Культура
ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАШИЛКА
10 июня
Несмотря на всю серьезность ситуации, как-то подозрительно относишься к тому, что финны рассказывают нам об ужасах нашей же истории. Но как люди гостеприимные, мы все равно рады, тем более что Мариинка сама собиралась провести лето на финской сцене, и не послушать ответное алаверды было бы по меньшей мере странно.
Опера композитора и либреттиста Эйноюхани Раутаваара "Распутин" представила мистическую легенду-быль не как одну из загадок истории, а именно как триллер. Запугивали нас постепенно, и с самого начала. Немелодичная аморфная музыка, глухая темень по всей сцене, кроме ее центра, пустынное оформление декораций из трех занавесок, похожий на древнее заклинание финский язык, прерываемый знакомыми словами "матушка царица", ну и, наконец, могучий грозный бас Распутина - Матти Салминена. А если вспомнить его зловещие проклятья на фоне красного полотна с ликом самого Распутина в последней сцене - у-у-у! Поневоле становится страшно от того, в какой стране живешь.
И все равно, если растянуть все вышеперечисленное на три действия, то получается скучно. Движения происходит мало, и оно все вертится вокруг своей оси: герои поют, стоя на месте, как у Вагнера, но вот только, в отличие от Вагнера, музыка при этом тоже никуда не торопится. Практически вся опера - это театрально-музыкальные речитативы, разбавленные несколькими ариями да парой любопытных ансамблей, которые на фоне такой тягомотины кажутся манной небесной и шедеврами оперного искусства.
Сюжет целиком повторяет историю: рассказывает о жизни царской семьи, о врачевании Распутина и о его убийстве. Массовые сцены в постановке можно сосчитать по пальцам одной руки, притом не сказать, что они кстати (за исключением финальной сцены, где народ замирает и безмолвствует).
Очень хотелось найти что-то концептуальное в постановке, но когда на сцену вынесли зеркало - самый что ни на есть символический символ в искусстве, развернули его к залу, но... отразившаяся в нем таинственная фигура - всего лишь навсего дирижер, оказавшийся напротив в оркестровой яме, - наступило разочарование. Финский маэстро Микко Франк ничего не подозревал и продолжал мерно помахивать своей палочкой. Так что искать высшую цель в последовавших откровенных сценах, представленных в киноварианте под предлогом мечтаний молодых людей или в виде вольного поведения Распутина, - уже не хватило вдохновения.
Единственный и, в общем-то, главный плюс, способный затмить собой все минусы, - это хорошее исполнение. Голоса были прекрасны все до единого, а эхо знаменитого на весь мир баса Матти Салминена в Мариинке будет разноситься еще долго.
Алина ЦИОПА
Опера композитора и либреттиста Эйноюхани Раутаваара "Распутин" представила мистическую легенду-быль не как одну из загадок истории, а именно как триллер. Запугивали нас постепенно, и с самого начала. Немелодичная аморфная музыка, глухая темень по всей сцене, кроме ее центра, пустынное оформление декораций из трех занавесок, похожий на древнее заклинание финский язык, прерываемый знакомыми словами "матушка царица", ну и, наконец, могучий грозный бас Распутина - Матти Салминена. А если вспомнить его зловещие проклятья на фоне красного полотна с ликом самого Распутина в последней сцене - у-у-у! Поневоле становится страшно от того, в какой стране живешь.
И все равно, если растянуть все вышеперечисленное на три действия, то получается скучно. Движения происходит мало, и оно все вертится вокруг своей оси: герои поют, стоя на месте, как у Вагнера, но вот только, в отличие от Вагнера, музыка при этом тоже никуда не торопится. Практически вся опера - это театрально-музыкальные речитативы, разбавленные несколькими ариями да парой любопытных ансамблей, которые на фоне такой тягомотины кажутся манной небесной и шедеврами оперного искусства.
Сюжет целиком повторяет историю: рассказывает о жизни царской семьи, о врачевании Распутина и о его убийстве. Массовые сцены в постановке можно сосчитать по пальцам одной руки, притом не сказать, что они кстати (за исключением финальной сцены, где народ замирает и безмолвствует).
Очень хотелось найти что-то концептуальное в постановке, но когда на сцену вынесли зеркало - самый что ни на есть символический символ в искусстве, развернули его к залу, но... отразившаяся в нем таинственная фигура - всего лишь навсего дирижер, оказавшийся напротив в оркестровой яме, - наступило разочарование. Финский маэстро Микко Франк ничего не подозревал и продолжал мерно помахивать своей палочкой. Так что искать высшую цель в последовавших откровенных сценах, представленных в киноварианте под предлогом мечтаний молодых людей или в виде вольного поведения Распутина, - уже не хватило вдохновения.
Единственный и, в общем-то, главный плюс, способный затмить собой все минусы, - это хорошее исполнение. Голоса были прекрасны все до единого, а эхо знаменитого на весь мир баса Матти Салминена в Мариинке будет разноситься еще долго.
Алина ЦИОПА