Северо-Запад
МЫ ДОЛЖНЫ НЕ КОНКУРИРОВАТЬ С МОСКВОЙ, А ИДТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ПУТЕМ
17 май
- Владимир Николаевич, на страницах "НВ" уже неоднократно обсуждались вопросы планирования будущего Петербурга. Какие разработки в этом направлении сейчас ведет ЦСР "Северо-Запад"?
- Одна из новых исследовательских тем, которой мы начали заниматься в этом году, - это координация развития городских агломераций Москвы и Петербурга. Понятно, что мы не собираемся думать за Москву, это столица и мировой город, который влияет на глобальные мировые процессы. Нам хотелось определиться, какие функции по отношению к стране выполняет Петербург, а страна сегодня "собрана" в Москве. Определенные стратегические задачи развития Петербурга сформулированы городской администрацией. Есть важный опыт осмысления места города в стране в рамках работы Леонтьевского центра по подготовке стратегического плана. Мы же рассматриваем один из аспектов развития Петербурга, а точнее, петербургской городской агломерации.
Понятно, что по целому ряду направлений мы проигрываем Москве. Например, по управленческим функциям - наличию штаб-квартир транснациональных и национальных компаний, количеству банков, крупных аудиторских и консалтинговых фирм. И здесь город вряд ли станет конкурировать с Москвой в ближайшие годы.
- Чем же может "взять" Петербург?
- Петербург входит в число регионов, дополняющих Москву как центр управления экономикой страны, и играет важную роль при выходе России на внешний глобальный рынок. Таких регионов в Российской Федерации, на наш взгляд, всего три. Петербург является выходом на Евросоюз и балтийское направление, Краснодар - южное направление и Средиземноморье, а Владивосток - соответственно страны АТР.
Между этими регионами идет конкуренция. В портах Петербурга и Ленобласти в последнее время наблюдается взрывной рост грузооборота. Фактически благодаря мерам по регулированию железнодорожных тарифов на перевозку нефтепродуктов мы оттянули грузы у портов стран Балтии и обогнали южные порты. В настоящий момент петербургский транспортный узел становится сильным игроком в сценарии развития транспортной схемы России. Прежде всего на рынке услуг по доставке угеводородов. Если на юге и северо-западе пути транспортировки определены, то разные сюжеты возможны с перевозкой сжиженного газа в США и с подачей газа и нефти в страны АТР, прежде всего в Китай. Так что сейчас вопрос в том, куда пойдут углеводороды "Газпрома" и "BP". Этот вопрос касается и Петербурга - за одни и те же потоки нефти будет идти конкуренция.
Понятно, что транспортные маршруты конкурируют между собой не по техническим условиям, а по рыночным позициям. Какой регион является перспективным рынком, каким способом осуществлять туда поставки. Во многом принятие решений зависит от Москвы, но при этом будут учитываться сервисные и производственные возможности транспортных узлов.
Есть еще одно направление развития. Москва является центральным узлом дистрибуции страны, и в ближайшие пять лет перед ней встанет задача разгрузки от этих "нестоличных" функций. Поскольку страны ЕС сегодня - основные российские торговые партнеры, можно предположить, что как дистрибуционный узел будет активно развиваться Петербург. Конечно, для этого необходимо осуществить переустройство портов. Например, создать эшелонированный порт по примеру Амстердамского, когда создается зона на 200 км не просто для разгрузки, но обработки грузов, размещения сборочных цехов, торгового управления. В систему так называемого большого порта могут включаться объекты соседних регионов. Но для этого будут нужны не только технические, но и управленческие решения, например, связанные с организацией таможенной службы.
- Почему вы так уверены в том, что это произойдет?
- Сегодня Москва уже выносит свои терминалы в область. Даже не в Московскую - в Тверскую. Дороги перегружены, по кольцевым не проехать. Рано или поздно она будет вынуждена отказаться от ряда транспортных и торговых функций.
Но вернемся к конкуренции между регионами. Краснодар и тот же Владивосток, учитывая его соседство с Китаем и Юго-Восточной Азией - мировыми сборочными цехами, - могут нести почти такие же транспортные, торговые и дистрибуционные функции, как Петербург в отношении с Евросоюзом. Но они в сравнении с Петербургом - небольшие города, их нельзя сравнивать по научному, образовательному потенциалу. Петербург может, как ни банально это сейчас звучит, взять на себя инновационную функцию. Сегодня эту роль играет Москва с Московской областью. Но если Москва будет утверждаться как мировой город, эта роль будет излишней. Поэтому рано или поздно столице придется поделиться функцией инновационного центра развития с другими регионами страны.
- То есть речь не идет о переносе в Петербург части столичных функций?
- На наш взгляд, Москва не поделится не только столичными функциями, но и функциями мирового города, она их будет концентрировать. Но часть важных для страны задач Москве, несомненно, будет неудобно и нецелесообразно выполнять. По мере развития и перераспределения этих функций роль Петербурга внутри страны, а особенно в Северо-Западном регионе, будет возрастать. Со временем если город сможет воспользоваться ситуацией, то он подтянет те функции, которые ему бы следовало иметь. Поэтому мы должны не конкурировать с Москвой в столичности, а идти самостоятельным путем.
У Петербурга есть ключевые преимущества, которые необходимо "достроить". Город должен развивать систему логистики, торговые системы, все, что связано с городским сервисом. Необходима европейская организация среды - застройка, инфраструктура, развитие инновационной сферы.
- Петербург еще и крупнейший вузовский центр. На ваш взгляд, какие перспективы здесь у сферы образования?
- Мы сейчас ведем еще одно исследование - по рынку образовательных услуг Северо-Запада. Одна из рабочих гипотез заключается в том, что, на наш взгляд, высшее образование должно быть массовым. Обратная сторона этого процесса - удешевление стандартного профессионального образования. В XIX - начале XX века высшее образование было элитарным, но оно не может оставаться таким и сегодня. Обучение необходимо стандартизировать, перевести на новые технологии и вывести на рынок как общедоступный продукт.
Конечно, подготовка единичных специалистов требует особых вложений. Пока она в основном ведется за пределами вузовской системы. Сравните: обучить одного среднестатистического студента стоит 700 долларов в год, а стоимость современного тренинга - 100 долларов в день. Таким образом, у нас складывается два рынка образования: первый закреплен за традиционными вузами и второй, который живет вне формальных структур, динамично растущий и финансово независимый от государства. Мы считаем, что в какой-то момент система высшего образования должна втянуть в себя этот дорогостоящий сегмент, ведь это ресурс для ее самоокупаемости. Сектором роста для вузовской системы во всем мире является также непрерывное образование, которое отличается от традиционного повышения квалификации. Но у нас сегодня оно, как правило, тоже находится за рамками вузов.
Есть и другая проблема. Профессия сегодня живет примерно 10 лет, а подготовка специалистов занимает 5-7 лет. Это слишком затратно. В Европе и США столкнулись с этим вопросом в 80-е годы. И общество целое десятилетие обсуждало, что должно стать результатом работы профессионального образования. В конце 90-х уже треть вузов США финансировалась по результатам деятельности. Похожая задача стоит и перед нами. Необходимо финансировать не процесс образования и структуры, а результат. Пока же 40-60 процентов выпускников не идут работать по специальности. И не потому что они такие плохие, а потому что на рынке труда для них просто нет места. Вряд ли в будущем государство станет финансировать такие результаты деятельности учебных заведений.
Если мы посмотрим на карту, то увидим, что образовательных центров у нас в стране не так и много. Кто, кроме Петербурга, может здесь стать лидером? Но если город претендует на то, чтобы быть одним из главных образовательных центров страны, надо иметь в виду не только городские потребности, но и потребности как минимум макрорегиона. Очевидно, что должны быть петербургские инициативы.
СПРАВКА О ЦСР СЗ:
Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" - независимый общественный институт, созданный с целью содействия развитию и кооперации субъектов Федерации Северо-Западного региона.
Деятельность фонда заключается в проведении стратегических исследований и выработке рекомендаций для властных структур и заинтересованных организаций по широкому кругу социально-экономических вопросов. Основные темы проектов последнего года - разработка региональных стратегий, вопросы коммерциализации наукоемких технологий, проблемы образования. Фонд выпускает дайджест "Российское экспертное обозрение", является соучредителем Международной школы менеджмента и центра трансфера технологий "Северо-Запад".
Виктор НИКОЛАЕВ
- Одна из новых исследовательских тем, которой мы начали заниматься в этом году, - это координация развития городских агломераций Москвы и Петербурга. Понятно, что мы не собираемся думать за Москву, это столица и мировой город, который влияет на глобальные мировые процессы. Нам хотелось определиться, какие функции по отношению к стране выполняет Петербург, а страна сегодня "собрана" в Москве. Определенные стратегические задачи развития Петербурга сформулированы городской администрацией. Есть важный опыт осмысления места города в стране в рамках работы Леонтьевского центра по подготовке стратегического плана. Мы же рассматриваем один из аспектов развития Петербурга, а точнее, петербургской городской агломерации.
Понятно, что по целому ряду направлений мы проигрываем Москве. Например, по управленческим функциям - наличию штаб-квартир транснациональных и национальных компаний, количеству банков, крупных аудиторских и консалтинговых фирм. И здесь город вряд ли станет конкурировать с Москвой в ближайшие годы.
- Чем же может "взять" Петербург?
- Петербург входит в число регионов, дополняющих Москву как центр управления экономикой страны, и играет важную роль при выходе России на внешний глобальный рынок. Таких регионов в Российской Федерации, на наш взгляд, всего три. Петербург является выходом на Евросоюз и балтийское направление, Краснодар - южное направление и Средиземноморье, а Владивосток - соответственно страны АТР.
Между этими регионами идет конкуренция. В портах Петербурга и Ленобласти в последнее время наблюдается взрывной рост грузооборота. Фактически благодаря мерам по регулированию железнодорожных тарифов на перевозку нефтепродуктов мы оттянули грузы у портов стран Балтии и обогнали южные порты. В настоящий момент петербургский транспортный узел становится сильным игроком в сценарии развития транспортной схемы России. Прежде всего на рынке услуг по доставке угеводородов. Если на юге и северо-западе пути транспортировки определены, то разные сюжеты возможны с перевозкой сжиженного газа в США и с подачей газа и нефти в страны АТР, прежде всего в Китай. Так что сейчас вопрос в том, куда пойдут углеводороды "Газпрома" и "BP". Этот вопрос касается и Петербурга - за одни и те же потоки нефти будет идти конкуренция.
Понятно, что транспортные маршруты конкурируют между собой не по техническим условиям, а по рыночным позициям. Какой регион является перспективным рынком, каким способом осуществлять туда поставки. Во многом принятие решений зависит от Москвы, но при этом будут учитываться сервисные и производственные возможности транспортных узлов.
Есть еще одно направление развития. Москва является центральным узлом дистрибуции страны, и в ближайшие пять лет перед ней встанет задача разгрузки от этих "нестоличных" функций. Поскольку страны ЕС сегодня - основные российские торговые партнеры, можно предположить, что как дистрибуционный узел будет активно развиваться Петербург. Конечно, для этого необходимо осуществить переустройство портов. Например, создать эшелонированный порт по примеру Амстердамского, когда создается зона на 200 км не просто для разгрузки, но обработки грузов, размещения сборочных цехов, торгового управления. В систему так называемого большого порта могут включаться объекты соседних регионов. Но для этого будут нужны не только технические, но и управленческие решения, например, связанные с организацией таможенной службы.
- Почему вы так уверены в том, что это произойдет?
- Сегодня Москва уже выносит свои терминалы в область. Даже не в Московскую - в Тверскую. Дороги перегружены, по кольцевым не проехать. Рано или поздно она будет вынуждена отказаться от ряда транспортных и торговых функций.
Но вернемся к конкуренции между регионами. Краснодар и тот же Владивосток, учитывая его соседство с Китаем и Юго-Восточной Азией - мировыми сборочными цехами, - могут нести почти такие же транспортные, торговые и дистрибуционные функции, как Петербург в отношении с Евросоюзом. Но они в сравнении с Петербургом - небольшие города, их нельзя сравнивать по научному, образовательному потенциалу. Петербург может, как ни банально это сейчас звучит, взять на себя инновационную функцию. Сегодня эту роль играет Москва с Московской областью. Но если Москва будет утверждаться как мировой город, эта роль будет излишней. Поэтому рано или поздно столице придется поделиться функцией инновационного центра развития с другими регионами страны.
- То есть речь не идет о переносе в Петербург части столичных функций?
- На наш взгляд, Москва не поделится не только столичными функциями, но и функциями мирового города, она их будет концентрировать. Но часть важных для страны задач Москве, несомненно, будет неудобно и нецелесообразно выполнять. По мере развития и перераспределения этих функций роль Петербурга внутри страны, а особенно в Северо-Западном регионе, будет возрастать. Со временем если город сможет воспользоваться ситуацией, то он подтянет те функции, которые ему бы следовало иметь. Поэтому мы должны не конкурировать с Москвой в столичности, а идти самостоятельным путем.
У Петербурга есть ключевые преимущества, которые необходимо "достроить". Город должен развивать систему логистики, торговые системы, все, что связано с городским сервисом. Необходима европейская организация среды - застройка, инфраструктура, развитие инновационной сферы.
- Петербург еще и крупнейший вузовский центр. На ваш взгляд, какие перспективы здесь у сферы образования?
- Мы сейчас ведем еще одно исследование - по рынку образовательных услуг Северо-Запада. Одна из рабочих гипотез заключается в том, что, на наш взгляд, высшее образование должно быть массовым. Обратная сторона этого процесса - удешевление стандартного профессионального образования. В XIX - начале XX века высшее образование было элитарным, но оно не может оставаться таким и сегодня. Обучение необходимо стандартизировать, перевести на новые технологии и вывести на рынок как общедоступный продукт.
Конечно, подготовка единичных специалистов требует особых вложений. Пока она в основном ведется за пределами вузовской системы. Сравните: обучить одного среднестатистического студента стоит 700 долларов в год, а стоимость современного тренинга - 100 долларов в день. Таким образом, у нас складывается два рынка образования: первый закреплен за традиционными вузами и второй, который живет вне формальных структур, динамично растущий и финансово независимый от государства. Мы считаем, что в какой-то момент система высшего образования должна втянуть в себя этот дорогостоящий сегмент, ведь это ресурс для ее самоокупаемости. Сектором роста для вузовской системы во всем мире является также непрерывное образование, которое отличается от традиционного повышения квалификации. Но у нас сегодня оно, как правило, тоже находится за рамками вузов.
Есть и другая проблема. Профессия сегодня живет примерно 10 лет, а подготовка специалистов занимает 5-7 лет. Это слишком затратно. В Европе и США столкнулись с этим вопросом в 80-е годы. И общество целое десятилетие обсуждало, что должно стать результатом работы профессионального образования. В конце 90-х уже треть вузов США финансировалась по результатам деятельности. Похожая задача стоит и перед нами. Необходимо финансировать не процесс образования и структуры, а результат. Пока же 40-60 процентов выпускников не идут работать по специальности. И не потому что они такие плохие, а потому что на рынке труда для них просто нет места. Вряд ли в будущем государство станет финансировать такие результаты деятельности учебных заведений.
Если мы посмотрим на карту, то увидим, что образовательных центров у нас в стране не так и много. Кто, кроме Петербурга, может здесь стать лидером? Но если город претендует на то, чтобы быть одним из главных образовательных центров страны, надо иметь в виду не только городские потребности, но и потребности как минимум макрорегиона. Очевидно, что должны быть петербургские инициативы.
СПРАВКА О ЦСР СЗ:
Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" - независимый общественный институт, созданный с целью содействия развитию и кооперации субъектов Федерации Северо-Западного региона.
Деятельность фонда заключается в проведении стратегических исследований и выработке рекомендаций для властных структур и заинтересованных организаций по широкому кругу социально-экономических вопросов. Основные темы проектов последнего года - разработка региональных стратегий, вопросы коммерциализации наукоемких технологий, проблемы образования. Фонд выпускает дайджест "Российское экспертное обозрение", является соучредителем Международной школы менеджмента и центра трансфера технологий "Северо-Запад".
Виктор НИКОЛАЕВ