Культура
ПАЛАТА РУД, СКУЛЬПТУР И ПРОЧИХ "КУРЬЕЗНЫХ" ВЕЩЕЙ
03 июня
Вот и пришло время собирать камни. Собирали минералы, чтобы вернуть коллекцию графа Строганова и показать ее в Минералогическом кабинете, в московском Музее имени Ферсмана, куда собрание было передано после революции из Петрограда, и в петербургском Горном институте.
Граф Строганов, как известно, имел "превеликую охоту к курьезным вещам". Известный коллекционер и меценат, он активно содействовал развитию горных промыслов в России. Графские раритеты множились, требуя дворцового пространства, и со временем пришлось "сочинить хорошенький кабинет", архитектором которого стал Воронихин. На нижнем ярусе кабинета расположилась библиотека, а второй ярус был отведен для коллекции минералов, идею которой граф вывез из Парижа, посетив там "королевский натуральный кабинет" с рудами профессора де Лиля.
За советское время пострадала не только коллекция минералов, но и дворцовые интерьеры. В воронихинском кабинете был утрачен художественный паркет, от протечек пострадала живопись купола, осыпалось скульптурное убранство барельефов.
Вновь обретенный сундук со шлифованными плитками, собрание разномасштабных глыб камней и руд, реставрация Минералогического кабинета - все это стало возможно благодаря средствам, полученным от выставки "Строгановы: дом и коллекция одной русской аристократической семьи", прошедшей в Европе и Америке, экспонаты для которой кроме Русского и других музеев предоставил также Эрмитаж. Примером уникального сотрудничества музеев стало перечисление Эрмитажем полученного от выставки гонорара Русскому музею для восстановления интерьера кабинета и коллекции камней.
В Строгановском дворце собирали минералы, а в Михайловском замке - скульптуру. Первоначально открытый фонд был создан во флигеле Росси и был одним из первых в отечественной музейной практике. Вот уже три года идет работа по созданию открытого фонда скульптуры. Это пилотный проект, в открытом фондохранении которого представлено 134 работы конца XIX - начала ХХ веков. В настоящее время в Михайловском дворце и в корпусе Бенуа находится 193 скульптуры. В камерном помещении музея посетители могут не только увидеть скульптурные работы Трубецкого, Голубкиной, Лансере, Коненкова и других мастеров, но, пользуясь специальной компьютерной программой, узнать об авторе и о персонажах, воплощенных в камне.
Есть новшества и в Мраморном дворце. Теперь произведения искусства ХХI века не только демонстрируются на выставках, но собираются в фондохранение. По словам Пунина, искусство должно отстояться двадцать лет, затем уйти в хранилища, предоставив место новейшему. Пока на раздвижных стендах и в огромных комодах находятся работы художников, чьи имена стали известны в прошлом, ХХ веке. В музее, в хранилищах которого находятся шедевры прежних столетий, статус современного искусства, несомненно, повышается.
Людмила ВОЛКОВА
Граф Строганов, как известно, имел "превеликую охоту к курьезным вещам". Известный коллекционер и меценат, он активно содействовал развитию горных промыслов в России. Графские раритеты множились, требуя дворцового пространства, и со временем пришлось "сочинить хорошенький кабинет", архитектором которого стал Воронихин. На нижнем ярусе кабинета расположилась библиотека, а второй ярус был отведен для коллекции минералов, идею которой граф вывез из Парижа, посетив там "королевский натуральный кабинет" с рудами профессора де Лиля.
За советское время пострадала не только коллекция минералов, но и дворцовые интерьеры. В воронихинском кабинете был утрачен художественный паркет, от протечек пострадала живопись купола, осыпалось скульптурное убранство барельефов.
Вновь обретенный сундук со шлифованными плитками, собрание разномасштабных глыб камней и руд, реставрация Минералогического кабинета - все это стало возможно благодаря средствам, полученным от выставки "Строгановы: дом и коллекция одной русской аристократической семьи", прошедшей в Европе и Америке, экспонаты для которой кроме Русского и других музеев предоставил также Эрмитаж. Примером уникального сотрудничества музеев стало перечисление Эрмитажем полученного от выставки гонорара Русскому музею для восстановления интерьера кабинета и коллекции камней.
В Строгановском дворце собирали минералы, а в Михайловском замке - скульптуру. Первоначально открытый фонд был создан во флигеле Росси и был одним из первых в отечественной музейной практике. Вот уже три года идет работа по созданию открытого фонда скульптуры. Это пилотный проект, в открытом фондохранении которого представлено 134 работы конца XIX - начала ХХ веков. В настоящее время в Михайловском дворце и в корпусе Бенуа находится 193 скульптуры. В камерном помещении музея посетители могут не только увидеть скульптурные работы Трубецкого, Голубкиной, Лансере, Коненкова и других мастеров, но, пользуясь специальной компьютерной программой, узнать об авторе и о персонажах, воплощенных в камне.
Есть новшества и в Мраморном дворце. Теперь произведения искусства ХХI века не только демонстрируются на выставках, но собираются в фондохранение. По словам Пунина, искусство должно отстояться двадцать лет, затем уйти в хранилища, предоставив место новейшему. Пока на раздвижных стендах и в огромных комодах находятся работы художников, чьи имена стали известны в прошлом, ХХ веке. В музее, в хранилищах которого находятся шедевры прежних столетий, статус современного искусства, несомненно, повышается.
Людмила ВОЛКОВА