Культура
ДЕТИ РАЗНЫХ НАРОДОВ...
24 май
Председатель жюри самого знаменитого кинофорума мира Эмир Кустурица, видимо, сумел найти компромисс в извечном противостоянии Голливуда и всего остального мира, которым, по обыкновению, бывает отмечено соревнование на Лазурном Берегу. Результаты киносмотра в Каннах всегда вызывают бурю дискуссий и прогнозы экспертов относительно моды на ближайший киносезон. Если руководствоваться такими мотивами, то присуждение нынешней "Золотой пальмовой ветви" остросоциальной драме братьев Дарден "Ребенок" можно рассматривать как знак поворота к проблемам реальности. Канны в очередной раз продемонстрировали свою снобистскую непредсказуемость (вспомните прошлогодний триумф Майкла Мура с документальным фильмом "911 по Фаренгейту"!).
Знатоки сразу же начали проводить параллели, вспомнив, что Жан-Пьер и Люк Дардены уже получали "Ветвь" в 1999 году за псевдодокументальную, но очень критичную ленту "Розетта". Правда, тогда жюри возглавлял известный экспериментатор Дэвид Кроненберг. Нынче Кустурица и компания создали еще одну легенду. Ведь Дардены вошли в тот ареопаг каннских лауреатов, которые дважды выигрывали "Золотую пальмовую ветвь". Они оказались в неплохой компании с самим Кустурицей и датчанином Билле Аугустом. Феллини же, например, получил лишь одну только "Ветвь", а великий Бергман - вообще ни одной.
Америка в окончательном раскладе свою долю наград сумела вырвать в острой борьбе со сборной остального мира. Гран-при жюри достался любимцу российских киноэстетов Джиму Джармушу за фильм "Сломанные цветы". Томми Ли Джонс привез в Канны свой режиссерский дебют - "Трое похорон на шоссе Мелькадес", где и сыграл сам главную роль. Жюри же предпочло присудить ему приз как лучшему актеру, а заодно и приз за лучший сценарий. Лучшим же режиссером нынче в Каннах признали давнего фаворита фестиваля австрийца Майка Ханеке за ленту "Скрытая". А вот приз за лучшую женскую роль уезжает в Израиль благодаря актрисе Хайне Ласло ("Свободная зона" Амоса Гитаи). Не остался без наград и Восток. Нынче праздник на китайской улице. Картина режиссера "Шанхайские мечты" Ванг Хиа Шуаи получила приз жюри.
Но, пожалуй, громче всех нынче радуются итогам Канна-2005 на "незалежной" Украине. Еще бы! Впервые в истории кино сей суверенной славянской страны удостоена "Золотой пальмовой ветви" (правда, в конкурсе короткометражных фильмов) украинская картина. Она называется "Подорожники". Ее поставил режиссер Игорь Стрембицкий, который, получая награду, радостно посвятил ее своей стране (лента удостоена также и приза Нормана Мак-Ларена). Как говорится, приз оказался очень ко времени. Кино Украины, видимо, поднимается с колен. Но еще больше радует наших славянских соседей тот факт, что они так шумно победили в Каннах в отсутствие России.
Главным же событием ушедшего в историю фестиваля стала премьера третьего (по сюжету) эпизода "Звездных войн" Джорджа Лукаса. За что творец американских киносказок был удостоен специального приза фестиваля, хотя официальная формулировка гласит - "за вклад в мировое киноискусство". Такие же награды могли получить и Вим Вендерс, и Гас Ван Сэнт, и Ларс фон Триэр (каждый из них по разу побеждал прежде на фестивале), и, конечно, Дэвид Кроненберг. Фильмы этих режиссеров участвовали в нынешнем конкурсе. Но, видимо, их "почетное" время еще не пришло. Кино, похоже, никуда не спешит. И это радует, так как у творцов остается время на раздумья.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Знатоки сразу же начали проводить параллели, вспомнив, что Жан-Пьер и Люк Дардены уже получали "Ветвь" в 1999 году за псевдодокументальную, но очень критичную ленту "Розетта". Правда, тогда жюри возглавлял известный экспериментатор Дэвид Кроненберг. Нынче Кустурица и компания создали еще одну легенду. Ведь Дардены вошли в тот ареопаг каннских лауреатов, которые дважды выигрывали "Золотую пальмовую ветвь". Они оказались в неплохой компании с самим Кустурицей и датчанином Билле Аугустом. Феллини же, например, получил лишь одну только "Ветвь", а великий Бергман - вообще ни одной.
Америка в окончательном раскладе свою долю наград сумела вырвать в острой борьбе со сборной остального мира. Гран-при жюри достался любимцу российских киноэстетов Джиму Джармушу за фильм "Сломанные цветы". Томми Ли Джонс привез в Канны свой режиссерский дебют - "Трое похорон на шоссе Мелькадес", где и сыграл сам главную роль. Жюри же предпочло присудить ему приз как лучшему актеру, а заодно и приз за лучший сценарий. Лучшим же режиссером нынче в Каннах признали давнего фаворита фестиваля австрийца Майка Ханеке за ленту "Скрытая". А вот приз за лучшую женскую роль уезжает в Израиль благодаря актрисе Хайне Ласло ("Свободная зона" Амоса Гитаи). Не остался без наград и Восток. Нынче праздник на китайской улице. Картина режиссера "Шанхайские мечты" Ванг Хиа Шуаи получила приз жюри.
Но, пожалуй, громче всех нынче радуются итогам Канна-2005 на "незалежной" Украине. Еще бы! Впервые в истории кино сей суверенной славянской страны удостоена "Золотой пальмовой ветви" (правда, в конкурсе короткометражных фильмов) украинская картина. Она называется "Подорожники". Ее поставил режиссер Игорь Стрембицкий, который, получая награду, радостно посвятил ее своей стране (лента удостоена также и приза Нормана Мак-Ларена). Как говорится, приз оказался очень ко времени. Кино Украины, видимо, поднимается с колен. Но еще больше радует наших славянских соседей тот факт, что они так шумно победили в Каннах в отсутствие России.
Главным же событием ушедшего в историю фестиваля стала премьера третьего (по сюжету) эпизода "Звездных войн" Джорджа Лукаса. За что творец американских киносказок был удостоен специального приза фестиваля, хотя официальная формулировка гласит - "за вклад в мировое киноискусство". Такие же награды могли получить и Вим Вендерс, и Гас Ван Сэнт, и Ларс фон Триэр (каждый из них по разу побеждал прежде на фестивале), и, конечно, Дэвид Кроненберг. Фильмы этих режиссеров участвовали в нынешнем конкурсе. Но, видимо, их "почетное" время еще не пришло. Кино, похоже, никуда не спешит. И это радует, так как у творцов остается время на раздумья.
Сергей ИЛЬЧЕНКО