Культура
БЕСТСЕЛЛЕРОМ НАЗНАЧЕН РОМАН МИХАИЛА ШИШКИНА
23 июня
Причины притяжения понятны. На фоне многочисленных наград и премий, результат которых при помощи закулисно-административных интриг заранее предрешен и никому не интересен, кроме самих номинантов и их близких, "Национальный бестселлер" задуман так, что практически исключает подтасовку. Здесь ловко придуманная трехступенчатая технология отбора претендентов стала запрудой для клановых и групповых игр.
Мало того, окончательное решение принимается жюри не кулуарно, а публично, прямо во время церемонии вручения. Каждый из членов жюри выходит перед полным залом и, объяснив, почему он выбрал то или иное произведение, называет автора, которому отдает предпочтение, при этом еще и вручает председателю жюри запечатанный конверт с рецензией на отобранное произведение.
Правда, не все так благостно. Многие и до сих пор дискутируют о том, какие же произведения следует считать бестселлерами - те, что выходят самыми большими тиражами, те, что держит каждый второй читатель в метро, или действительно оказывающие влияние на умы и сердца современников независимо от тиража? И какой бестселлер можно считать национальным?.. Дискуссии продолжаются, но пока каждый из четырех лауреатов "Национального бестселлера" предыдущих лет вызывал удивление, возмущение, негодование, ликование, иронию - все что угодно, только не безразличие.
Первым национальным бестселлером в 2001 году был признан роман малоизвестного Леонида Юзефовича "Князь ветра". Таким образом, был реализован девиз премии - "Проснуться знаменитым". Леонид Юзефович проснулся знаменитым, поскольку по положению НБ премированное произведение выходит в свет тиражом 50 тысяч экземпляров.
Лауреат 2002 года был читающей публике хорошо известен и без всяких премий. Объявление национальным бестселлером романа Александра Проханова "Господин Гексоген" вызвало бурю эмоций и настоящий общественно-литературный скандал. В 2003 году победителем опять стал малоизвестный роман двух авторов - Гарроса и Евдокимова - "[Голово]ломка". А лауреат прошлого, 2004 года - популярнейший Виктор Пелевин. Однако выяснилось, что при всей известности Пелевин литературными наградами вовсе не был избалован. "Национальным бестселлером" назвали его роман "ДПП (NN)".
В нынешнем году финалистами НБ стали шесть книг: полуфантастический роман Дмитрия Быкова "Эвакуатор", роман в недавнем прошлом слесаря-испытателя ракетных двигателей Олега Зайончковского "Сергеев и городок", состоящий из новелл о жизни маленького российского города, уже получившая широкую популярность книга известного публициста, театрального критика и телеведущей Татьяны Москвиной "Смерть - это все мужчины", жесткое повествование о чеченской войне, о "взаимоуничтожении сражающихся людей" Захара Прилепина, роман героини светских хроник Оксаны Робски "CASUAL" о "скромном обаянии российской буржуазии" и новый роман букеровского лауреата Михаила Шишкина "Венерин волос".
В традиционно пестрое по составу жюри, которому надлежало определить автора "Национального бестселлера" 2005 года, входили телеведущая Светлана Кониген, режиссер Кирилл Серебрянников, дьакон Андрей Кураев, литературный критик Андрей Гаврилов, декоратор Андрей Дмитриев и лауреат премии 2003 года Виктор Пелевин. Церемония проходила в Зимнем саду гостиницы "Астория" и носила, как это присуще "Национальному бестселлеру", характер светского мероприятия, от которого ждут если не очередной сенсации и скандала, то, во всяком случае, чего-то неординарного, нарушающего несколько сонное течение жизни литературного сообщества.
На сей раз ни скандала, ни сенсации в обычном понимании не получилось. Поначалу на простой школьной грифельной доске, где птичками отмечаются предпочтения членов жюри, царило равновесие, несколько номинантов получили равное количество голосов. Последним и потому решающим оказалось мнение Виктора Пелевина. Сам он, конечно же, отсутствовал на церемонии, поскольку почти ни на каких общественных собраниях обычно не появляется и даже фотографируется в черных очках. Свое мнение он выразил в присланном письме, которое было тут же зачитано. В довольно витиеватых выражениях знаменитый прозаик выразил мысль о том, что затрудняется самостоятельно назвать одного из шести претендентов, на то должна быть высшая воля. Поэтому он решил, что судьбу его мнения решит жребий. И по довольно сложной восточной системе, изложенной в письме, автор "Чапаева и пустоты" проделал соответствующие вычисления, которые привели к тому, что Виктор Пелевин назвал лауреатом роман русского писателя, живущего ныне в Швейцарии, Михаила Шишкина "Венерин волос".
Как говорят, новый лауреат бестселлером в расхожем смысле слова не является. Это глубокая и сложная вещь, для чтения в метро не годится. Но удостовериться в этом можно будет только тогда, когда роман появится отдельной книгой. Пока на русском языке он напечатан только в последних номерах журнала "Знамя".
Александр УРЕС
Мало того, окончательное решение принимается жюри не кулуарно, а публично, прямо во время церемонии вручения. Каждый из членов жюри выходит перед полным залом и, объяснив, почему он выбрал то или иное произведение, называет автора, которому отдает предпочтение, при этом еще и вручает председателю жюри запечатанный конверт с рецензией на отобранное произведение.
Правда, не все так благостно. Многие и до сих пор дискутируют о том, какие же произведения следует считать бестселлерами - те, что выходят самыми большими тиражами, те, что держит каждый второй читатель в метро, или действительно оказывающие влияние на умы и сердца современников независимо от тиража? И какой бестселлер можно считать национальным?.. Дискуссии продолжаются, но пока каждый из четырех лауреатов "Национального бестселлера" предыдущих лет вызывал удивление, возмущение, негодование, ликование, иронию - все что угодно, только не безразличие.
Первым национальным бестселлером в 2001 году был признан роман малоизвестного Леонида Юзефовича "Князь ветра". Таким образом, был реализован девиз премии - "Проснуться знаменитым". Леонид Юзефович проснулся знаменитым, поскольку по положению НБ премированное произведение выходит в свет тиражом 50 тысяч экземпляров.
Лауреат 2002 года был читающей публике хорошо известен и без всяких премий. Объявление национальным бестселлером романа Александра Проханова "Господин Гексоген" вызвало бурю эмоций и настоящий общественно-литературный скандал. В 2003 году победителем опять стал малоизвестный роман двух авторов - Гарроса и Евдокимова - "[Голово]ломка". А лауреат прошлого, 2004 года - популярнейший Виктор Пелевин. Однако выяснилось, что при всей известности Пелевин литературными наградами вовсе не был избалован. "Национальным бестселлером" назвали его роман "ДПП (NN)".
В нынешнем году финалистами НБ стали шесть книг: полуфантастический роман Дмитрия Быкова "Эвакуатор", роман в недавнем прошлом слесаря-испытателя ракетных двигателей Олега Зайончковского "Сергеев и городок", состоящий из новелл о жизни маленького российского города, уже получившая широкую популярность книга известного публициста, театрального критика и телеведущей Татьяны Москвиной "Смерть - это все мужчины", жесткое повествование о чеченской войне, о "взаимоуничтожении сражающихся людей" Захара Прилепина, роман героини светских хроник Оксаны Робски "CASUAL" о "скромном обаянии российской буржуазии" и новый роман букеровского лауреата Михаила Шишкина "Венерин волос".
В традиционно пестрое по составу жюри, которому надлежало определить автора "Национального бестселлера" 2005 года, входили телеведущая Светлана Кониген, режиссер Кирилл Серебрянников, дьакон Андрей Кураев, литературный критик Андрей Гаврилов, декоратор Андрей Дмитриев и лауреат премии 2003 года Виктор Пелевин. Церемония проходила в Зимнем саду гостиницы "Астория" и носила, как это присуще "Национальному бестселлеру", характер светского мероприятия, от которого ждут если не очередной сенсации и скандала, то, во всяком случае, чего-то неординарного, нарушающего несколько сонное течение жизни литературного сообщества.
На сей раз ни скандала, ни сенсации в обычном понимании не получилось. Поначалу на простой школьной грифельной доске, где птичками отмечаются предпочтения членов жюри, царило равновесие, несколько номинантов получили равное количество голосов. Последним и потому решающим оказалось мнение Виктора Пелевина. Сам он, конечно же, отсутствовал на церемонии, поскольку почти ни на каких общественных собраниях обычно не появляется и даже фотографируется в черных очках. Свое мнение он выразил в присланном письме, которое было тут же зачитано. В довольно витиеватых выражениях знаменитый прозаик выразил мысль о том, что затрудняется самостоятельно назвать одного из шести претендентов, на то должна быть высшая воля. Поэтому он решил, что судьбу его мнения решит жребий. И по довольно сложной восточной системе, изложенной в письме, автор "Чапаева и пустоты" проделал соответствующие вычисления, которые привели к тому, что Виктор Пелевин назвал лауреатом роман русского писателя, живущего ныне в Швейцарии, Михаила Шишкина "Венерин волос".
Как говорят, новый лауреат бестселлером в расхожем смысле слова не является. Это глубокая и сложная вещь, для чтения в метро не годится. Но удостовериться в этом можно будет только тогда, когда роман появится отдельной книгой. Пока на русском языке он напечатан только в последних номерах журнала "Знамя".
Александр УРЕС