Культура

РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

12 май
В насыщенной до предела сетке вещания "Пятерки" в праздничные дни было немало уже привычных передач и программ, которые традиционно входят в некий телеритуал, напоминающий зрителям о Великой Отечественной войне. Это и трансляция памятной церемонии возложения венков на Пискаревском кладбище, и проход ветеранов по Невскому проспекту, и праздничные концерты. А если вспомнить контекст праздничного и предпраздничного вещания, которое было организовано на других телеканалах, то станут очевидными те трудности в поиске оригинальных идей в подходе к военной теме, с которыми столкнулись топ-менеджеры главного городского канала, планируя сетку вещания в первую декаду мая.
Казалось, что можно нового рассказать о войне и о ленинградской блокаде? Оказалось, можно. Премьера многосерийного документального телесериала "Ленинградский фронт" на Пятом канале это доказала. Идея повествования о фронте, который носил имя города, позволила по-новому взглянуть на привычные и знакомые многим факты, цифры, события, коими были отмечена битва за Ленинград. За основу был принят известный ход исторических событий, связанных с попытками овладеть городом. Режиссер сериала Игорь Безруков свел вместе известные в отечественном телевидении приемы: рассказ от первого лица, закадровый комментарий и свидетельства очевидцев.
Но главной и принципиальной удачей "Ленинградского фронта" именно как телевизионного зрелища стало приглашение на роль ведущего известного рокера Сергея Шнурова, который на поверку оказался очень телегеничным и органичным рассказчиком. Точнее сказать, демонстратором тех мест, где разыгрывались ключевые моменты из истории уже отдельно взятого фронта. Органично принятый у Парфенова принцип рассказа-показа в исполнении Шнурова формулируется достаточно наглядно: "Я здесь и сейчас рассказываю о том, что было". Хотя, честно говоря, порою при просмотре сериала приходилось жалеть о том, что Шнуров слишком недолго находится в кадре. С трудом успеваешь за некоторыми его комментариями. Однако таков современный ритм повествования, предложенный публике в сериале "Ленинградский фронт". Здесь нет места личным оценкам происходившего во время войны.
Комментарии за кадром читает Михаил Баркан. Его интонация не пафосна, но проникновенна и в ряде эпизодов очень точно передает то ощущение опасности и тревоги, которыми были отмечены многие события в жизни города-фронта. А далее в дело вступают историки (российские и немецкие) и нынешние ветераны-очевидцы. Живые люди, их яркие и запоминающиеся воспоминания смотрятся как мини-исповеди, когда человек невольно встречается с самим собою образца военных лет. Чего стоит вздох бывшей санитарки, когда она рассказывает о том, как доставала документы из карманов убитых красноармейцев! Или же воспоминания жительницы оккупированного Пушкина о встречах на улицах города немцев и испанцев. Последние вообще оказались своеобразным "открытием" в блокадной теме, напомнив зрителям о той Голубой дивизии с Пиренейского полуострова, которая участвовала в осаде Ленинграда.
Авторы сериала не торопятся выступать с сенсационными историческими открытиями или новыми подробностями из жизни Ленинградского фронта. Наоборот, они тщательно реконструируют обстоятельства любой упоминаемой военной операции как со стороны немцев, так и со стороны Красной Армии. Но затем начинается своеобразное расширение знаний зрителей о таких событиях за счет деталей и подробностей, звучащих из уст тех, кто сам пережил войну и блокаду. И случается то, что так особенно дорого в жанре теледокументалистики: человеческий фактор войны оказывается интереснее и ярче, чем любые сверхверные сведения, подкрепленные документами.
Хотя и документ порою обладает привилегией потрясать и впечатлять публику. Есть в сериале и эпизоды, когда некоторые документы впервые становятся достоянием гласности. Как произошло это с планом минирования Ленинграда в сентябре 1941 года. Здесь сила документов, исторической хроники оказывается мощнее, чем словесные построения. Документальные кадры, напоминающие образ сражающегося города, в сочетании с панорамами сегодняшнего города и его окрестностей - один из визуальных контрапунктов фильма. Именно он вносит в повествование столь важное ощущение: мы ощущаем историю сейчас и здесь.
Достоинство сериала в том, что и его авторы, и его ведущий исподволь, но настойчиво предлагают зрителям примерять на себя те условия, в которых сражались за город воины и горожане, оставшиеся в блокаде. И прекрасно понимаешь, что сегодня они воспринимаются как абсолютно запредельные. Фильм ставит абсолютно четкую точку в развернувшейся недавно дискуссии о том, что было бы, если бы во избежание жертв Ленинград сдали врагу. Иллюзий ни у кого никогда не было. Фюрер планировал стереть город с лица земли, а судьба сотен тысяч его жителей просто не принималась в расчет.
Без ложного пафоса спокойно и сдержанно в сериале "Ленинградский фронт" рассказано о том, как этим бесчеловечным планам не суждено было сбыться. Рассказано о том, как сквозь неудачи и потери, голод и холод, преодолевая жестокое сопротивление врага, мы шли к победе. И свой вклад в нее внес тот самый Ленинградский фронт, о котором нам напомнил в праздничные дни Пятый канал.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь