиями - сюрреалистичность Москвы. Люблю кривые улочки, непонятно куда ведущие, неожиданные тупики, старые дома. А с людьми год от году все тяжелее - многие приезжающие в Москву на заработки люди ее не любят. Это чужой для них город, они не любят и его, и тех, кто в нем живет. Единственное желание - заработать, неважно, чем и как. Поэтому, мне кажется, над городом очень душная и тяжелая атмосфера.
Достоверно:
Группа "Рада & Терновник" образовалась 7 октября 1991 года в Москве. До этого Рада (Радислава Анчевская) пела свои песни под акустическую гитару, выступая на квартирниках и в рок-кабаре "Кардиограмма" Алексея Дидурова. Сразу после возникновения группа стала активно выступать на разнообразных фестивалях российского ("Индюки", "Рок-Рождество в Балтийском доме", Love Street, "Сирин"...) и международного (Humania music, "Арт-бдения", "Рок-индепендент") уровня. Быстро прославилась как психоделическая команда с вокалисткой в духе Диаманды Галлас. На тот момент про группу говорили, что это "язычество".
В 1999 году "Рада & Терновник" играет жесткий постпанк. В том же году записан трип-хоповый альбом "для глубокого погружения": "Любовь Моя Печаль". Иногда Рада выступает (по старой памяти) в акустике. В 1998 году был выпущен альбом "Где-то сказки были" - песни под гитару, а также два сборника стихов. В конце 1999 года выпущен концертный альбом группы "Русский Эпос" (запись концерта в ЦДХ).
В 2000 году состав группы пополнился скрипачом Геннадием Лаврентьевым, перкуссионистом Джоном Кукарямбой и Анной Шленской (конги). В этом составе записан мощный электрический арт-роковый диск "Холодные времена". К тому времени группа приняла участие в ток-шоу Артемия Троицкого "Кафе "Обломов" и "Антропологии" Дмитрия Диброва. В 2001 году появляется альбом "Книга о жестокости женщин" - акустический дарк-фолк, со скрипкой, цимбалами и индийской гармоникой.
В 2002 году группа играет в двух составах: акустика - симфо-фолк с участием Петра Бугрименко (фагот) и Елизаветы Наливайко (виолончель). Электричество - шаманская готика с мужскими бэк-вокалами, тягучим басом и жесткими ударными. В 2001 году, к 10-летию группы, выходит сборник лучших песен "Подлинная история трех миров. 1991-2001". К осени 2002 года выходит альбом "Саламандра" - неоклассика со средневековым уклоном. В 2003 году выходит замечательная пластинка "Все любимое просто".
Сейчас коллектив играет жесткую драйвовую музыку. На бас-гитаре - Игорь Черных, вернувшийся в коллектив осенью 2003 года. В 2003 году коллектив принимает участие в международном фестивале "Окна открой!" (Петербург), гастролирует по России (Ярославль, Петрозаводск, Владимир, Набережные Челны, Киев, Ростов-на-Дону, Иркутск, Новосибирск). В 2004 году группа выпускает диск "Бессонница" - песни основаны на русской фольклорной мелодике.
Виктор НИКОЛАЕВ, Вадим ШТЕПА