Культура
КОРОЛЕВА ИЗ ПРЕДМЕСТЬЯ
21 июня
В начале карьеры выпускницу Школы-студии МХАТ постоянно "подозревали" в том, что она является родной дочерью звезды советского кино Николая Крючкова. Совпадала ведь не только фамилия, но и отчество. Миф, конечно, развеялся достаточно быстро, но к тому, чтобы он появился, были и свои основания. Ведь первые роли Светланы в кино случились как раз в том житейском диапазоне, где всегда себя чувствовал творчески вольготно ее знаменитый однофамилец. Помните "Большую перемену"? Крючкова и ее коллеги по школе рабочей молодежи распевали песенку про рабочий класс. Однако зрителям лучше запомнилась другая песня в исполнении Крючковой. Про черное и белое. О том, что "нас выбирают, мы выбираем, как это часто не совпадает". А рядом была роль в "Старшем сыне" Виталия Мельникова, когда тема женского одиночества звучала очень отчетливо и ярко.
Потом пришла пора дебюта на сцене знаменитого БДТ, и статус актрисы прославленного театра позволял уже выбирать роли по вкусу и желанию. Помню пронзительное ощущение от появления Светланы Николаевны в "Фантазиях Фарятьева", поставленных Сергеем Юрским на Малой сцене. Оригинальная фактура актрисы лишь подчеркивала ту самую тоску и жажду счастья, которая надолго оставит свой след в том, что творила Крючкова на сцене и на экране.
Ее героини, несмотря на некоторую анекдотичность и странность внешних данных, всегда стремились завоевать свое место под солнцем. Кому-то, как Агафье Тихоновне из "Женитьбы" того же Мельникова, сие не удавалось. Но иногда возникали роли, которые, по сути, были ролями эпизодическими, а на самом деле творили ту славу мощной актрисы, когда любое появление Крючковой на экране становилось настоящим пиршеством эмоций. Вспомните "Утомленных солнцем" или "Родню". Только наша юбилярша и могла сыграть абсурдную житейскость двух таких разных женских характеров в фильмах самого Никиты Сергеевича.
На сцене Крючкова всегда предпочитает роли яркие, центральные - будь то Раневская или Мамаша Кураж. В конце концов ее жажда свободы привела актрису к созданию собственной антрепризы, где она вновь стала королевой. Она проявила незаурядные способности менеджера, жесткость в отстаивании интересов своего дела и умение творить собственный имидж. Ее совершенно побаиваются те, кто впервые встречается со Светланой Николаевной на узких дорожках искусства. Она так же страстно болеет душой за свое детище, как и ее героини страстно жаждут счастья и любви. Другое дело, что на сцене и на экране, согласно законам искусства, им не всегда удается достичь того, что случилось в жизни самой Светланы Николаевны.
После ряда суровых испытаний самого разного свойства она нашла в себе силы быть счастливой и удачливой. И в этом состоянии Светлана Крючкова, кажется, благополучно находится и по сей день. Можно только пожелать одного: не терять этот вкус к жизни, без которого невозможно представить нашу замечательную актрису.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Потом пришла пора дебюта на сцене знаменитого БДТ, и статус актрисы прославленного театра позволял уже выбирать роли по вкусу и желанию. Помню пронзительное ощущение от появления Светланы Николаевны в "Фантазиях Фарятьева", поставленных Сергеем Юрским на Малой сцене. Оригинальная фактура актрисы лишь подчеркивала ту самую тоску и жажду счастья, которая надолго оставит свой след в том, что творила Крючкова на сцене и на экране.
Ее героини, несмотря на некоторую анекдотичность и странность внешних данных, всегда стремились завоевать свое место под солнцем. Кому-то, как Агафье Тихоновне из "Женитьбы" того же Мельникова, сие не удавалось. Но иногда возникали роли, которые, по сути, были ролями эпизодическими, а на самом деле творили ту славу мощной актрисы, когда любое появление Крючковой на экране становилось настоящим пиршеством эмоций. Вспомните "Утомленных солнцем" или "Родню". Только наша юбилярша и могла сыграть абсурдную житейскость двух таких разных женских характеров в фильмах самого Никиты Сергеевича.
На сцене Крючкова всегда предпочитает роли яркие, центральные - будь то Раневская или Мамаша Кураж. В конце концов ее жажда свободы привела актрису к созданию собственной антрепризы, где она вновь стала королевой. Она проявила незаурядные способности менеджера, жесткость в отстаивании интересов своего дела и умение творить собственный имидж. Ее совершенно побаиваются те, кто впервые встречается со Светланой Николаевной на узких дорожках искусства. Она так же страстно болеет душой за свое детище, как и ее героини страстно жаждут счастья и любви. Другое дело, что на сцене и на экране, согласно законам искусства, им не всегда удается достичь того, что случилось в жизни самой Светланы Николаевны.
После ряда суровых испытаний самого разного свойства она нашла в себе силы быть счастливой и удачливой. И в этом состоянии Светлана Крючкова, кажется, благополучно находится и по сей день. Можно только пожелать одного: не терять этот вкус к жизни, без которого невозможно представить нашу замечательную актрису.
Сергей ИЛЬЧЕНКО