Культура
ПРИСТАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
23 июня
Фернандо Ивасаки. Книга несчастной любви: Роман / Пер. с исп. Михаила Петрова. СПб.: Азбука-классика, 2005.
Чего можно ждать от романа с названием "Книга несчастной любви"? Трагической истории в духе Ромео & Джульетты - внезапно вспыхнувшая страсть, непреодолимые препятствия, безвременная смерть несчастных влюбленных, убитые горем родители и друзья. Что за книгу мог написать человек с именем Фернандо Ивасаки? Что-то изысканно-японское, нежное, лиричное... Эдакие лаконичные зарисовки тоскующих в разлуке влюбленных.
Я ошиблась, чему очень рада. Несчастная любовь у Ивасаки - не основание для суицида, а повод посмеяться над собой: "Невезение в делах любовных оказалось - хоть в этом-то прок - хорошим поводом посмеяться над сердечной неудачей, ведь несчастная любовь - гарантия хорошего веселья". Фернандо Ивасаки - перуанский японец, и здоровое чувство юмора, свойственное перуанцам, берет у него верх над обычной сдержанностью японцев.
Книга Ивасаки написана как "любовная" автобиография, своеобразная хроника неудач на соответствующем фронте. Перед нами десять наиболее "показательных" историй. Рассказчик симпатичен. Сначала мальчик, потом молодой человек, он - неловкий, застенчивый, не блистает светскими талантами и не умеет покорять женщин. Он - "покоряемый". Пылкий и влюбчивый: "Меньше чем за пять дней я успел влюбиться в пианистку из Памплоны, американскую студентку, соседку по дому и аптекаршу из нашего квартала, не считая всяких там служащих, прохожих и пассажирок автобусов".
Автор - не донжуан; восторгаясь женщиной, он не пытается завоевать и покорить. Он мечтает о взаимности, но постоянно терпит катастрофы. Масштаб несчастий с возрастом все увеличивается: от разбитого носа на теннисном корте к переломанным ребрам в результате падения с роликов. Каролину интересует французская демократия - влюбленный герой готов встать под знамена революции. Камилла хочет стать монахиней - герой начинает ходить к мессе, убеждая ее и себя, что переживает кризис веры. Ребекка - еврейка, и герой чуть было не обратился в иудаизм... Чего только не сделаешь ради женщины!
Книга Фернандо Ивасаки добрая и смешная. В то же время нежная и лиричная, какой и должна быть книга о любви. Автором двигало не стремление поквитаться с недоступными красавицами, а пропеть гимн тем, кто "мог быть похищен сыном троянского царя, мог вдохновлять на слезливые мадригалы трубадуров или отдавать свои прекрасные лики мадоннам шестнадцатого века". Роман Ивасаки направлен не на изгнание демонов, а на заклинание ангелов. А как приятно осознавать, что ты - ангел!
ПРАВДА АРТИСТА
Олег Борисов: Иное измерение. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2004.
В ответ на мой вопрос: смотрела ли она в начале семидесятых "Генриха IV" в БДТ? - моя мама, далеко не театрал, отозвалась мгновенно: "С Борисовым? Конечно. Классный был спектакль".
Сборник "Олег Борисов: иное измерение" при всей своей мозаичности и многогранности каждого фрагмента этой мозаики имеет почти тот же самый посыл: "классный артист".
Увидеть Олега Борисова на сцене мне, к сожалению, не довелось; фильмы с его участием тоже как-то не попадались, так что с авторами книги и захочешь - не поспоришь. Да, в общем спорить неохота; возникает желание если не спектакли (невозможно - машина времени не изобретена), то хотя бы фильмы посмотреть не как обычно, краем глаза за ужином, но вдумчиво, сверяя свои впечатления с оценками современников. А среди них, оценивающих, - театральные критики Александр Свободин, Марина Дмитревская, Татьяна Москвина, театральный художник, соратник Товстоногова Эдуард Кочергин, режиссеры Лев Додин и Вадим Абдрашитов и, конечно, артисты - Михаил Козаков, Олег Меньшиков, Наталья Тенякова, Анастасия Вертинская... Их воспоминания - то пунктирно-отрывочные, то упорядоченные в статьях - собрал сын Олега Борисова Юрий, режиссер Музыкального театра и кино.
Книга эта - конечно, памятник, из тех, которые ставят не на государственные деньги (в 2004 году О. Борисову исполнилось бы 75 лет, 10 лет назад он скончался). Но есть в ней и еще одна важная тема, вынесенная в название, может быть, слишком общо. Непохожесть, отдельно-стояние, из-ряда-вон-выход, непринадлежность, осознание и приятие своего творческого одиночества.
Все авторы - от веского в каждом слове Александра Петровича Свободина до панибратски прихотливого в своих мемориях Олега Меньшикова - ведут речь не о человеке и артисте, но о взыскующем духе, притом не впадая в панегирический тон и не срываясь на плач по непризнанному гению, хотя в книге довольно высоких словес - "актерская честь", например. В отдельности, в творческом одиночестве Олега Борисова они, очевидно, находят опору; и с этой точки зрения осмысленный ими борисовский опыт важен для любого "творца". Ведь не только артист пытается примирить в себе жажду славы и стремление к самовыражению. Перед каждой творческой личностью рано или поздно встает этот вопрос: для кого творить? Для себя? Для людей? Или сразу для вечности? И в какой мере надо помнить про эту самую вечность, если забыть про нее совсем не получается, да и нельзя.
Речь современников - половина книги. Другая - прямая речь самого Олега Борисова. Интервью, размышления, не печатавшиеся ранее дневниковые записи.
В книге очень мало упоминается, так сказать, "о доме, о семье". Отчасти, вероятно, потому, что эта тема и для самого Олега Борисова была закрытой, отчасти потому, что "все счастливые семьи счастливы одинаково". Лишь по отдельным репликам да по прямой речи самого Борисова можно заключить, что семья была для него утешением и отдохновением. Да вот, собственно, и цитата: "Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца человеческие", - сказал Достоевский. Я это каждую минуту чувствую. Кроме тех минут, когда я в семье. Жена, сын и собака эту битву отводят".
Впрочем, наверное, не только семья спасала; во многом актер и сам избегал страстишек - для Страстей. Потому и привычной в разговорах об искусстве политики на страницах сборника нет, и никто не сводит запоздалые счеты с худсоветами, Госкино или даже отдельными чиновниками, как не сводил их и сам Борисов. И эта принципиальная внеполитичность дает надежду, что наряду с "властителями дум" и "пророками в своем отечестве" есть в русском искусстве люди, которые не станут "истину царю с улыбкой говорить", потому что их дело - говорить (и не с улыбкой, а чаще всего с болью) правду. Наше дело - ее расслышать. Как расслышали правду Олега Борисова.
В ближайшее время издательства Москвы и Санкт-Петербурга выпускают:
"АЗБУКА-КЛАССИКА"
Колдовство в средние века. Ведовство, которого не было. Бич и молот: охота на ведьм в XVI-XVIII веках. Цикл из трех энциклопедических книг, рассказывающих о феномене колдовства и ведовства в Европе эпох Средневековья, Возрождения и Барокко.
"АМФОРА"
Ойген Херригель. Дзэн в искусстве стрельбы из лука.
Лев Лурье. Преступления в стиле модерн.
"АСТ"
Дэн Браун. Точка обмана.
"ВАГРИУС"
Борис Васильев. Картежник и бретер, игрок и дуэлянт.
Борис Ефимов. Мои встречи.
Рюрик Ивнев. Богема.
"ЯНУС"
Анджей Иконников-Галицкий. Пропущенное поколение.
AD MARGINEM
Михаил Елизаров. Красная пленка.
Бестселлеры книжных интернет-магазинов:
1. Максим Кононенко. Владимир Владимирович(tm).
2. Тони Парсонс. Муж и жена.
3. Евгений Гришковец. Реки.
4. Оксана Робски. День счастья - завтра.
5. Тони Парсонс. Man and Boy, или История с продолжением.
6. Дэн Браун. Код да Винчи.
7. Бернард Вербер. Империя ангелов.
8. Норман Пензер. Гарем. История, традиции, тайны.
9. Юлия Латынина. Джаханнам, или До встречи в Аду.
10. Андре-Марсель Адамек. Самая большая подводная лодка в мире.
22 июня, среда. 18.00. Музей Анны Ахматовой. Литейный пр., 53.
Михаил Эпштейн. Тема выступления: Америка - Россия - "Амероссия". Вечер ведет Андрей Арьев. Предполагается участие писательницы Маруси Климовой.
23 июня, четверг. 18.30. Центр современной литературы и книги. Наб. Макарова. Летний поэтический абонемент "Современные поэты / против / лета". Участвуют Игорь Вишневецкий (США) и Игорь Лощилов (Новосибирск).
24 июня, пятница. 19.00. Галерея "Борей". Литейный пр., 58.
Летний поэтический абонемент "Современные поэты / против / лета". Марианна Гейде & Константин Бандуровский (Переславль-Залесский - Москва).
25 июня, суббота. 17.00. Галерея "Кино-Фот-703", Пушкинская, 10.
Презентация второго номера петербургского литературного журнала "ЗИНЗИВЕР" и международного литературного журнала "ЛИТЕРАЧЕ" (Петербург -Москва - Нью-Йорк, составители Тамара Буковская, Алексей Даен, Константин Кузьминский, Валерий Мишин).
28 июня, вторник. 18.00. Центр современной литературы и книги.
Встреча с писателем Чезаре Вергати (Италия).
28 июня, вторник. 18.00. Музей Анны Ахматовой
ХАРМС-фестиваль-5. "Переводы разных книг меня смущают..." Вечер переводчиков.
28 июня, вторник. 19.00. Клуб "Платформа". Ул. Некрасова, 40.
Президенты ВАЛИ (Всемирной ассоциации любящих "Изабеллу") представляют:
1) поэтический вечер Арсена Мирзаева;
2) очередные выборы президентов ВАЛИ;
3) день рождения ВАЛИ и А. Мирзаева. Ожидается участие Валерия Земских, Дмитрия Григорьева, Владимира Кучерявкина, Юрия Орлицкого и др.
30 июня, четверг. 19.00. Клуб "Платформа".
Презентация романа Жоржа Перека "Исчезание" (Издательство Ивана Лимбаха, 2005). Представит книгу переводчик Валерий Кислов. Музыкальные иллюстрации - контрабасист Владимир Волков.
4 июля, понедельник. 18.30. Центр современной литературы и книги. Летний поэтический абонемент "Современные поэты / против / лета".
Владимир Строчков (Москва).
Ольга КАДИКИНА, Полина КОПЫЛОВА
Чего можно ждать от романа с названием "Книга несчастной любви"? Трагической истории в духе Ромео & Джульетты - внезапно вспыхнувшая страсть, непреодолимые препятствия, безвременная смерть несчастных влюбленных, убитые горем родители и друзья. Что за книгу мог написать человек с именем Фернандо Ивасаки? Что-то изысканно-японское, нежное, лиричное... Эдакие лаконичные зарисовки тоскующих в разлуке влюбленных.
Я ошиблась, чему очень рада. Несчастная любовь у Ивасаки - не основание для суицида, а повод посмеяться над собой: "Невезение в делах любовных оказалось - хоть в этом-то прок - хорошим поводом посмеяться над сердечной неудачей, ведь несчастная любовь - гарантия хорошего веселья". Фернандо Ивасаки - перуанский японец, и здоровое чувство юмора, свойственное перуанцам, берет у него верх над обычной сдержанностью японцев.
Книга Ивасаки написана как "любовная" автобиография, своеобразная хроника неудач на соответствующем фронте. Перед нами десять наиболее "показательных" историй. Рассказчик симпатичен. Сначала мальчик, потом молодой человек, он - неловкий, застенчивый, не блистает светскими талантами и не умеет покорять женщин. Он - "покоряемый". Пылкий и влюбчивый: "Меньше чем за пять дней я успел влюбиться в пианистку из Памплоны, американскую студентку, соседку по дому и аптекаршу из нашего квартала, не считая всяких там служащих, прохожих и пассажирок автобусов".
Автор - не донжуан; восторгаясь женщиной, он не пытается завоевать и покорить. Он мечтает о взаимности, но постоянно терпит катастрофы. Масштаб несчастий с возрастом все увеличивается: от разбитого носа на теннисном корте к переломанным ребрам в результате падения с роликов. Каролину интересует французская демократия - влюбленный герой готов встать под знамена революции. Камилла хочет стать монахиней - герой начинает ходить к мессе, убеждая ее и себя, что переживает кризис веры. Ребекка - еврейка, и герой чуть было не обратился в иудаизм... Чего только не сделаешь ради женщины!
Книга Фернандо Ивасаки добрая и смешная. В то же время нежная и лиричная, какой и должна быть книга о любви. Автором двигало не стремление поквитаться с недоступными красавицами, а пропеть гимн тем, кто "мог быть похищен сыном троянского царя, мог вдохновлять на слезливые мадригалы трубадуров или отдавать свои прекрасные лики мадоннам шестнадцатого века". Роман Ивасаки направлен не на изгнание демонов, а на заклинание ангелов. А как приятно осознавать, что ты - ангел!
ПРАВДА АРТИСТА
Олег Борисов: Иное измерение. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2004.
В ответ на мой вопрос: смотрела ли она в начале семидесятых "Генриха IV" в БДТ? - моя мама, далеко не театрал, отозвалась мгновенно: "С Борисовым? Конечно. Классный был спектакль".
Сборник "Олег Борисов: иное измерение" при всей своей мозаичности и многогранности каждого фрагмента этой мозаики имеет почти тот же самый посыл: "классный артист".
Увидеть Олега Борисова на сцене мне, к сожалению, не довелось; фильмы с его участием тоже как-то не попадались, так что с авторами книги и захочешь - не поспоришь. Да, в общем спорить неохота; возникает желание если не спектакли (невозможно - машина времени не изобретена), то хотя бы фильмы посмотреть не как обычно, краем глаза за ужином, но вдумчиво, сверяя свои впечатления с оценками современников. А среди них, оценивающих, - театральные критики Александр Свободин, Марина Дмитревская, Татьяна Москвина, театральный художник, соратник Товстоногова Эдуард Кочергин, режиссеры Лев Додин и Вадим Абдрашитов и, конечно, артисты - Михаил Козаков, Олег Меньшиков, Наталья Тенякова, Анастасия Вертинская... Их воспоминания - то пунктирно-отрывочные, то упорядоченные в статьях - собрал сын Олега Борисова Юрий, режиссер Музыкального театра и кино.
Книга эта - конечно, памятник, из тех, которые ставят не на государственные деньги (в 2004 году О. Борисову исполнилось бы 75 лет, 10 лет назад он скончался). Но есть в ней и еще одна важная тема, вынесенная в название, может быть, слишком общо. Непохожесть, отдельно-стояние, из-ряда-вон-выход, непринадлежность, осознание и приятие своего творческого одиночества.
Все авторы - от веского в каждом слове Александра Петровича Свободина до панибратски прихотливого в своих мемориях Олега Меньшикова - ведут речь не о человеке и артисте, но о взыскующем духе, притом не впадая в панегирический тон и не срываясь на плач по непризнанному гению, хотя в книге довольно высоких словес - "актерская честь", например. В отдельности, в творческом одиночестве Олега Борисова они, очевидно, находят опору; и с этой точки зрения осмысленный ими борисовский опыт важен для любого "творца". Ведь не только артист пытается примирить в себе жажду славы и стремление к самовыражению. Перед каждой творческой личностью рано или поздно встает этот вопрос: для кого творить? Для себя? Для людей? Или сразу для вечности? И в какой мере надо помнить про эту самую вечность, если забыть про нее совсем не получается, да и нельзя.
Речь современников - половина книги. Другая - прямая речь самого Олега Борисова. Интервью, размышления, не печатавшиеся ранее дневниковые записи.
В книге очень мало упоминается, так сказать, "о доме, о семье". Отчасти, вероятно, потому, что эта тема и для самого Олега Борисова была закрытой, отчасти потому, что "все счастливые семьи счастливы одинаково". Лишь по отдельным репликам да по прямой речи самого Борисова можно заключить, что семья была для него утешением и отдохновением. Да вот, собственно, и цитата: "Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца человеческие", - сказал Достоевский. Я это каждую минуту чувствую. Кроме тех минут, когда я в семье. Жена, сын и собака эту битву отводят".
Впрочем, наверное, не только семья спасала; во многом актер и сам избегал страстишек - для Страстей. Потому и привычной в разговорах об искусстве политики на страницах сборника нет, и никто не сводит запоздалые счеты с худсоветами, Госкино или даже отдельными чиновниками, как не сводил их и сам Борисов. И эта принципиальная внеполитичность дает надежду, что наряду с "властителями дум" и "пророками в своем отечестве" есть в русском искусстве люди, которые не станут "истину царю с улыбкой говорить", потому что их дело - говорить (и не с улыбкой, а чаще всего с болью) правду. Наше дело - ее расслышать. Как расслышали правду Олега Борисова.
В ближайшее время издательства Москвы и Санкт-Петербурга выпускают:
"АЗБУКА-КЛАССИКА"
Колдовство в средние века. Ведовство, которого не было. Бич и молот: охота на ведьм в XVI-XVIII веках. Цикл из трех энциклопедических книг, рассказывающих о феномене колдовства и ведовства в Европе эпох Средневековья, Возрождения и Барокко.
"АМФОРА"
Ойген Херригель. Дзэн в искусстве стрельбы из лука.
Лев Лурье. Преступления в стиле модерн.
"АСТ"
Дэн Браун. Точка обмана.
"ВАГРИУС"
Борис Васильев. Картежник и бретер, игрок и дуэлянт.
Борис Ефимов. Мои встречи.
Рюрик Ивнев. Богема.
"ЯНУС"
Анджей Иконников-Галицкий. Пропущенное поколение.
AD MARGINEM
Михаил Елизаров. Красная пленка.
Бестселлеры книжных интернет-магазинов:
1. Максим Кононенко. Владимир Владимирович(tm).
2. Тони Парсонс. Муж и жена.
3. Евгений Гришковец. Реки.
4. Оксана Робски. День счастья - завтра.
5. Тони Парсонс. Man and Boy, или История с продолжением.
6. Дэн Браун. Код да Винчи.
7. Бернард Вербер. Империя ангелов.
8. Норман Пензер. Гарем. История, традиции, тайны.
9. Юлия Латынина. Джаханнам, или До встречи в Аду.
10. Андре-Марсель Адамек. Самая большая подводная лодка в мире.
22 июня, среда. 18.00. Музей Анны Ахматовой. Литейный пр., 53.
Михаил Эпштейн. Тема выступления: Америка - Россия - "Амероссия". Вечер ведет Андрей Арьев. Предполагается участие писательницы Маруси Климовой.
23 июня, четверг. 18.30. Центр современной литературы и книги. Наб. Макарова. Летний поэтический абонемент "Современные поэты / против / лета". Участвуют Игорь Вишневецкий (США) и Игорь Лощилов (Новосибирск).
24 июня, пятница. 19.00. Галерея "Борей". Литейный пр., 58.
Летний поэтический абонемент "Современные поэты / против / лета". Марианна Гейде & Константин Бандуровский (Переславль-Залесский - Москва).
25 июня, суббота. 17.00. Галерея "Кино-Фот-703", Пушкинская, 10.
Презентация второго номера петербургского литературного журнала "ЗИНЗИВЕР" и международного литературного журнала "ЛИТЕРАЧЕ" (Петербург -Москва - Нью-Йорк, составители Тамара Буковская, Алексей Даен, Константин Кузьминский, Валерий Мишин).
28 июня, вторник. 18.00. Центр современной литературы и книги.
Встреча с писателем Чезаре Вергати (Италия).
28 июня, вторник. 18.00. Музей Анны Ахматовой
ХАРМС-фестиваль-5. "Переводы разных книг меня смущают..." Вечер переводчиков.
28 июня, вторник. 19.00. Клуб "Платформа". Ул. Некрасова, 40.
Президенты ВАЛИ (Всемирной ассоциации любящих "Изабеллу") представляют:
1) поэтический вечер Арсена Мирзаева;
2) очередные выборы президентов ВАЛИ;
3) день рождения ВАЛИ и А. Мирзаева. Ожидается участие Валерия Земских, Дмитрия Григорьева, Владимира Кучерявкина, Юрия Орлицкого и др.
30 июня, четверг. 19.00. Клуб "Платформа".
Презентация романа Жоржа Перека "Исчезание" (Издательство Ивана Лимбаха, 2005). Представит книгу переводчик Валерий Кислов. Музыкальные иллюстрации - контрабасист Владимир Волков.
4 июля, понедельник. 18.30. Центр современной литературы и книги. Летний поэтический абонемент "Современные поэты / против / лета".
Владимир Строчков (Москва).
Ольга КАДИКИНА, Полина КОПЫЛОВА