Культура
БРЫЗГИ ШАМПАНСКОГО
01 июня
Название представленного зрителям семисерийного фильма обещало немало интересного - "Звезда эпохи". Тем более что в героини была выбрана одна из самых знаменитых актрис ушедшей эпохи большого стиля советского кино Валентина Серова. Расчет режиссера Юрия Кары был вполне очевиден, и не надо было иметь семи пядей во лбу, чтобы понять замысел постановщика: через судьбы знаменитостей показать весь драматизм времени, когда кумиров экрана любили миллионы, а писатели трудились в соответствии с указаниями "лучшего друга и вождя". Интерес публики к внеэкранной или закулисной жизни звезд неиссякаем. Желание узнать, кто чей муж и кто кому жена, из разряда вечных, а любопытство всегда было движущей силой не только познания, но и привычным и доминирующим стимулом для обыкновенных людей в части приобщения к миру грез в театре или кино.
Серова была именно такой актрисой. Ее личная жизнь была яркой, романы бурными, возлюбленные знаменитыми в стране: "сталинский сокол", популярный писатель и легендарный генерал. Поговаривали и о знаменитом общественном деятеле в лице лидера советских комсомольцев, но особых документальных подтверждений последняя версия не получила. Тем не менее, судя по сериалу "Звезда эпохи", именно с этой персоны началась та череда любовных похождений актрисы Серовой, о которой судачили почти все (или многие) люди богемных и политических кругов 30-х годов ХХ века.
Вопрос соответствия того, что показывают на экране в биографическом телесериале, реальным событиям, фактам, словам и поступкам, наконец, ключевой и принципиальный. Недаром Юрий Кара перед премьерой решился на отчаянный шаг: показал фильм родственникам главных действующих лиц. Реакция их была предсказуемой: они были против того, чтобы на экране главные действующие лица носили свои настоящие имена и фамилии. Режиссеру пришлось послушаться столь суровых критиков своего детища. В противном случае ему грозили судебные разбирательства. Результатом житейской реакции стало принципиальное творческое решение, которое окончательно запутало зрителей, столь пристально внимавших "Звезде экрана", сидя у телевизора. И что же мы увидели? Константин Симонов стал Семеновым, а его тезка Константин Рокоссовский - Родановским. Летчик Седов и комсомолец Косарев остались при собственных именах и фамилиях. Хорошо еще, что не были переименованы члены Политбюро.
Именно с образа этого органа руководства страной и начинается та опереточность происходящего на экране, которая по мере дальнейшего повествования о судьбе звезды советского кино и театра все более и более превращается в некий документальный телеводевиль с узнаваемыми историческими персонажами-масками. Чего стоит уважаемый мною и зрителями Армен Джигарханян в роли Сталина! В свое время Кара доверил играть этого руководителя-тирана Алексею Петренко ("Пиры Валтасара"), и уже тогда в таком выборе была некая нарочитость, граничащая с режиссерской и актерской растерянностью. Было ощущение, что нам хотят показать Сталина не простым гением зла, а с какой-то претензией на понимание мотивов его поведения. Как мог, Петренко тогда это сыграл. Нынче знакомые звучащие обертоны неповторимого голоса Армена Борисовича диссонируют с тем, что происходит в кадре, когда решается судьба людей (эпизод с сыном Никиты Хрущева). Не верю я, что Сталин - Джигарханян был таким страшным злодеем. Ведь он так заботился о писателе Семенове (Александр Домогаров) и поощрял его любовную лирику, адресованную актрисе Серовой (Мария Александрова).
Правда, судя по сериалу "Звезда эпохи", актриса она была весьма посредственная, а женщина - неумная и капризная. И, посмотрев подобную беллетризованную телебиографию, иной молодой зритель будет вправе спросить: "А почему от нее сходили с ума сотни тысяч мужчин и женщин?" Как-то не вяжется образ героини в стиле некой лубочной фотооткрытки сталинской эпохи с тем, какой была реальная Валентина Серова в кино и на театральных подмостках. Юрий Кара окончательно дезавуирует собственный замысел, когда в ткань своего нарядного и праздничного телесериала вставляет кадры из настоящих кинолент с участием Серовой. От такой прививки реальности его условно-любовное действо окончательно рушится и уже не вызывает доверия. История отношений ярких и неординарных личностей водевильно сыграна в стиле латиноамериканских "мыльных опер".
Попытки внедрить в ткань повествования реальные документальные кадры, а также фрагменты других картин (без участия Серовой) лишь усиливают ощущение неловкости. А закадровый мужской голос, их комментирующий, и вовсе сбивает с толку. Ведь вся композиция сериала выстроена как бы от лица самой героини, опознанной завсегдатаями пивнушки в прологе первой серии. И при чем здесь мужчина? Желание вместить в одну человеческую судьбу всю эпоху сыграло с режиссером злую шутку. Реальные исторические лица возникают вне всякой логики. Как, например, Фаина Раневская (отменное соло Татьяны Васильевой!). И также исчезают из сюжета.
Эпоха, как и ее звезда, конечно же, присутствует в сериале Юрия Кары, но каким-то странным получилось время для его героев и той страны, в которой они жили. То была эпоха не войны и суровых испытаний, репрессий и напряжения сил, а эпоха красивой жизни с бесконечными букетами цветов, пением под гитару, поездками на роскошных авто и постоянным хлопаньем пробок, вылетающих из бутылок шампанского. Его брызги постоянно заливают экран в телесериале Кары. И нам остается только недоумевать и удивляться: когда его герои успевали заниматься делом, а страна выиграть войну и построить социализм?
Для того чтобы зрители все поняли, после последней премьерной серии "Звезды эпохи" по уже сложившейся дурной традиции Первый канал показал документальный фильм-комментарий о реальном Симонове и реальной Серовой. Только вот к сериальному творению Юрии Кары эти люди не имели абсолютно никакого отношения.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Серова была именно такой актрисой. Ее личная жизнь была яркой, романы бурными, возлюбленные знаменитыми в стране: "сталинский сокол", популярный писатель и легендарный генерал. Поговаривали и о знаменитом общественном деятеле в лице лидера советских комсомольцев, но особых документальных подтверждений последняя версия не получила. Тем не менее, судя по сериалу "Звезда эпохи", именно с этой персоны началась та череда любовных похождений актрисы Серовой, о которой судачили почти все (или многие) люди богемных и политических кругов 30-х годов ХХ века.
Вопрос соответствия того, что показывают на экране в биографическом телесериале, реальным событиям, фактам, словам и поступкам, наконец, ключевой и принципиальный. Недаром Юрий Кара перед премьерой решился на отчаянный шаг: показал фильм родственникам главных действующих лиц. Реакция их была предсказуемой: они были против того, чтобы на экране главные действующие лица носили свои настоящие имена и фамилии. Режиссеру пришлось послушаться столь суровых критиков своего детища. В противном случае ему грозили судебные разбирательства. Результатом житейской реакции стало принципиальное творческое решение, которое окончательно запутало зрителей, столь пристально внимавших "Звезде экрана", сидя у телевизора. И что же мы увидели? Константин Симонов стал Семеновым, а его тезка Константин Рокоссовский - Родановским. Летчик Седов и комсомолец Косарев остались при собственных именах и фамилиях. Хорошо еще, что не были переименованы члены Политбюро.
Именно с образа этого органа руководства страной и начинается та опереточность происходящего на экране, которая по мере дальнейшего повествования о судьбе звезды советского кино и театра все более и более превращается в некий документальный телеводевиль с узнаваемыми историческими персонажами-масками. Чего стоит уважаемый мною и зрителями Армен Джигарханян в роли Сталина! В свое время Кара доверил играть этого руководителя-тирана Алексею Петренко ("Пиры Валтасара"), и уже тогда в таком выборе была некая нарочитость, граничащая с режиссерской и актерской растерянностью. Было ощущение, что нам хотят показать Сталина не простым гением зла, а с какой-то претензией на понимание мотивов его поведения. Как мог, Петренко тогда это сыграл. Нынче знакомые звучащие обертоны неповторимого голоса Армена Борисовича диссонируют с тем, что происходит в кадре, когда решается судьба людей (эпизод с сыном Никиты Хрущева). Не верю я, что Сталин - Джигарханян был таким страшным злодеем. Ведь он так заботился о писателе Семенове (Александр Домогаров) и поощрял его любовную лирику, адресованную актрисе Серовой (Мария Александрова).
Правда, судя по сериалу "Звезда эпохи", актриса она была весьма посредственная, а женщина - неумная и капризная. И, посмотрев подобную беллетризованную телебиографию, иной молодой зритель будет вправе спросить: "А почему от нее сходили с ума сотни тысяч мужчин и женщин?" Как-то не вяжется образ героини в стиле некой лубочной фотооткрытки сталинской эпохи с тем, какой была реальная Валентина Серова в кино и на театральных подмостках. Юрий Кара окончательно дезавуирует собственный замысел, когда в ткань своего нарядного и праздничного телесериала вставляет кадры из настоящих кинолент с участием Серовой. От такой прививки реальности его условно-любовное действо окончательно рушится и уже не вызывает доверия. История отношений ярких и неординарных личностей водевильно сыграна в стиле латиноамериканских "мыльных опер".
Попытки внедрить в ткань повествования реальные документальные кадры, а также фрагменты других картин (без участия Серовой) лишь усиливают ощущение неловкости. А закадровый мужской голос, их комментирующий, и вовсе сбивает с толку. Ведь вся композиция сериала выстроена как бы от лица самой героини, опознанной завсегдатаями пивнушки в прологе первой серии. И при чем здесь мужчина? Желание вместить в одну человеческую судьбу всю эпоху сыграло с режиссером злую шутку. Реальные исторические лица возникают вне всякой логики. Как, например, Фаина Раневская (отменное соло Татьяны Васильевой!). И также исчезают из сюжета.
Эпоха, как и ее звезда, конечно же, присутствует в сериале Юрия Кары, но каким-то странным получилось время для его героев и той страны, в которой они жили. То была эпоха не войны и суровых испытаний, репрессий и напряжения сил, а эпоха красивой жизни с бесконечными букетами цветов, пением под гитару, поездками на роскошных авто и постоянным хлопаньем пробок, вылетающих из бутылок шампанского. Его брызги постоянно заливают экран в телесериале Кары. И нам остается только недоумевать и удивляться: когда его герои успевали заниматься делом, а страна выиграть войну и построить социализм?
Для того чтобы зрители все поняли, после последней премьерной серии "Звезды эпохи" по уже сложившейся дурной традиции Первый канал показал документальный фильм-комментарий о реальном Симонове и реальной Серовой. Только вот к сериальному творению Юрии Кары эти люди не имели абсолютно никакого отношения.
Сергей ИЛЬЧЕНКО